02 июля 2005 18:23

На юг лучше добираться автостопом

Билет на поезд в сезон отпусков купить можно. Но очень сложно.

 

Минтранс любит удивлять и держаться в центре внимания. Здесь изобличают коррупционеров, устраивают конкурсы по продаже дорогих игрушек прежнего министра. Нет только одного ответа: сколько еще пассажирам брать железнодорожные кассы приступом и измором? Когда, наконец, можно будет не «блатному» человеку уехать туда, куда ему хочется, и тогда, когда ему хочется? В сезон отпусков эти вопросы хочется не просто произнести – прокричать.

Не верьте Госкомстату, который каждый раз пугает нас уменьшением количества населения. Судя по очередям на вокзале, украинцы размножаются с фантастической скоростью. И еще: у народа стало больше денег, и количество желающих провести отпуск не на 6 сотках, а в Крыму тоже выросло. Вот вам и результат: летом ж/д вокзал превращается в чудовищный улей, где каждый первый пытается куда-то выехать, а каждый второй – заработать на своем ближнем.

Приходите с семьей и берите обаянием

На Центральном вокзале перед кассами выстроились длиннющие ряды пассажиров. Перед справкой – очередь ничуть не меньше. Некоторые пассажиры приходят на вокзал семьями. Александр Петрович, обмахиваясь газетой перед кассой №26, говорит, что стоит здесь за сына и невестку.
– А что ж они, не стыдно им родителей за билетиками посылать? – поинтересовался я.
– Почему ж стыдно? Они ж тоже стоят. Вон, невестка стоит в той очереди, а сын – в той. Вдруг какая-нибудь быстрей закончится, – терпеливо пояснил мне Петрович.

К такой хитрости прибегают десятки петровичей, невесток и сынов. «Цыганский табор получил бы бесспорное преимущество», – подумалось.

А симпатичная загорелая блондинка в абсолютном минимуме одежды невзначай пристраивается в очередь на кассу для военнослужащих. «Да, пошли нынче солдатки...», – подумал я. Но девушка вдруг нежно обвилась вокруг руки седого статного мужчины.
– Можно я с вами билетик куплю? – часто моргая глазками, ангельским голоском попросила красавица. – А то я не могу в очереди стоять этой, – махнула кокетка рукой в сторону обычных касс.
– Ну... Ну, дык, да! – густо покраснел офицер.
– Ой, спасибо! А то мне к маме надо! – защебетала барышня.

Барыги и спекулянты с коэффициентом 3,5

Эти хитрые люди, в основном – женщины, появляются на вокзале ближе к вечеру. Им спешить некуда – наоборот, они поджидают самого момента отправки поезда, чтоб невзначай предложить: «А вам билетик не нужен?» Но их любезность – это часть работы: стоимость проезда у спекулянтов в 3–4 раза выше, чем в кассе!

К примеру, билетик на плацкарту до Севастополя (39,29 грн – официальная стоимость) мне предложили за... 120 грн! Примерно то же соотношение цен на остальных направлениях. Если вы планируете покупать билеты «на руках», имейте в виду – цену умножать следует на 3,5.

Проводница, проводница, увези меня...

Решив во что бы то ни стало попасть на тот самый поезд в Севастополь, который вот-вот должен был отправиться, пошел договариваться с проводниками. Первая попытка завершилась неудачей – проводница лишь отрицательно покачала головой и, поджав губы, процедила:
– Не берем.
Зато дальше процесс пошел. Проводник вагона где-то в середине состава согласился меня взять без билета и паспорта. Я спросил, во сколько это мне обойдется.
– Да... гривен... 120 гривен! – повторил почти дословно фразу перекупщицы проводник. – Только ехать придется сидя, – добавил вагонный кондуктор.
Сначала я опешил от такой наглости. Я уже почти подошел к выходу с платформы, но тут меня окликнула еще одна проводница.
– Молодой человек, вам ехать нужно? – спросила у меня она.
– Да, но не за 120 же гривен! – бросил я зло.
– А за 80? – начала торговаться женщина.
– Может, лучше за 60? – предложил я.
– 75! И быстро, чтоб никто тут не смотрел! – заключила проводница. Мы ударили по рукам и я «пошел за багажом».

На маршрутке?

Все же если бы мне было нужно вчера добраться до Севастополя, я бы смог это сделать. Ведь с нашего железнодорожного вокзала отправляются не только поезда. Еще есть маршрутки, где усатый дядька записывает пассажиров в длинные списки. На Севастополь маршрутки не ездят. Но в качестве альтернативы мне предложили прокатиться до Симферополя, а оттуда добираться самостоятельно.

Но цены здесь неумолимы. Чтоб доехать до Симферополя, вместо железнодорожной тридцатки нужно выложить аж 130 грн. Правда, в отличие от перекупщиков ж/д билетов, маршрутчики по этому поводу оправдываются – микроавтобус доезжает до Симферополя почти на треть быстрее поезда. Учитывая конъюнктуру рынка, автоизвозчики придумали «летние» рейсы – из Киева можно приехать прямо в Ялту, Алушту или Феодосию – за 150 грн.

