24 февраля 2006 18:07

Аэропорт «Борисполь» залетел в коррупционный скандал

В парламенте заявлено, что активами порта управляла жена главы Совбеза Анатолия Кинаха. А ФГИ и Минтранссвязи открыто выступили за окончательную передачу 32 га земли аэропорта компании «Аэросвит» Виктора Пинчука

Сегодня парламентарии заслушали отчет временной следственной комиссии о расследовании причин кризисного положения в авиации, основной темой которого стало положение в аэропорту «Борисполь». Глава комиссии Анатолий Левин заявил, что компания, которая получила право управлять некоторыми активами порта, была организована, в частности, женой Анатолия Кинаха, главы Совбеза Украины, и Светланой Шишковой, женой директора «Борисполя». На фоне этого заявления, ФГИ и Минтранссвязи пытаются закрепить за авиакомпанией, принадлежащей Виктору Пинчуку, 32 га земли порта.

Во-первых, по словам Левина, комиссия обнаружила огромное количество, мягко говоря, недостатков и нарушений его финансово-хозяйственной деятельности. Доход «Борисполя» оценивается в 350-400 млн. грн. в год, но как заявил нардеп, его руководство так и не смогло объяснить куда уходят эти деньги.

Во-вторых, во время выступления депутата опять всплыла тема земель аэропорта. «Сейчас проводится дополнительная передача огромного количества земли, которая находится под аэропортом с правом дальнейшего выкупа. Передаются наиболее перспективные участки. Так, если взять генеральный план развития аэропорта «Борисполь», где предусмотрено строительство третьей полосы и большого терминала, то мы обнаружили, что земли под перспективным строительством уже переданы коммерческим структурам. То есть, через несколько лет мы столкнемся с более серьезно проблемой, чем существующая сейчас с авиакомпанией «Аеросвит». Компания, которой передана и передается эта земля, имеет прямое или косвенное отношение к руководству аэропорта», - говорит Левин.

Ну и самое главное, на что обратил внимание депутат. С 1 января этого года аэропорт «Борисполь» юридически лишился свой самостоятельности - вступил в действие договор между аэропортом «Борисполь» и некоей коммерческой фирмой - «Юридическое коммерческое агентство». «То есть фактически произошел первый шаг его теневой приватизации», - заявил Левин.

По этому договору большая часть мощностей аэропорта передана в управление этому агентству. Само агентство – это общество с ограниченной ответственностью, состоящее из нескольких физических лиц, не имеющих никакого отношения к авиации. Уставный фонд – 375 грн. Одним из учредителей агентства несколько лет назад стал ИМЯ Шишков, который является директором аэропорта «Борисполь».

Как заявил депутат Левин, в 2003 году учредителями на паритетной основе (50 на 50) этой компании стала Марина Кинах – жена нынешнего главы СНБО Анатолия Кинаха, а также Светлана Шишкова – жена директора аэропорта.

«Условия договора для аэропорта «Борисполь» просто кабальные. Ремонт переданных мощностей осуществляется за счет аэропорта, плата за их управление составляет 25% от дохода, полученной фирмой от использования имущества этого аэропорта. Обратите внимание, 25% даже не от прибыли, а от доходов, итого фирма, имеющая  уставной фонд 375 грн., реально может получить от аэропорта порядка 100 млн. грн. в год. Значит, при нехватке средств аэропорт вынужден затрачивать дополнительные средства из своего бюджета», - сказал Левин.

Заслушав отчет комиссии, депутаты отказались принимать какие-либо решения на сей счет. Но в доклад Левина не попали и другие данные о состоянии дел в «Борисполе».

Между тем, Фонд госимущества Украины призывает признать недействительными соглашения купли-продажи земли в Государственном международном аэропорту «Борисполь», заключенных в 2002 году с ЗАО «Авиакомпания «Аеросвит». Как сообщили в пресс-службе ФГИУ, при продаже имущества были допущены значительные нарушения законодательства Украины, согласно которому такую продажу можно осуществить только после согласования с органом управления и, как правило, на конкурентных основаниях.

По данным Фонда госимущества, при заключении договора не были соблюдены требования постановления КМУ, согласно которому отчуждение основных средств производства 1 группы, к которым относятся стратегические земли «Борисполя», проводится по согласованию с Кабинетом Министров Украины.

32 гектара земли на территории международного аэропорта «Борисполь» можно считать лучшим капиталовложением компании «Аэросвит». В пользу авиаперевозчика, которого прямо связывают с зятем экс-президента Кучмы Виктором Пинчуком, аэропорт за три месяца до президентских выборов продал землю – самую перспективную с точки зрения своего собственного развития, а также важные технологические объекты аэропорта.

«Аэросвит» планирует на этом участке построить собственный частный терминал с галереей, ведущей прямо к самолету на летном поле. Программа минимум - конкурировать с государственным аэропортом в самой прибыльной сфере - обслуживании пассажиров.

Но, получив землю в частную собственность, частный перевозчик фактически заблокировал возможность развития аэропорта. Так, по крайней мере, утверждают в Борисполе. Например, в окружении участка «Аэросвита» оказался терминал внутренних перевозок и подъездные пути к нему. Всплыл и еще один повод для конфликта интересов: по словам исполнительного директора «Борисполя» Валерия Полищука, на месте строящегося терминала «Аэросвита» предприятие планировало создать собственную новостройку. Поэтому между двумя партнерами начались судебные тяжбы.

