29 июля 2005 16:03

Концерн «Укрморпорт»: Новая идеология управления. Какой ей быть?

 

Создаваемый концерн, как следует из проекта Устава, будет иметь значительно больше полномочий и возможностей, нежели существующее в настоящее время Государственное объединение под тем же названием.

Немного юриспруденции. Государственный концерн «Укрморпорт» в качестве своей главной цели ставит удовлетворение общественных потребностей в результатах деятельности, повышение конкурентоспособности его участников, получение прибыли, в частности, от создания, содержания, эксплуатации, и развития закрепленного за ним государственного имущества, обеспечение мероприятий по реализации государственных целевых программ развития морского транспорта. Концерн является уставным объединением предприятий и организаций. Он создан для координации и централизации хозяйственной деятельности предприятий, входящих в его состав, обеспечения надлежащих условий их функционирования, развития материально-технической базы предприятий, с централизацией функций научно-технического и производственного процесса, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и инновационной деятельности.

Несомненно, концерн по сравнению с объединением, решения которого во многих случаях носили лишь рекомендательный характер, это шаг вперед. Главное теперь - принять устав. И это должен быть Документ с большой буквы, ибо он будет очень многое определять в производственной и социальной сфере коллективов торговых портов страны. Поэтому, думается, в таком деле важнее всего - не спешить, а семь раз отмерить, прежде чем говорить о перспективах.

Нынешний проект Устава концерна эксперты «зарубили». По их мнению, наряду с положительными моментами он имеет ряд существенных недостатков и, конечно же, претендовать «на должность» документа в полном смысле этого слова в настоящее время не может.

Что и говорить, если в определенных случаях эксперты даже вынуждены были дискутировать между собой на предмет толкования некоторых пунктов, понятий. Что, к примеру, означает «коллектив концерна»? Имеется в виду только лишь аппарат управления (но он в любом случае не может быть большим, и вряд ли для него стоит писать отдельный устав), или же речь идет о коллективе как некоем объединении коллективов всех портов, входящих в концерн. Из проекта Устава получить однозначные ответы на некоторые вопросы довольно проблематично.

В пункте 1.5 значится, что морские торговые порты и другие организации, входящие в концерн, взаимодействуют между собой в производственном процессе. У многих портовиков сразу же возник вопрос: зачем нужна такая формулировка, что здесь нового, если Хозяйственный кодекс и так предоставляет предприятиям право взаимодействовать в производственном плане и даже создавать объединения? И что подразумевается под взаимодействием как таковым в данном случае?

Если речь идет о централизации работы с грузовой базой, то здесь есть и плюсы, и минусы. Когда одни порты в определенной ситуации «задыхаются» от мощного потока грузов, а другие в это время простаивают, то централизация, а следовательно, возможность (и право) перераспределять грузопотоки - это хорошо. С той точки зрения, что в одном государстве живем, что главное - работа на конечный отраслевой результат.

Но ведь существуют и собственно интересы трудовых коллективов портов. Не будут ли они ущемлены подобной централизацией? Не получится ли так, что в ситуации, когда какому-либо порту вовсе не хочется «отдавать свой груз или грузопоток», последует строгий приказ начальства: поделиться с коллегами.

Раз существует правило, то его можно применить в любой ситуации. И не получится ли так, что кое-кому «захочется» и вовсе отказаться от инициативы: зачем искать новых партнеров, повышать качество услуг - сверху «спустят» грузы.

Как высказался один из начальников портов, централизация - это такое дитя, которое стремится к абсолютной власти. Централизация «уживается» с рыночными отношениями только на особых условиях.

Есть еще момент: государство решило перераспределить груз, но захочет ли менять условия перевозчик? Он руководствуется экономической целесообразностью. Думается, правильнее было бы так: пусть порты страны имеют максимум полномочий в привлечении грузов каждый к своему «двору», пусть имеют максимум ответственности, пусть проявляют максимум инициативы. А вот тем, кто в этом деле по каким-либо причинам не преуспел (скажем, случился неурожай, и по этой причине порт «недобрал» объемы), пусть поможет концерн, имеющий в своем портфеле хорошие договора. Вот это и будет выравнивание ситуации.

Последнее соображение тем более верно, что в проекте нет четкого определения, какие же конкретно полномочия имеет порт как субъект хозяйственной деятельности ( и что входит в компетенцию начальника порта), а какие концерн как объединение портов (и что представляет собой компетенция генерального директора концерна).

Если с этим не определиться, то в дальнейшем не исключено появление многих проблем на ровном месте. Вполне понятно, что предприятие в составе концерна лишается части своих полномочий, так сказать, части своего суверенитета. Но очень важно знать: каковы же эти полномочия? В каком разрезе позволено осуществлять хозяйственную деятельность? Это все при том, что какие-то определенные коррективы в схему может внести закон «О морских портах Украины» - вот только неизвестно, когда же он будет принят.

Возникают вопросы по поводу функций аппарата управления концерна, формирования заработной платы, по поводу развития закрепленного за концерном государственного имущества.


Далеко не однозначно экспертами был воспринят пункт проекта, в соответствии с которым концерн осуществляет приобретение промышленных и продовольственных товаров. Что означает это на практике? Не получится ли так, что концерн станет требовать от предприятий приобретать ту продукцию, в которой сами предприятия не имеют никакой нужды и по тем ценам, которые предприятия не устраивают?

В принципе, централизованное снабжение - дело неплохое. Разве плохо, если концерн соберет заявки и приобретет для портов перегрузочную технику по приемлемым ценам, так сказать, оптом? Но далеко не всем нужна, например, централизованная закупка спецодежды. Скажем, Херсонский порт перерабатывает химудобрения - здесь нужна особая спецодежда. А Измаильский порт в таких заказах вообще не нуждается - здесь сами шьют спецодежду. Не в их интересах покупать, да еще по высоким ценам спецодежду, скажем, в Киеве, да еще «тащить» ее в Измаил. Другое дело, если концерн возьмет на себя оказание портам помощи в организации материально-технического снабжения.

НОВОСТИ / Транспорт