23 июля 2005 16:37

Страна без автобана

 За 100 миллионов долларов от Deutsche bank считавшаяся ранее автобаном трасса Киев-Одесса будет переделана в нормальную дорогу первой категории шириной 11,5 метров, с 4 полосами движения. Ездить по ней можно будет со скоростью 110--140 км/час, а не 200 км/час, как говорилось ранее

Минувший год в транспортной отрасли прошел под знаком возведения автобана Киев-Одесса. Как позднее выяснилось, достижения в строительстве трассы были сильно преувеличены, и для завершения проекта требуются немалые суммы. Недавно источник финансирования был найден. Deutsche bank, предложив кредит на 100 млн. долл. по ставке Libor + 2,7%, стал победителем тендера Минтрассвязи. Это приблизительно в 2,5 раза меньше, чем ранее предоставляемые Украине кредиты от западных банков.

Тот же Deutsche bank уже «влил» в автобан 450 млн. долл., правда, по менее щадящим условиям (Libor + 6,87%). И в первом, и во втором случае расплачиваться за ссуду придется из бюджета, поскольку кредиты предоставлены под госгарантии. Хотя этих средств все равно недостаточно для полноценного автобана.

Сейчас же кредит взяли под реконструкцию дороги и реабилитацию инфраструктуры вокруг нее. Грандиозная стройка привела в негодность многие второстепенные дороги, по которым подвозились стройматериалы. Еще одна недоделка -- при проектировании не была решена проблема гидроизоляции и отвода грунтовых вод, из-за чего в некоторых местах трасса размывается. Как рассказал глава Укравтодора Вадим Гуржос, кроме немецких денег, на достройку трассы государство намерено выделить еще около 140 млн. грн. собственных средств.

Стремясь соответствовать имиджу рачительных хозяев, власти рассчитывают привлекать дешевые западные деньги и в дальнейшем: наконец-таки достроить настоящий автобан и, например, сдать его в концессию. Второй вариант – организовать государственно-частное партнерство. В этом случае автобан будет бесплатный, однако государство будет выплачивать по этому кредиту в течение 20--30 лет.

Из какого кармана – пока неясно. Ведь система финансирования дорожного хозяйства сейчас обеспечивает минимальные потребности дорожников лишь на треть. Однако, по мнению Гуржоса, решить проблему финансирования дорожного хозяйства помогут ряд изменений в действующее законодательство. Можно предположить, что у новаций будет немало противников. Так, отказ от расходов на содержание автодорог местного значения вряд ли понравится региональным властям. Вместе с тем «Укравтодор» предлагает изменить налогообложения собственников транспортных средств, что подразумевает увеличение в некоторых случаях налога с владельцев машин, введение сбора за проезд сверхнормативных транспортных средств и изменение базы расчета акцизного сбора на ГСМ. Захотят ли автомобилисты таким образом «пожертвовать» на облагораживание родных ухабин – вызывает сомнения.

НОВОСТИ / Транспорт