12 июля 2017 10:52

Взять на испуг. Чем закончится история с уходом Ryanair из Украины

Громкая «перемога» обернулась не менее громким поражением. Лоукостер заявил, что уходит из Украины

Взять на испуг. Чем закончится история с уходом Ryanair из Украины

Ирландский лоукостер Ryanair, который планировал летать из Украины по цене авиабилетов от 20 евро в Голландию, Швецию, Венгрию, Польшу, Германию, Британию, официально передумал выходить на украинский рынок. Эксперты, опрошенные «Вестями», считают, что одной из причин ухода является интерес их украинского конкурента, а также, что это может быть всего лишь игра со стороны лоукостера. При этом они сходятся в одном: шанс договориться еще остается. 


Не сошлись характерами
В пресс-службе лоукостера виновным в том, что сотрудничество не срослось, называют аэропорт «Борисполь», так как он «встал на сторону авиакомпаний с высокими тарифами, включая «Международные авиалинии Украины» (МАУ), и лишил украинских пассажиров доступа к дешевым авиабилетам. «Мы сожалеем, что киевский аэропорт продемонстрировал, что Украина еще не является достаточно зрелым или надежным местом для инвестиций…» — отметил главный коммерческий директор Ryanair Дэвид О'Брайен.

При этом деньги за купленные билеты, которые компания начала продавать в марте, авиаперевозчик пообещал вернуть украинцам. Ситуацией, кстати, уже воспользовался лоукост Wizz Air, который летает из международного аэропорта «Киев» (Жуляны), — там заявили, что вводят спеццены на билеты от 15 евро для пассажиров, рейсы которых отменил Ryanair.

Обиделись на «Борисполь» и во Львове: местный аэропорт также предполагался как одна из площадок для Ryanair. «Почему Львов должен быть заложником Киева? Почему украинцы должны себя чувствовать дома, как в гостях?» — возмутилась директор Татьяна Романовская.

В свою очередь, как уже сообщали «Вести», глава «Борисполя» Павел Рябикин сообщил, что Ryanair в ходе переговоров выдвинул невозможные условия. В частности, лоукостер хотел бесплатную аэронавигацию, стойки регистрации, стоянки такси, площади под рекламу, офисы продажи билетов, 60-дневную отсрочку кредитования от аэропорта и выплаты им 35% прибыли от продаж магазинов дьюти-фри, закрепление пассажирского сбора в сумме $7,5 на четыре года, а также чтобы рассмотрение споров происходило только в Лондонском арбитраже.

По мнению авиаэксперта Вячеслава Коновалова, половина требований лоукостера действительно не состыковывалась с нашим законодательством — чего стоит только начало продажи билетов без утвержденных разрешительных документов на полеты. Юристы подтвердили: на момент начала продажи билетов у авиаперевозчика не было вообще никаких разрешений — ни назначений на маршруты, ни утвержденного расписания, ни согласованных условий обслуживания в аэропортах.


То есть фактически Ryanair продавал услугу, которую не имел права оказывать. Отсюда сложности, к которым стоит готовиться тем, кто уже купил билеты. «Нужно учитывать, что Ryanair в Украине юридически не присутствует, поэтому получить обратно деньги за билет может быть непросто», — отметил управляющий партнер «ECOVIS Бондарь и Бондарь» Олег Бондарь.

Три причины
Авиаэксперты выделяют несколько причин, почему Ryanair заявил об уходе из Украины, так и не успев совершить ни одного рейса. Одна из них — нежелание МАУ, которые сейчас являются основным авиаперевозчиком «Борисполя», заиметь мощного конкурента. Косвенно об этом свидетельствуют последние шаги авиакомпании: появление лоукост-тарифов (предложил пассажирам летать от 249 грн по Украине и от 587 грн за рубеж) и желание получить такое же направление, как у Ryanair, — голландский Эндхофен. «Впоследствии Ryanair мог бы расширить свое влияние, и тогда МАУ пришлось бы менять свою ценовую политику и карту полетов», — подтверждает авиаэксперт Александр Кава.

Второй причиной эксперты называют желание главы Мининфраструктуры Владимира Омеляна заработать политические баллы на появлении Ryanair. Именно Омелян был тем, кто анонсировал приход лоукостера в Украину и уверял, что все условия для этого созданы. «Такое ощущение, что Омелян хочет повторить подвиг Иосифа Винского (экс-министр транспорта, при котором в Украину пришел Wizz Air. — Авт.) и таким образом отличиться», — говорит Коновалов.

Наблюдатели сейчас также задаются вопросом, почему камнем преткновения стал именно «Борисполь» и почему Ryanair не мог зайти в аэропорт «Киев» (Жуляны) или аэропорт Гостомеля. Как объяснил «Вестям» редактор сайта avianews.com Александр Мироненко, последний даже не рассматривался, так как там нет минимальной инфраструктуры для пассажирских перевозок и этот аэропорт позиционируется как испытательный аэродром концерна «Антонов», потому появление там потока пассажиров грозит нарушением секретности.

А «Киев» (Жуляны) не подошел, так как этот аэропорт арендует частная компания, которой важны доходы от инвестиций: «Если бы они пошли на поводу у Ryanair, то Wizz Air мог бы попросить такие же условия и для себя, а это невыгодно самому аэропорту, так как Wizz Air обслуживает уже 15 направлений, а Ryanair предлагал только четыре».
При этом многие эксперты не исключают: заявление об уходе со стороны Ryanair всего лишь способ давления на украинских чиновников и руководство «Борисполя» с целью выторговать наиболее выгодные условия для себя. «Они прекрасно понимают, как сейчас важны Украине любые позитивные истории, поэтому будут прессовать по максимуму», — рассказал «Вестям» внештатный профессор Киевской школы экономики и бывший гендиректор Uber в Украине Аркадий Вершебенюк. По его словам, Ryanair уже не раз прибегал к подобной практике в других странах.

В пользу этой версии, кстати, может свидетельствовать и тот факт, что во вторник премьер Владимир Гройсман уже заявил, что власти Украины попытаются возобновить переговоры с Ryanair о полетах в Украину.
Автор
Вести
Источник