«Центральные»: для самых стойких

В кассах возле метро «Университет» все гораздо ужасней, чем на самом вокзале. Очереди здесь в два раза длинней. Ничего интересного тут я не нашел – кассы как кассы, правда, здесь покупают билеты в основном «наперед». Билеты вроде есть, но их очень мало. И если уехать надо сегодня, то может и не быть, а на завтра еще можно купить парочку боковушек возле туалета.

Простояв в очереди какое-то, время начинаешь уставать от ругани в адрес нового министра, который так и не справился с билетной проблемой. «А еще антитерористические центры строит, лучше бы касс больше открыл», – раздавал советы пассажир, который четыре часа простоял в очереди, чтобы выехать в Феодосию. Вряд ли кто-то из железнодорожного начальства услышит недовольство киевлян, для которых вокзал и очередь давно стали синонимами.

Не «железкой» единой!

Не хотите связываться с железной дорогой – можно выбрать автобус или самолет. Спасти «горящую» путевку может и такси – правда, стоимость такого «форс-мажора» может удвоить отпускной бюджет.
Автобусом: билетов – море, народу – чуть. Центральный автовокзал на Московской площади в изобилии предлагает билеты на курорты, а у касс – не более пяти человек. Для сравнения: у ж/д кассы, расположенной тут же, выстроилась многометровая очередь.

В Одессу едет несколько автобусов. Стоимость проезда – 57 грн. В Николаев можно доехать за чуть меньшую сумму. Конкуренцию легальным перевозчикам тут же создают и «черные» маршрутчики. Прямо перед входом в помещение вокзала водители буквально атакуют, предлагая прокатиться до Одессы на 5–7 грн дешевле.

Гораздо проблематичней добраться до некоторых городов Крымского полуострова. Можно доехать без проблем и пересадок до Ялты – за 110 грн, и до Симферополя – за 99,99 грн.

Есть также два рейса в Феодосию. А вот «доколесить» до Севастополя или, скажем, Керчи труднее. В Керчь, как подсказал водитель автобуса Киев–Ялта, можно попасть транзитом через Запорожье: автобус по маршруту Ростов-на-Дону–Керчь. Стоимость такого транзита – около 120 грн. Любителям понежиться на берегу теплого Азовского моря можно отправиться в Бердянск. К курорту вас могут доставить три автобуса в день, за 105 гривен.

Важно – запасаться билетами стоит прямо сейчас: как сообщили нам в справочной службе Центрального автовокзала, с 14 июля цены на проезд в автобусах повышенной комфортности возрастут в среднем на 20 грн.

Самолетом: на курорт по-богатому

Если отпускной бюджет не слишком ограничен, то на курорт можно слетать и на самолете. Очередей тоже нет, комфорт и скорость в рекламе не нуждаются. Единственное неудобство – летают только во Львов, Ужгород, Симферополь, Ивано-Франковск и Одессу.

Почти на все «курортные» направления предлагается более одного рейса в день, а в Одессу и Симферополь – сразу несколько. Цены, конечно, немаленькие. Из «Жулян» слетать в Одессу стоит 360 грн, в Ивано-Франковск – 320 грн, Ужгород – 310, а в Симферополь – 470. Правда, и здесь можно сэкономить. Например, если покупать билет за 21 день до вылета, то тот же Симферополь будет стоить не 470 грн, а 350. Но количество таких мест ограничено – на каждый рейс продается от 2 до 4 таких билетов.

В «Борисполе» «отпускных» рейсов побольше. Цены тоже зависят от времени заказа билетов: если за 6 дней – дешевле, в день вылета – дороже. Например, в Одессу и Львов цены колеблются от 270 до 380 грн, Ужгород – от 380 до 520.

В справочной аэропортов нам подтвердили: билеты есть на все направления. Единственное, что вылеты на пятницу-воскресенье лучше заказывать предварительно – многие обеспеченные граждане устраивают себе выходные на море. Есть и доставка билетов по телефону (номер 056) – 15 грн за один билет, но не более 30 грн за доставку по одному адресу.

Такси: форс-мажор

А еще можно подкопить деньжат и рвануть в Крым, Одессу или Ужгород на такси. Дороже всего будет на автомобиле фирмы «Дельта». Так, поездка из столицы в Симферополь опустошит ваши карманы на 1720 гривен. Отбытие же в Ужгород и Одессу на «Дельта-такси» стоит 1640 и 1000 грн соответственно. Чуть дешевле будет отправиться в перечисленные города на авто фирмы «Евро-такси»: от 1000 до 1700 грн. И самый дешевый «роуд-трип» можно заказать в фирме «Абсолют-такси»: одесский вояж обойдется отпускнику в 680, ужгородский – в 960 и симферопольский – в 1600 гривен. Хотя если учесть, что в машину помещается 4 человека, то цена не выглядит такой уж заоблачной. Ехать на такое расстояние в легковушке, правда, не сахар: 12 часов втроем в тесноте на заднем сидении...

