29 июля 2005 16:19

Конкуренция или «открытое небо»

Темпы роста в отрасли авиаперевозок - более 30% в год

 

Украинские авиаперевозчики обратились к правительству с просьбой установить на рынке прозрачные правила игры. В стране до сих пор нет согласованной со всеми участниками рынка госстратегии развития перевозок. Кроме того, до сих пор не решена проблема достройки терминала «Борисполе».

Украинские авиаперевозчики в течение последних трех лет работают, что называется, за себя и за того парня. Темпы роста в отрасли - более 30% в год. В 2004-м отечественные аэропорты смогли обслужить 3 млн. пассажиров. Как в далеком 1992-м. Впрочем, иностранные конкуренты тоже не сидят сложа руки. Ведущие авиакомпании, в основном немецкие и австрийские, активизировали свою деятельность не только на транзитных, но и на региональных украинских маршрутах.

Правительственных чиновников это не пугает. Программа «Открытое небо» - еще один шаг на пути к долгожданному членству Украины в ЕС. Государство обеспокоено только тем, как создать единого национального перевозчика и возможной монополизацией авиарынка. По словам Виктора Зеленкова, директора департамента Госслужбы по надзору за обеспечением безопасности авиации, по итогам первого полугодия четыре крупные авиакомпании – «Аэросвит», «МАУ», «UM-Air» и «ДонбассАэро» забирают 81% рынка. Три года назад их доля едва доходила до 56%.

Авиапредприятия в этом не видят ничего криминального - рынок есть рынок. Выживает сильнейший. От государства украинские авиаторы помощи давно не ждут. Просят только четко определить правила игры.

«Конкуренция? Да, открытая конкуренция. Монополизм? Это должно быть объявлено и ясно определено. Потому как давайте понимать: авиация - это очень капиталоемкая отрасль», - говорит Григорий Гуртовой, сопредседатель наблюдательного совета компании «Аеросвит».

Ну, и наконец, государство должно поставить точку в затянувшихся судебных тяжбах по поводу того, кто и когда будет открывать новый терминал в аэропорту «Борисполь», строительство которого заморожено еще в феврале.

В прошлом году отечественные компании обслужили почти половину международных рейсов, которые совершаются через территорию Украины. Но главный аэропорт страны «Борисполь» практически исчерпал свои возможности.

Пока новый терминал не достроен, бориспольцы вряд-ли смогут принять заявленные четыре миллиона пассажиров в этом году и, уж тем более, 8 миллионов через три года.

Отечественные авиаперевозчики уверены, что войны за земли в аэропорту «Борисполь» следует закончить и побыстрее построить там терминал. Поскольку, без него борьба за юго-восточный пассажирский и грузовой транзит идет по-сути только между Варшавой, Шереметьево и Будапештом. Без участия украинцев.

НОВОСТИ / Транспорт