29 октября 2008 11:48

Ирану могут понравиться наши самолеты

Ирану могут понравиться наши самолеты

У отечественного авиастроения с завидной регулярностью появляется шанс совершить прорыв на внешние рынки. Сегодня инновационным проектом может стать Ан-148-100.

На международном авиасалоне Iran Air Show-2008, который накануне открылся на о. Киш (Персидский залив), Украина представлена региональным пассажирским самолетом нового поколения Ан-148-100. Предполагается, что они дополнят на маршрутной сети Ирана турбовинтовые Ан-140, эксплуатация которых в регионе началась в ноябре 2004 г.

«Иранские заказчики всегда были очень требовательными. Поэтому интерес, который они проявили к Ан-148, убедительно свидетельствует о достаточно высокой конкурентоспособности нового самолета. Специалисты «Антонов» и другие участники экспедиции приложат все усилия, чтобы доверие наших заказчиков еще более окрепло»,— заверил генеральный конструктор АНТК им. Антонова Дмитрий Кива.

По словам источника «i» в АНТК им. Антонова, украинская делегация рассчитывает на подписание новых контрактов. Учитывая факт ограниченного маневра в приобретении иностранной техники Ирана при его большом желании серьезно развить свой экспортный потенциал и усилить оборонную мощь, можно предположить, что сотрудничество с Украиной в этой отрасли будет достаточно тесным и плодотворным.

Директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак считает, что предпосылки и потенциал для их подписания украинская сторона имеет. «В самолетостроительной области, в части производства самолетов специального назначения, Иран является вторым государством после Китая, которое активно развивает сотрудничество с Украиной»,— сказал «i» господин Бадрак. Он подчеркнул, что на иранском рынке Украина является исключительным партнером, поскольку Россия, в основном, производит и создает боевые самолеты.

Эксперт также напомнил, что Иран оказался первой страной, которой украинская сторона передала авиационные технологии в виде организации производства самолета Ан-140,— подписание в декабре 1995 г. контракта «О совместном производстве, проектировании, передаче технологии и изготовлении самолета Ан-140» между АНТК им. Антонова и иранской компанией HESA. В прошлом году на авиационной выставке Иран продемонстрировал военную версию Ан-140, «которую иранская сторона не смогла бы сделать без тех технологий, которые она получила из Украины», заверяет господин Бадрак. Он считает, что по комплексу критериев украинская самолетостроительная отрасль вполне может конкурировать с западными поставщиками: «По показателям производства и продаж украинское самолетостроение все еще находится в числе аутсайдеров. А такие государства, как Китай и Иран, вполне могут оказаться партнерами, которые позволят Украине выровнять ситуацию».

Эксперт в авиационной отрасли Сергей Бычков считает, что кризис в украинской авиапромышленности повлияет на выполнение возможных заключенных контрактов с Ираном. По словам господина Бычкова, правительству необходимо «держать руку на пульсе, чтобы выполнялись заключенные контракты» и не повторять ошибки предыдущих лет. «Мы видим, что все контракты, которые подписала украинская сторона, привели к тому, что их условия практически не выполнялись. Например, контракты с Ливией (на поставку самолетов Ан-74.— «і» ) или Казахстаном (на поставку семи самолетов Ан-148.— «і»)»,— отмечает эксперт.

По его словам, государство не стимулирует приобретение авиатехники отечественного производства, а также не поддерживает создание новой техники и внедрение современных технологий. «У нас правительство считает, что отрасли должны выживать сами по себе, не заботясь о создании для них условий конкурентоспособности»,— сказал «i» господин Бычков, при этом отметив, что в России, Китае, США и странах Евросоюза подобные задачи финансируются из бюджетов.

В состав делегации, которая представляет Ан-148-100 на выставке в Иране, входят руководители ОАО «Мотор Січ», ГП «КиАЗ «Авиант», ГП «Ивченко-Прогресс», ХГАПП, лизинговых компаний ГП «Лизингтехтранс» (Украина) и «Ильюшин финанс Ко» (Россия), АНТК им. Антонова.

Автор
Экономические Новости
НОВОСТИ / Транспорт