05 марта 2021 15:24

Выйти из сумрака: почему нулевое декларирование в Украине не заработает

Президент Зеленский выполняет свое предвыборное обещание, но напугал многих украинцев

Выйти из сумрака: почему нулевое декларирование в Украине не заработает

В Украине уже через несколько месяцев может начаться кампания по добровольному декларированию "теневых" доходов и приобретенных на них активов в рамках так называемой "налоговой амнистии". Если коротко, то любой украинец за относительно небольшой процент сможет "легализовать" им самим определенную сумму, с которой в прошлом не были уплачены налоги. Сайт разбирался, кого коснется "амнистия" и кому нужно волноваться.

Президент Украины Владимир Зеленский внес в Верховную Раду пакет законопроектов, которые нацелены на проведение в стране так называемой "налоговой амнистии".

Ранее глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев в интервью заявил, что у властной команды изначально было видение, что амнистия капиталов должна быть инициирована именно президентом, так как здесь ключевым является вопрос доверия к тому, кто вносит это предложение.

Кроме того, напомним, проведение "налоговой амнистии" было одним из предвыборных обещаний Владимира Зеленского.

Речь идет о внесенных в конце февраля законопроектах №№ 5153, 5154, 5155 и 5156, которыми предлагаются изменения в различные законодательные акты Украины, в том числе в Налоговый, Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы.

Даниил Гетманцев в Telegram опубликовал, как он сам выразился, "алгоритм одноразового декларирования" в рамках "налоговой амнистии".

Что декларировать будем

Итак, что собой представляет объект декларирования. Это – активы (в том числе движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, корпоративные права) в Украине и за рубежом, приобретенные за счет средств, которые не были задекларированы за любой налоговый период до 1 января 2021 года.

Важная деталь: такое декларирование не распространяется на несовершеннолетних и недееспособных лиц, а также на тех, кто с 2005 года должен был подавать декларацию в соответствии с антикоррупционным законодательством (это, в первую очередь, государственные служащие).

При этом амнистии не подлежат активы, полученные в результате уголовных правонарушений кроме налоговых, а также активы лиц, в отношении которых открыты уголовные производства по статьям о легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма.

Также есть перечень активов, которые не подлежат декларированию, то есть априори считаются "чистыми".

К таким активам относятся:

квартира площадью до 120 квадратных метров или имущественные права на такую квартиру;

жилой дом площадью до 240 квадратных метров или его незавершенное строительство при условии права собственности на земельный участок;

нежилая недвижимость (в том числе недостроенная) некоммерческого назначения площадью до 60 квадратных метров;

земельные участки в пределах нормативов бесплатной приватизации;

одно транспортное средство, зарегистрированное в реестре (кроме автомобилей, предназначенных для перевозки 10 человек и более, либо с объемом двигателя не менее 3000 кубических сантиметров, либо, если его средняя рыночная стоимость превышает 375 минимальных зарплат (на сегодня 225 тысяч гривен), также кроме мотоцикла с объемом двигателя более 800 кубических сантиметров, а также самолета, вертолета, яхты или катера);

другие активы суммарной стоимостью не более 400 тысяч гривен.

Специальное декларирование запланировано (при условии, что упомянутые законопроекты будут приняты вовремя ) с 1 июля 2021 года до 1 июля 2022 года.

Легализация "теневых" активов будет осуществляться не бесплатно.

Базой налогообложения для валютных ценностей и прав денежного требования является денежная или номинальная стоимость, подтвержденная документально. Для недвижимости - это расходы на приобретение, оценочная или биржевая стоимость, а также стоимость, определенная самостоятельно декларантом.

Амнистия будет реализовываться по следующим налоговым ставкам:

5% для валютных ценностей, размещенных на счетах в банках Украины, и других активов, которые находятся (зарегистрированы) в Украине;

9% для валютных ценностей, размещенных на счетах в банках за рубежом, а также для других активов, которые находятся за рубежом;

2,5% для облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), приобретенных в период с 1 января 2021 года по 20 июня 2022 года до подачи декларации.

Налог или, как он назван в законопроектах, специальный сбор, по одной из указанных ставок нужно будет уплатить в течение 10 календарных дней со дня подачи декларации.

Декларируемые средства должны будут размещаться на специальных счетах. Источник задекларированных в рамках амнистии доходов не будет проверяться. Более того, декларация может быть обезличенной – такая декларация подается через нотариуса, а декларант персонифицируется через специальный код.

Кто будет "амнистироваться"

Главный вопрос: для чего все это делается? Ответ, в принципе, известен: для того, чтобы вывести из "тени" доходы украинцев и активы, на них приобретенные. По разным оценкам, "теневая" доля может достигать 50% от всего объема национальной экономики.

Такая система складывалась годами, если не десятилетиями, и все предшествующие робкие попытки ее разрушить или, хотя бы, пошатнуть, заканчивались провалом. Не в последнюю очередь из-за того, что в этом не были заинтересованы сами власть имущие.

И вот, похоже, момент истины настал.

Но как к этому отнесутся простые граждане?

Главная проблема состоит в том, что у населения сложилось (причем, понятное дело, не вчера, а намного раньше) острое недоверие к власти, а потому и ко всем инициативам, от нее исходящих.

Кроме того, украинцы крайне негативно относятся ко всему, что, так или иначе, связано с налоговой системой, причем это недоверие порой граничит со страхом.

