08 июля 2005 17:57

Олег Назаренко: «цены на импортные машины вновь поползут вверх»

 

Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко считает, что только одни разговоры о возможном увеличении импортной пошлины на автомобили до 30% позволят дилерам повысить продажи до апрельского уровня.


- Каким образом повышение импортных пошлин на 5% — до 25% может оказать влияние на рынок?

Самое непосредственное: цены на импортные машины могут подняться на 5%. Даже больше — надо ведь еще учитывать и порядок взимания НДС, который начисляется на стоимость машины, с которой уплачена пошлина. Так что выходит, цена возрастет не на 5%, а на 6%. Насколько автодилеры поднимут розничные цены — трудно сказать. Могу лишь провести аналогию с прошлым годом, когда в мае 2004-го повысили импортные пошлины с 2-3% до 15%. Тогда все ожидали обвала рынка. Но этого не произошло.

- Почему?

С одной стороны, автодилеры сократили уровень своей рентабельности, сэкономили на инвестициях в развитие сетей автосалонов, чуть меньше вложили в свои фирменные СТО. С другой — начали договариваться с поставщиками о снижении отпускных цен. Западные компании пошли им навстречу.

- Насколько сократятся продажи после введения импортных пошлин?

Рынок имеет свою емкость. Допустим, она оценивается в 1 млрд. долл. Если машины на нем стоят по 10 тыс. долл., то за год будет куплено одно количество машин. Если стоимость машин будет выше, то продастся их чуть меньше. Но все же надо учитывать и размер импортной пошлины. Если в прошлом году она выросла с 2% до 15%, то в этом — всего на 5%. Можно предположить, что в какой-то мере рост цен на европейские машины будет компенсирован снижением курса евро. Я вполне допускаю, что цена просто останется на прежнем уровне, либо вырастет на 1-2%. Для машины стоимостью 15-20 тыс. долл. и выше это не существенно.

- Как отреагировали импортеры на увеличение пошлин?

Некоторые начали накапливать машины на своих площадках, но вместе с тем многие импортеры ожидают роста продаж. После апрельского рекорда в мае наблюдалось существенное падение сбыта. Поэтому компании подготовили различные акции и стремятся активизировать продажи. У них есть 45 дней после подписания Президентом закона, и пока не наступил час Х, автолюбители будут докупать машины, а автоимпортеры — завлекать их различными акциями.

- На рынке бытует мнение, что тот, кто хотел купить машину, уже это сделал еще до первого подорожания. Откуда возьмутся новые клиенты?

На рынке точно так же бытует мнение, что все, кто хотел купить авто, уже его купили. Но ведь появляются новые автолюбители, которые также хотят купить машину и хотят успеть это сделать до подорожания. Так что ближайшие 45 дней могут продемонстрировать хорошие продажи, а осень пройдет уже в спокойном ритме.

- Столь частые изменения правил игры на рынке могут подкорректировать прогнозируемые объемы продаж?

Рынок у нас растет, в этом году прогнозировались продажи на уровне 250-260 тыс. машин. Частая смена правил игры, конечно же, бьет по нему, но я считаю, что в этих рамках объемы останутся.

- Сейчас в парламенте активно обсуждается идея отмены ограничений на ввоз подержанных машин. Как это повлияет на бизнес официальных импортеров?

Вряд ли повлияет. Скорее, это ударит по отечественным «Тавриям» и «Славутам». Поэтому представители отечественного автопрома будут сражаться за сохранение ограничений по ввозу подержанных автомобилей. Но стоит сказать, что их отмена — лишь вопрос времени, который целиком и полностью зависит от вступления Украины в ВТО. По нормам ВТО импортные пошлины на уровне 20-25% являются запретительными. Норма — 10-15%. Безусловно, нам отведут какой-то переходной период, но я думаю, что уже в следующем году пошлины будут снижены, а, значит, импортные машины подешевеют.

Только одни разговоры о возможном увеличении импортной пошлины на автомобили до 30% позволят дилерам повысить продажи до апрельского уровня.

Буквально на следующий день после того как парламент повысил пошлину на ввоз импортных авто до 25%, в недрах парламентского комитета по промышленной политике и предпринимательству родилась новая идея: поднять пошлину еще на 5% — до 30%. Соответствующий законопроект, без сомнений, в ближайшее время будет вынесен в сессионный зал.

Определенную выгоду из сложившейся ситуации извлекут и автосалоны, которым удастся повысить продажи. Ведь у автолюбителей будет 45 дней с момента принятия и до момента вступления в законную силу новых импортных пошлин, чтобы совершить покупку по текущим ценам. Что красноречиво продемонстрировал апрель.

В преддверии повышения пошлин на ввозимые авто до 20% и лишения ЗАЗа налоговых льгот цены на импортные машины начали расти, равно как и объемы продаж. Представители «УкрАВТО» говорили, что количество продаваемых машин в сутки возросло с 15-20 до 100-150 . Потом цены поднялись приблизительно на 20-25%, и поток автолюбителей спал. Другие компании продолжали распродавать машины по старым ценам, констатировав, что в апреле Украина поставила абсолютный рекорд по продажам новых машин — почти 29 тыс.

В мае показатели продаж в сравнении с апрелем упали на треть. И вот новый повод вернуть все на круги своя. Парламент принимает решение повысить импортные пошлины до 25%. По оценкам производителей и импортеров розничные цены вследствие такого шага вырастут незначительно — на 6-10%. И опять у автолюбителей будут пресловутые 45 дней, которые позволят дилерам нарастить продажи. Новая инициатива парламента о 30%-ном увеличении импортной пошлины здесь как нельзя кстати. Чем не удачный маркетинговый ход, тем более что отечественный автопром цены снижать не собирается, ссылаясь на отсутствие льгот.

Скорее всего, рынок переживет очередной ажиотаж наподобие того, что случился в апреле, а потом замрет. Компании уже подготовили потребителя к тому, что цены на авто могут вырасти. Что и произойдет. Скорее всего, мы увидим 15-20%-ный рост по сравнению с текущим периодом. А если взять за базу цены начало 2005-го, то речь может идти об удорожании авто на 30-40%.

 

НОВОСТИ / Транспорт