С пересадкой – подешевле и побыстрее

Предприимчивые «маленькие украинцы» проложили свои «южные» маршруты. Например, мало кто знает, что из Белой Церкви – города в часе езды от Киева – ходят маршрутки на Одессу. Цена – 50 гривен, и не в один конец, а туда и обратно! Причем водители, как правило, сразу же могут предложить выбор баз, домиков и частного сектора и даже подвезти к вожделенному месту отдыха. Назад забирают по договоренности – можно отдыхать хоть неделю, хоть месяц.

Точно такие же пункты отправки действуют и в Днепропетровске. С центрального вокзала маршруты проложены в Коктебель, Судак, Феодосию и Рыбачье. Цена в один конец не превышает 50 гривен. А на Азовское море и вовсе довезут за 30.

Где есть шанс получить ж/д билет?

Поискать билеты можно «по телефону», минуя спекулянтов и очереди у касс. В Украинский центр по обслуживанию пассажиров (УЦОП) по 050 дозвониться трудно, но можно. За заказ здесь берут стационарную таксу – 6 грн. Но на ближайшие две недели билетов в крымском направлении нет.

При Минтрансе существует некая фирма «Укрсервис», где билеты есть всегда, потому что, как говорят железнодорожники, фирма обладает монопольным правом их бронирования. Дозвониться в стол заказов «Укрсервиса» не помогли даже автодозвоны на мобильных телефонах.

Впрочем, две недели назад одному из знакомых сотрудника редакции удалось заказать билет на «сегодня» в Симферополь. За заказ ему было предложено заплатить плюс 15% от стоимости. Хотя в диспетчерской «Укрсервиса» по тел. 461-55-66 нам назвали «доплату» за доставку – 4 грн за каждый билет. Еще здесь оформляют билеты по безналу, заявку можно выслать по электронной почте. Правда, разрешение на их выдачу дает только лично начальник Александр Бублик.

Там же по секрету подсказали телефончик «Туристической компании Битско». Работают они только с корпоративными клиентами. Стать таковым совсем не трудно. Надо подписать договор, в котором содержится фактически заказ билетов. Тарифы здесь называют «конфиденциальными», «согласованными сторонами» или «установленными железнодорожным перевозчиком на момент продажи с учетом комиссионного вознаграждения в размере 10% от общей стоимости билета» – в зависимости от типа договора.

Люди, которым приходилось заказывать билеты в подобных фирмах, говорят, что «конфиденциальные» цены могут быть примерно на 50% выше, чем обычные.

Бронирование и доставку ж/д билетов предлагают и в турфирме «Ньюлоджик»: плюс 10% к тарифам и 10 грн за доставку независимо от количества билетов. Но до 5 августа никаких билетов до Симферополя и Севастополя нет. Можно, правда попробовать ехать до Днепропетровска или Донецка, а потом добираться оттуда – билеты есть соответственно с 20-го и 25-го числа.

В «Виа Киев» пообещали помощь и попросили выслать по электронной почте заявку. Рассказали, что в ближайшие выходные на юг вряд ли удастся уехать, а на будущей неделе – может быть. Тарифы агентства – плюс 9 грн за билет и 15 грн за доставку.

С десяток агентств, на сайтах которых указана услуга бронирования ж/д билетов и есть бланк заявки, на самом деле давно ею не занимаются.

Как зарабатывают кассиры

Кассир курортного городка за сезон «наваривает» 1 тыс. долл. Махинаций с проездными документами на железной дороге масса. Июль, август – сезон левых доходов. Схема такова: кассир закупает билеты за месяц или за неделю вперед на реальные или вымышленные имена на разные даты в Киев и Москву. Причем это купейные места, либо боковые в плацкарте. Круг знакомых, которым продается «товар», сложился годами. Тем более что в провинции, в отличие от Киева, кассиров не проверяют и на рабочее место можно свободно пронести телефон, деньги и пачку билетов.

Кстати, даже не выкупленные «клиентурой» проездные документы не остаются бесхозными. Допустим, у нее есть билеты на 18, 19, 20 июля. К ней подходят в кассу 17 июля и просят билет до Киева: – К сожалению, ничем помочь не могу, – отвечают в кассе.

Но пассажиры понимают, что этот кассир – их единственный шанс уехать домой, и в надежде, что кто-то сдаст заветный билетик, оставляют документ и деньги «без сдачи».

Если внешность пассажира не вызывает подозрений у кассира, то тут же в кассу родственники приносят нужные билеты. По правилам возврата кассир должен взять подпись с владельца билета и внести его паспортные данные в специальную ведомость. Но иногда в документ вносятся вымышленные имена, – похоже, что данные никто и никогда не проверяет. Главное в продаже «возвращенного» билета – успеть его «застолбить» после внесения в базу: единая компьютерная система дает равные права всем кассирам области.

Доходы напрямую зависят от жадности – кассир за лето наваривает 1 тыс. и считает это всего лишь скромной компенсацией за нервную работу.

НОВОСТИ / Транспорт