"Если сам гражданин будет это декларировать, он по пути умрет от страха", - сказала в разговоре консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса Александра Томашевская, добавив: "Не знаю, удастся ли им эта реформа".

Руководитель компании Perfomance Management Сергей Сароян также достаточно скептически относится к данной инициативе. По его мнению, "налоговой амнистией" захотят воспользоваться не более 5% населения.

"Связано это и с менталитетом, и с общим недоверием населения к предлагаемому нововведению", - отметил он в комментарии изданию.

По словам эксперта, предложенный механизм "легализации" активов достаточно прост, но бизнесу и частным лицам все равно будет достаточно сложно решиться на подобный шаг.

"Что касается части законопроекта по амнистии недвижимого имущества, то здесь все гораздо сложнее, механизм не прозрачен, и именно эта часть может вызвать наибольшее неприятие", - сказал он.

А это значит, что, как минимум, одна цель этой инициативы вряд ли будет достигнута, а именно - пополнить за счет "легализованных" средств украинцев государственную казну.

По различным оценкам "под матрасами" у наших граждан может лежать от 10 до 80 миллиардов долларов (от 280 миллиардов до 2,2 триллиона гривен). Что касается объемов возможных поступлений в бюджет вследствие проведения "налоговой амнистии", то до недавнего времени назывались разные цифры от 1 до 10 миллиардов долларов (от 28 до 280 миллиардов гривен соответственно). Если брать по верхней планке, то это больше, чем запланированный на этот год бюджетный дефицит размером в 247 миллиардов гривен.

Да и сами легализованные средства также, в конечном счете, будут работать на экономику.

Но, если исходить из того, что специальное декларирование не будет массовым, значительных поступлений ждать не стоит.

Впрочем, возможно, власти и не рассчитывают на массовость.

По словам Александры Томашевской, по логике, такая амнистия должна быть нацелена на людей с доходами выше среднего. "Может, она вообще сделана под десяток людей, а мы просто этого не знаем", - добавила она.

В обход барьеров

Но значит ли это, что обычным гражданам можно расслабиться? Вопрос этот достаточно дискуссионный.

С одной стороны, учитывая, что квартиру или дом, а также автомобиль декларировать не нужно, независимо о того, на какие средства они были приобретены, то волноваться большинству украинцев действительно не стоит.

Но, проблемы могут возникнуть уже после "амнистии", если человек захочет, например, купить новое жилье или новое транспортное средство, а легальных доходов у него по-прежнему не будет. При этом нужно понимать, что, если вовремя не "легализовать" "теневые" доходы, 5% уже не отделаться - фискальные органы смогут в этом случае применить к неплательщику налогов весь арсенал имеющихся у них средств.

Наверняка находчивые граждане будут пытаться обойти барьеры - собственно, как это происходит и сейчас.

Например, если у кого-то запланирована крупная покупка, а легальное происхождение соответствующей суммы предоставить не представляется возможным, человек, по идее, может ее "засветить" в рамках спецдекларирования - это все равно будет дешевле, чем попасть на штрафные санкции от налоговой (Редакция ни во коей мере не агитирует нарушать закон, а лишь моделирует возможную ситуацию).

Впрочем, даже в этом случае простому украинцу вряд ли стоит чего-то опасаться.

"Для того, чтобы купить квартиру, вообще не нужна декларация. Если что-то и нужно показать из документов, то – банку. При этом в банках часто прямо говорят, какой доход "нарисовать". Банки, как и застройщики, заинтересованы в том, чтобы продать, - говорит Александра Томашевская. - А налоговая отношения к этому не имеет".

Что будет дальше

Томашевская сомневается, что сограждане будут массово искать пути обхода декларирования в рамках "налоговой амнистии", поскольку оно является сугубо добровольным.

При этом, по словам специалиста, главное в любом декларировании, в том числе и в нынешнем, - его выгодность для самого декларанта: "Например, если с 2023 года вступят в силу какие-то жесткие нормы".

А такие "жесткие нормы" как раз ожидаются. В виде всеобщего декларирования, которое в Украине могут ввести через несколько лет. По крайней мере, такие планы у власти есть.

Декларирование доходов и, что еще важнее, имущества, в Украине существует и сегодня, однако на практике налоговые декларации подают очень немногие.

Однако всеобщее декларирование - это общемировая практика, и наша страна к ней, рано или поздно, приобщится.

Ввести всеобщее декларирование у нас хотят вскоре после "налоговой амнистии", что вполне логично - ведь это, по сути, означает начать жить с "чистого листа".

Всеобщее декларирование - отдельная тема, однако стоит отметить, что украинцы традиционно очень неохотно делятся информацией о своих доходах и имуществе, справедливо опасаясь, что она может "утечь" в сеть и попасть в руки мошенников или вымогателей.

Будут ли "сливать" данные из наших деклараций? Такой риск, безусловно, есть, но эксперты считают, что он, на самом деле, не настолько велик, как может представляться.

"Но взломать могут - у нас кибербезопасность средненькая, - говорит Александра Томашевская. - Если захотят у кого-то что-то раскопать, то раскопают".

Однако мир движется в сторону "прозрачности", в том числе и в имущественных вопросах. "И Украина тоже, рано или поздно, к этому придет", - убеждена эксперт.

Автор
Апостроф
Источник