08 июля 2005 17:51

Электронная авиация

 

Украинские авиакомпании заявляют о готовности внедрять технологию электронного билета. Ведущие игроки введут новый вид обслуживания пассажиров уже в этом году. Такая поспешность объясняется тем, что в 2007 году это новшество станет нормой.

Электронное оформление билетов вместо их традиционного «бумажного» до недавнего времени считалась прерогативой «продвинутых» авиакомпаний. Менее чем черед два года эта технология станет обязательной для всех перевозчиков, в том числе и украинских. Так что последние станут новаторами поневоле. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) обязала всех своих членов с 2007 года отказаться от продажи билетов на бумажных бланках.

Для пассажира такой шаг сулит исключительно приятные новации. Процесс приобретения перевозки упрощается: после оплаты (хоть в наличными в агентстве, хоть -- через интернет) данные о пассажире попадают в электронную базу данных. В аэропорту, чтобы попасть на рейс достаточно предъявить паспорт или кредитную карту, на которую куплен билет. Имея на руках специальный код, можно зарегистрироваться даже самостоятельно на специальных стойках. Чтобы побыстрее отучить недоверчивых пассажиров от «бумажек», некоторые европейские перевозчики выписывают бумажный билет исключительно за дополнительную плату в 7-10 долл.

Технологию е-тикетинга внедряют во всем мире, и авиакомпании буквально соревнуются, кто больше продаст билетов в электронном виде. В первую очередь страдает от этого бизнес специальных типографий, выпускающих около 300 миллионов авиабилетов в год. В тоже время авиакомпаниям, по утверждениям IATA, отказ от бланков приносит экономию на одном билете -- от одного до десяти долл., а ежегодно в целом - 3 млрд. долл.

Впрочем, перед тем, как снимать такие финансовые «сливки» украинским перевозчикам предстоят крупные стартовые инвестиции. Например, один автомат для самостоятельной регистрации пассажира стоит около 70 тыс. долл. При этом окупаемость технологии в ближайшей переспективе возможна лишь в том случае, если авиакомпания обслуживает не менее 1 млн. человек в год.

Украинские авиакомпании об объемах грядущих вложений говорят абстрактно -- «несколько миллионов долларов». Как рассказали в «АэроСвите» перевозчик уже начал внедрение системы управления электронными билетами. А опробовать новый продукт уже в 2005 году первыми смогут пассажиры североамериканских направлений.

Кстати, авиакомпании и тревел-агентства в США стали первыми, осознавшими выгоды е-тикетинга: сегодня электронными являются более 90% билетов, выписанных в Штатах. В «Международных авиалиниях Украины» также намерены до конца текущего года запустить проект в тестовом режиме при этом процесс внедрения электронных билетов будет проходить параллельно с использованием обычных билетов.

Первоначально новую технологию опробуют на маршрутах из столицы во Франкфурт, Амстердам и Лондон. Вместе с тем от успешности перехода на электронные билеты зависит и парнерские отношения украинских и международных перевозчиков. Например, одно из условий заключения соглашения о признании документации с американскими авиакомпаниями связано именно с использованием новых технологий. Так что те небольшие перевозчики, которым не под силу внедрить систему к 2007 году, окажутся за бортом мировой авиации.

Стоит отметить, что отдельные категории украинских пассажиров, которые пользуются услугами иностранных перевозчиков, могли ощутить на практике преимущества е-тикетинга в течение нескольких лет. В авиакомпании Lufthansa, внедрению этой технологии с 2003 года способствовала существующая законодательная база в нашей стране, в частности нормативы, которые регулирует электронный документооборот.

В British Airways отмечают, что вскоре будут разрешены последние трудности, препятствующие полноценному применению технологии. Как известно, чтобы попасть к стойке регистрации в аэропорту «Борисполь», пассажиру необходимо пройти таможенный контроль, где обязательно надо предъявить бумажный билет. Сейчас переговоры перевозчиков и таможенных служб близятся к финалу и их исход, по прогнозам аваикомпаний, будет положительным: владельцы электронного билеты смогут пересекать границу без проблем.

НОВОСТИ / Транспорт