07 августа 2018 15:07

«Укрзализныця» хочет возить зерно по-новому

Зернотрейдерам придется более тщательно планировать маршрутные отправки грузов

«Укрзализныця» хочет возить зерно по-новому

«Укрзализныця» решила поменять концепцию перевозок зерновых грузов, удвоив отправку маршрутными поездами – по 54 вагона за раз. Об этом сообщил и.о. председателя правления «Укрзализныци» Евгений Кравцов.

Сегодня УЗ перевозит зерновые грузы двумя способами – маршрутами и повагонными партиями. Маршрутная отправка зерна предполагает, что на один элеватор подается для загрузки сразу вся маршрутная партия в 54 вагона и после этого направляется прямиком в конкретный порт без задержек в пути на переформирование состава. Сегодня «Укрзализныця» практикует отправку всего лишь 10 таких маршрутов в сутки, при этом маршрутных станций в Украине – всего 50.

Второй способ – повагонная отправка. Вагоны, которые не задействованы в маршрутных перевозках, «Укрзализныця» распределяла небольшими партиями между остальными станциями, где они грузятся зерном, потом эти вагоны постепенно собираются на узловых станциях в маршруты. И только после этого маршрут отправлялся в порт. Иногда мелкие партии вагонов с зерном едут в направлении порта в составе поездов с другими грузами, попадают на сортировочные станции для переформирования и т.д. Второй способ перевозки зерна занимает значительно больше времени, транспортировка обходится заказчику дороже, при этом увеличивается срок оборачиваемости вагонов и повышается дефицит и вагонов, и локомотивов.

Теперь «Укрзализныця» хочет нарастить вдвое перевозки зерна именно маршрутами. «Мы должны увеличить с 10 до 20 количество маршрутных отправок зерновых грузов в сутки. Такие отправки охватят 80% наличного парка, что даст возможность уменьшить оборот вагонов в движении как в груженом, так и в порожнем состоянии, ограничить грузовладельцев в желании использовать вагоны компании как склады на колесах в припортовых станциях, и в целом маршрутизация увеличит количество перевозок зерновых культур», – отметил Евгений Кравцов.

Таким образом УЗ будет стимулировать грузоотправителей заранее планировать отправку зерна с элеватора более крупными партиями, чем до этого. «Заказчик в соответствии с графиком, заранее зная о подходе маршрута под загрузку, консолидирует груз на определенных участках… Благодаря такой организации перевозок «Укрзализныця» предоставит более качественные услуги по перевозке, а также обеспечит заказчиками прозрачное планирование транспортировки грузов», – подчеркнул Кравцов.

При этом «Укрзализныця» надеется, что за счет увеличения отправки зерна целыми маршрутами удастся искоренить практику, когда экспедиторские компании в условиях дефицита вагонов, подстраховываясь, заказывают их вдвое, а то и втрое больше, чем им нужно в действительности. Это раздувало на рынке ажиотажный спрос на вагоны, часто не подкрепленный реальными объемами зерновых грузов для перевозки.

«Укрзализныця» уже долгое время пытается найти способ оптимизировать транспортировку зерновых, поскольку при нынешней системе организации перевозок существующего количества вагонов-зерновозов и локомотивов недостаточно, чтобы удовлетворить все заявки клиентов. Первоначально, как писал iAgro, «Укрзализныця» хотела закрыть 170 станций, на которых грузились мелкие партии вагонов, тем самым вынуждая трейдеров уходить со своим зерном на более крупные станции. Это вызвало резкую критику со стороны последних, и в результате список закрываемых станций сократился до 92.

Теперь же «Укрзализныця» решила подойти к решению проблемы с другой стороны – стимулировать зернотрейдеров заранее планировать отгрузку зерна со станций, на которые она будет подавать вдвое больше вагонов для формирования целых маршрутов.

Логист Юрий Щуклин, владелец транспортно-логистической компании «Алекс Рейл», уверен, что только за счет упорядочивания отправки зерновых грузов и укрупнения зерновых партий до объема маршрута можно существенно снизить дефицит вагонов и локомотивов, а также ускорить доставку зерна и удешевить стоимость этой услуги.

По его словам, когда крупные трейдеры закупают зерно у мелких, они это делают бессистемно, и в результате закупаемые ими партии находятся на разных элеваторах, и объемы этих партий также разные. Ориентируясь на сроки загрузки корабля в порту, крупные зернотрейдеры в один из дней дают команду мелким игрокам, у которых купили зерно, грузить его со всех элеваторов сразу. «При этом не учитываются ни технические возможности элеваторов, ни наличие у них договоров с другими клиентами. И мелкие зернотрейдеры, стремясь первыми загрузить зерно в вагоны и отправить его, начинают конкурировать за вагоны», – поясняет Щуклин.

В то же время элеваторы не всегда имеют техническую возможность загрузить объемы зерна, заказанные сразу несколькими трейдерами. А поскольку элеватор устранен от процесса заказа вагонов у «Укрзализныци», то он не может планировать работу своих мощностей, а УЗ – не в состоянии одновременно обеспечить все элеваторы локомотивами и всех без исключения отправителей – вагонами.

На встрече с участниками рынка Юрий Щуклин рассказал, что за счет скоординированных действий элеватора и компаний, которые отправляют с него зерно, можно выстроить графики подачи вагонов на элеватор и очередность отправки зерновых грузов разными трейдерами таким образом, что проблема недостатка вагонов и локомотивов будет полностью снята.

При таком подходе можно отказаться от услуг экспедиторских компаний, которым отправители грузов платят за то, что те заказывают у «Укрзализныци» вагоны и добиваются их своевременной доставки на элеватор, часто – за дополнительную неофициальную плату. При этом экспедиторские компании, по мнению Щуклина, заинтересованы в дефиците вагонов, поскольку он позволяет им больше зарабатывать на своих услугах. По его подсчетам, если начиная с 2014 года по июль этого года цена на пшеницу выросла примерно на 140%, то стоимость услуг экспедиторских компаний, которые занимаются обеспечением своих клиентов вагонами – на 330%.

Руководитель экспертного направления «ЦТС-Консалтинг» Андрей Шкляр считает, что намерения «Укрзализныци» вполне осуществимы, но реализация этого плана будет искусственно влиять на конкуренцию на рынке между трейдерами, которые имеют элеваторы для маршрутных перевозок, и теми, которые еще пока не имеют таких элеваторов. «По- хорошему, «Укрзализныця» должна была давать какой-то переходной период для того, чтобы компании осуществляли инвестиции и переходили к более интенсивной погрузке. А еще лучше – она должна была бы ввести стимулирующие тарифы для компаний, которые осуществляют маршрутные отправки. Стратегический вектор действия – правильный, но тактически – будет много вопросов к тому, как это будет осуществляться», — сказал он.
По словам представителя одной из компаний, который попросил себя не называть, наибольшие преимущества от нововведения «Укрзализныци» получат «маршрутные» элеваторы, принадлежащие 4-5 крупным компаниям.

Автор
АГРОИНСАЙДЕР
Источник
НОВОСТИ / Транспорт