08 февраля 2019 13:37

Опять эксперимент: Омелян обещает запустить частную тягу уже в нынешнем году

Бизнес рассчитывает на упрощения, «Укрзализныця» – на сохранение прибыли

Опять эксперимент: Омелян обещает запустить частную тягу уже в нынешнем году

Министр инфраструктуры Владимир Омелян пообещал бизнесу, что уже в этом году на железной дороге могут появиться частные локомотивы. При этом он уточнил, что это новшество может быть реализовано в качестве эксперимента, не дожидаясь, пока Верховная Рада примет специальный закон, разрешающий частным локомотивам работать на государственной железной дороге.

Однако бизнесу пока рано радоваться – министр уточнил, что не собирается отдавать в частные руки самые прибыльные для «Укрзализныци» транспортные потоки. Поэтому частные локомотивы будут тянуть вагоны только на тех маршрутах, где государственная монополия не зарабатывает. Перечень таких маршрутов должно определить государство.

Во внедрении частной тяги в первую очередь заинтересованы крупные аграрные компании, которые отправляют свои грузы маршрутами (по 54 вагона). Однако эти маршруты как раз и являются для УЗ самыми прибыльными, и она их так просто не отдаст. Какие же тогда участки может получить бизнес для внедрения частной тяги?

Менеджер по логистике компании AgroGeneration Алексей Шахов пояснил iAgro, что даже на небольших маршрутах у аграрных компаний может быть заинтересованность запустить собственный локомотив. В качестве примера он привел схему отправки зерна с элеватора на станции Борщов Тернопольской области.

На первом этапе, при загрузке вагонов на элеваторе и подачи их на железнодорожную станцию используется маневровый локомотив, который может работать только на территории элеватора. На втором этапе – для перевозки вагонов со станции Борщов до станции Тернополь по неэлектрифицированному участку железной дороги – нужен тепловоз. И на третьем этапе – для перевозки со станции Тернополь до станции в Одессе по электрифицированному пути – нужен электровоз.

Таким образом, чтобы доставить вагоны с элеватора в Борщове в Одессу, требуется три вида локомотивов. По словам Алексея Шахова, если у «Укрзализныци» нет возможности подать локомотив на второе звено цепи, доставка вагонов с зерном в порт становится невозможной. «Сейчас есть много мощных элеваторов, которые могут наполнять зерном целые маршруты (по 54 вагона). Но из-за того, что УЗ не имеет локомотива, чтобы забрать с элеватора вагоны на опорную станцию, она не дает таким элеваторам статус «маршрутный» и не подает туда локомотивы», – рассказывает он.

По словам одного из источников на рынке, в Украине уже достаточно много крупных компаний (не только аграрных), которые имеют собственные локомотивы, работающие на подъездных путях компаний, но без права возить вагоны по дорогам «Укрзализныци». В то же время УЗ из-за дефицита не может предоставить таким предприятиям локомотивы. «Речь идет о том, чтобы разрешить бизнесу его собственными локомотивами работать на малозагруженных участках железной дороги», – отмечает собеседник.

В то же время Алексей Шахов пояснил, что даже если частная тяга на каком-то этапе и возьмет на себя перевозку вагонов, «Укрзализныця», согласно действующему законодательству, должна будет все равно снять с бизнеса плату за перевозку, как если бы вагоны везла сама УЗ. «То есть, «Укрзализныця» не будет компенсировать бизнесу перевозку вагонов его собственным локомотивом – у нее нет на это законного основания. А для бизнеса это повлечет двойные затраты», – сказал он.

По мнению Валерия Ткачева, заместителя директора по логистике компании «Торговый дом «Дельта Вилмар», если сейчас разрешить частную тягу на всех маршрутах и участках, то 5-7 компаний горно-металлургического комплекса создадут свои подразделения для перевозки собственных грузов, и то же сделают еще 3-4 крупных аграрных компании. «Они будут заниматься транспортировкой своего сырья или продукции, а «Укрзализныця» при этом потеряет 60% грузов», – сказал он.

Поэтому, по мнению Валерия Ткачева, УЗ будет выступать против введения частной тяги до тех пор, пока не получит компенсаторные механизмы, которые позволят ей получать деньги для содержания громадной инфраструктуры, а также обеспечения безопасности движения.

Автор
АГРОИНСАЙДЕР
Источник
НОВОСТИ / Транспорт