12 сентября 2005 15:45

Сколько стоит километр автобана

2-6 млн евро

 Перефразируя ставшую крылатой фразу литературного героя насчет того, что "автомобиль не роскошь, а средство передвижения", то же самое можно сказать и о западноевропейских автобанах. Но они могут быть даже роскошным средством передвижения во времени и пространстве, если, конечно, не попадешь в многокилометровую пробку из-за чьей-либо аварии, ремонтных работ или же из-за непомерно большого потока автомобилей. Это обычно бывает в часы пик, в дни открытия массового отпускного сезона, а еще в период начала и окончания школьных каникул, когда родители со своими чадами дружно отправляются в путешествия.

Когда в Германии или Австрии речь заходит об истории строительства скоростных автомобильных дорог, то обязательно упоминается пресловутый Адольф Гитлер. Мол, это при нем все начиналось. Но это, как выясняется, одно из исторических заблуждений. Еще до прихода бесноватого фюрера к власти, а именно 6 августа 1932 г., был торжественно открыт для автомобильного движения первый автобан, соединивший Кельн с Бонном. Двадцатикилометровый участок был построен за три года в основном бывшими безработными под патронатом тогдашнего мэра Кельна Конрада Аденауэра, ставшего в 1949 г. первым послевоенным канцлером ФРГ. А проектирование обширной сети будущих автострад в Германии началось еще в 1924 г. Но осуществить задуманное тогдашнему германскому канцлеру Хайнриху Брюнингу и его буржуазному правительственному кабинету не удалось по причине нестабильной политической обстановки и организационного саботажа со стороны правых и консервативных политических сил, действовавших по принципу "чем хуже, тем лучше" и стремившихся любой ценой захватить власть в стране в свои руки.

Кстати, впервые немецкий термин Autobahn (по аналогии с понятием Eisenbahn, что по-русски означает "железная дорога") появился в статье одного специализированного журнала, в которой подробно рассказывалось о будущей автостраде Гамбург - Франкфурт - Базель.

Пришедшие в январе 1933 г. в Германии к власти нацисты, считавшиеся ранее отъявленными критиками строительства автобанов, теперь стали не менее рьяными их сторонниками. Ведь надежные автодороги нужны были им для осуществления коварных планов по захвату и подчинению всей Европы...

Туристы из Китая в восторге

Сейчас в Европе, да и во многих иных частях света хорошими автобанами никого не удивишь. Даже в советские времена отменную скоростную автомобильную трассу между Ригой и Юрмалой в нашем народе называли "десять минут по США". В нынешней Германии общая протяженность автобанов составляет чуть больше 12 тыс. км, а суммарная длина автомобильных дорог федерального значения - свыше 41 тыс. На этих комфортабельных трассах с четкой разметкой, яркими информационными щитами, стоянками для отдыха и заправочными станциями (таковых по всей Германии 15,4 тыс.) вкупе с магазинами-ресторанами осуществляются как минимум треть автомобильных пассажирских перевозок в стране и фактически все поездки транзитников.

Кстати, по количеству пересекающих Германию иностранных автомобилей она считается "транзитной страной номер один" в Европе. Всего же суммарная протяженность асфальтированных дорог в объединенной Германии, соединяющих города и веси, превысила уже 231 тыс. километров.

Покататься за рулем "с ветерком" на немецких автобанах предпочитают даже гости издалека. Турагентство TUI с недавних пор устраивает специальные поездки в Германию для достаточно зажиточных китайцев, которых привлекают не столько достопримечательности больших городов, сколько желание самому промчаться на "Ауди А 8" или "БМВ Х5" из Франкфурта-наМайне в Мюнхен, оттуда в австрийские Зальцбург и Инсбрук, затем в обратном направлении через Штутгарт к месту старта. После этого усталые, но довольные автотуристы на самолете отправляются на родину. Такой тур продолжается шесть дней и обходится желающему в 3 тыс. евро.

Колонна в 5-6 машин, связанных между собой радиосвязью, возглавляется немецким автоповодырем и переводчиком. По пути автомобилистам предлагается также "культурная программа" - посещение заводских музеев "БМВ", "Порше", "Мерседес-Бенц" и "Ауди".

Дороги становятся частными

Если путешествуешь на автомобиле по Франции или Италии, то на автострадах время от времени приходится останавливаться у специальных турникетов, чтобы заплатить кредитной карточкой или наличными сбор за пользование дорогой. В Австрии и Швейцарии для проезда по автобанам нужно приобрести специальную наклейку, которая закрепляется на внутренней стороне лобового стекла. Такая наклейка, называемая виньеткой, действует целый год, и ее стоимость составляет в названных странах соответственно 72 и 30 евро. Если полиция или специальная контрольная служба увидит на автостраде автомобиль без наклейки, то его владельцу не миновать штрафа в 400, а то и больше евро. В Германии автобаны все еще остаются в ведении государства, и за их пользование владельцам легковых автомобилей (в отличие от грузового транспорта весом 12 тонн и больше) платить, к счастью, не приходится.

Буквально на днях министры финансов и транспорта Франции объявили о том, что правительственный кабинет принял стратегическое решение о полной приватизации основных национальных и региональных автомагистралей, обозначающихся аббревиатурами ASF (юг страны), APRR (регион Большого Парижа) и Sanef (северо-восток). До сих пор государство было главным совладельцем этих автострад протяженностью несколько тысяч километров, обладая от 50 до 75% акций. Теперь же ценные бумаги будут предложены для покупки всем желающим, в том числе, к примеру, крупному французскому строительному концерну Vinci, который уже владеет 23% акций ASF. Государство пошло на этот шаг по той причине, что из-за слабого экономического роста не оправдались прогнозы о доходах от сбора налогов, а продажа платных автобанов, как ожидается, должна принести в казну 11 млрд. евро. Интерес к этой сделке проявляют фирмы Autostrade (Италия) и Abertis (Испания), также специализирующиеся на обслуживании скоростных автотрасс.

Глазами строителя

При строительстве автобана большое значение придается всему: исследованию строительного грунта, тщательному проведению дренажных работ, морозоустойчивому монтажу, укладке нескольких несущих слоев на битумной основе. Верхний слой дорожного полотна толщиной от 2 до 4 см делается из высококачественных каменистых и горных пород. А там, где будут шуршать шины, кладут, как правило, асфальт или, что бывает реже, бетон. Специальная шероховатость проезжей части обеспечивает хорошую сцепку автомобиля с дорогой, а с другой стороны - не создает выходящего за норму шумового загрязнения окружающей среды, составляющего около 60 децибел в дневное время. Затем проводятся горизонтальная разметка проезжей части, возведение вдоль магистрали заградительных барьеров (в первую очередь для защиты от диких зверей). На Западе при строительстве автобанов исходят из того, что они должны прослужить до капитального ремонта 30-40 лет, а через 15-20 лет после начала эксплуатации автострада должна подвергнуться санации, то есть фактически обновлению лишь верхнего покрытия.

Ориентировочная стоимость строительства одного километра четырехполосного автобана (в оба направления) колеблется от 2 до 6 млн. евро в зависимости от рельефа местности, наличия мостов, туннелей или иных необходимых инфраструктурных коммуникаций.

НОВОСТИ / Транспорт