В марте 2005 года Днепровская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело против «Аэросвита» по ст. 365 ч. 3 УК Украины (превышение власти или служебных полномочий). Следствие считало, что в течение 2003-2004 годов должностными лицами органов местного самоуправления Киевской области изъяты земли у ГП «ГМА «Борисполь» и проданы ЗАО «Авиакомпания «Аэросвит» с грубыми нарушениями законодательства. Хозяйственный суд Киевской области удовлетворил требования прокуратуры и купленный надел (часть территории аэропорта площадью около 32 га на общую стоимость в 8,1 млн. грн.) перешел в ведение аэропорта. С 24 февраля 2005 года строительство нового «аэросвитовского» терминала было заморожено.

Ситуация изменилась в пользу «Аэросвита» осенью прошлого года - с приходом нового правительства. Киевский межобластной апелляционный суд в один день отменил пять решений хозяйственного суда о незаконности отчуждения земли и имущества «Аэросвиту». А новый министр транспорта Виктор Бондарь инициировал подписание Меморандума об урегулировании конфликта, который должен был заставить руководство «Борисполя» отказаться от дальнейшего участия в судебном разбирательстве. Однако эта попытка провалилась, когда в начале февраля 2006 года руководство аэропорта заявило, что имеет собственный план развития своего терминального комплекса, который не предполагает сотрудничество с авиакомпанией.

И «Борисполь» сразу же направил в Верховный суд Украины кассационные жалобы на постановления апелляционной инстанции с просьбой установить их правомочность. Заседание должно было состояться 21 февраля 2006 года. Но в этот день коллегия Высшего хозяйственного суда Украины заявила о самоотводе. Как считает замгенерального директора аэропорта «Борисполь» по правовым вопросам Дмитрий Денисов, «мотив самоотвода непонятен».

«Существует определенный перечень причин, по которым судья может объявить самоотвод. Но, в данном случае, такие причины не были названы ни одним из трех судей», - сказал Денисов. Не смотря на то, что новый состав судебной коллегии уже представлен, новая дата заседания ещё не назначена.

По словам исполнительного директора «Аеросвита» Андрея Шкатюка, изначально строительство нового терминала считалось давно решённым вопросом, «Борисполь» не возражал. «Но с появлением этого терминала руководство аэропорта боится потерять монопольное положение, - считает Шкатюк. - Поэтому нынешнюю позицию «бориспольцев» можно рассматривать только как устранение конкурирующей стороны».

Исполнительный директор «Борисполя» Валерий Полищук не скрывает, что недовольство руководства аэропорта вызвано нежеланием пускать на свои земли сильного конкурента. Полищук утверждает, что строительство терминала «Аеросвита» значительно снизит пропускную способность терминалов «Борисполя». Кроме того, резко уменьшится территория привокзальной площади (именно там запланировано строительство терминала авиакомпанией).

В «Борисполе» уверены, что строительство терминала по проекту «Аеросвита» нецелесообразно и создает помехи собственному развитию «Борисполя». По словам финансового директора «Борисполя» Натальи Гомбалевской, из четырех существующих сборов основную прибыль аэропорту приносит пассажирский который включается в цену билета и составляет $13. Прибыль от пассажирского сбора – это половина от всех доходов «Борисполя», если появится новый терминал – эта сума значительно сократится.

Вместе с тем руководство авиакомпании считает, что «бориспольцы» сильно преувеличивают, когда говорят о том, что терминал «Аеросвита» способен обанкротить Государственный Международный Аэропорт. Напротив, авиаперевозчики считают, что «Борисполь» умышленно вредит их бизнесу.

Авиакомпании «Аеросвит» и «Международные авиалинии Украины», а также предприятия, предоставляющие разного рода услуги пассажирам и, собсвенно, авиаперевозчикам - ГАП «Украина», ГАП «Зал официальных делегаций», ООО «Аэрохендлинг», «Интеравиа» и «Киев-Кэтеринг» обвиняют аэропорт в монополизме, низком качестве услуг и завышении их стоимости. Они также указывают на то, что рентабельность «Борисполя» составила в прошлом году 68%, а авиакомпаний – до 2-3%.

Руководители перечисленных авиапредприятий настаивают на «демонополизации» аэропорта. Это исключило бы для «Борисполя» возможность заниматься услугами по выпуску бортпитания, наземным обслуживанием пассажиров, поставками топлива, обслуживанием самолетов. В таком случае все перечисленные услуги станут прерогативой частных компаний. Служба авиационной безопасности, по мнению частных авиаперевозчиков, также должна быть выведена из состава «Борисполя».

Однако руководство авиакомпаний признаётся, что демонополизировать «Борисполь» будет нелегко. 1 января аэропорт передал право заключать договоры аренды на свое имущество бориспольскому ООО «Юридическо-коммерческое агентство». Одним из первых учредителей ООО являлся нынешний генеральный директор аэропорта Александр Шишков, однако спустя некоторое время он вышел из состава учредителей.

Государство в лице Минтранса пока не в состоянии разрешить этот конфликт. Секретариат Президента Украины обещал в кратчайшие сформировать группу независимых государственных экспертов, и в четверг, 23 февраля, начать «переговоры и практическую работу между Государственным международным аэропортом «Борисполь» и Министерством транспорта и связи Украины». Но за прошедшие дни список экспертов так и не был сформирован.

Утром 23 февраля вместо комиссии экспертов администрации президента была создана очередная комиссия Министерства транспорта и возглавил ее замминистра транспорта и связи Павел Рябикин. В 2006 году это будет уже пятая комиссия, проверяющая ситуацию вокруг конфликта.