18 марта 2019 20:29

Передаем за проезд: УЗ практически «продавила» повышение грузовых тарифов

Зерновой бизнес не очень напуган – у него есть альтернатива в виде речных и автомобильных перевозок

Передаем за проезд: УЗ практически «продавила» повышение грузовых тарифов

В пятницу, 15 марта, в Государственной регуляторной службе (ГРС) прошло расширенное совещание по вопросу повышения железнодорожных тарифов на грузовые перевозки.

Сам проект приказа Мининфраструктуры о повышении тарифов уже обнародован на сайте министерства. Проект документа предусматривает увеличение грузовых тарифов на 14,2% с марта этого года, а также ежеквартальную автоматическую индексацию на 2,5%. При этом, по мнению «Укрзализныци», подготовившей проект приказа, это повышение не должно повлечь за собой значительного увеличения расходов у грузоперевозчиков. В частности, для сельскохозяйственных грузов операционные затраты вырастут всего лишь на 0,13%, и, например, в конечной цене зерновых доля транспортной составляющей повысится с 2,61% до 2,7%, сахара – с 1,67% до 1,73%.

Однако даже такое незначительно увеличение операционных затрат сулит «Укрзализныце» в текущем году значительный приток дополнительных средств: от перевозки удобрений – 104 млн гривен, зерна, продуктов помола и пищевых продуктов – 750 млн гривен, лесных грузов – 17,4 млн гривен.

После долгого обсуждения глава ГРС Ксения Ляпина приняла решение создать очередную рабочую группу, в рамках которой еще раз взвесить все «за» и «против», и принять решение уже на этой неделе. «Для обсуждения этого вопроса нужно создать рабочую экспертную группу при Мининфраструктуры, с УЗ, нами, ассоциациями, которые представляют бизнес, и принять решение на следующей неделе», – сообщила она 15 марта.

Однако повышение тарифов, о необходимости которого так долго говорила УЗ, скорее всего, все-таки произойдет. Вопрос только в том, насколько быстро это решение удастся «продавить» через ГРС. «Решение будет позитивное, тарифы будут повышены. Ведь последнее повышение тарифа было в 2017 году», – сказал iAgro директор ООО «Украинские аграрные потоки» Алексей Шахов. По его словам, после 2017 года «Укрзализныце» уже не удавалось добиться повышения железнодорожных тарифов, поэтому она прибегла к более активному взиманию средств с грузовладельцев за счет удорожания вагонной составляющей. «У нас сейчас на некоторых маршрутах цена вагонной составляющей (т.е. платы за использование вагона, – ред.) выше, чем тариф на перевозку, в который включены амортизация локомотива, топливо, затраты на инфраструктуру и т.д.», – сказал он.

У «Укрзализныци» уже даже сформировался пул сторонников. По словам Валерия Ткачева, заместителя директора по логистике компании «Торговый дом «Дельта Вилмар», на совещании в ГРС, кроме УЗ, за повышение высказалось Министерство инфраструктуры, Национальный комитет промышленного развития в лице депутата Верховной Рады Анатолия Гиршфельда, профсоюзы железнодорожников.

Также за индексацию тарифов выступает и наблюдательный совет УЗ. «Если будет расти стоимость производства продукции, то также необходимым и резонным является параллельное повышение тарифов на перевозку до соответствующего уровня. Я считаю, что это вывод не только менеджмента «Укрзализныци», но и более широкой индустриальной общественности, потому что это позволяет сделать процесс ценообразования прогнозируемым», – считает председатель набсовета УЗ, экс-директор представительства ЕБРР в Украине Шевки Аджунер.

Менее радикальную позицию заняла Европейская бизнес ассоциация (ЕБА) – она готова обсуждать необходимость повышения тарифов и возможный процент повышения, но не согласилась с автоматической индексацией. По словам координатора Комитету по логистики ЕБА Ярины Скороход, затраты грузоотправителей и так в прошлом году выросли за счет повышения вагонной составляющей, закрытия УЗ малодеятельных станций и маршрутизации зерновых перевозок.

О необходимости найти промежуточное решение заявил и сопредседатель логистического комитета Американской торговой палаты Сергей Вовк. По его словам, увеличение тарифов обойдется грузоперевозчикам в 10 млрд гривен. И он считает, что нужно найти экономически обоснованный уровень, который будет компромиссным для всех сторон.

Категорически против индексации тарифов высказались представители горно-металлургического комплекса и производители цемента.

«Поскольку Мининфраструктуры эту идею поддержало, плюс – они уже год ее муссируют, я думаю, ее «продавят». Вопрос только в том, насколько хватит мощи блокировать этот вопрос представителям ГМК», – считает Валерий Ткачев.

Для зерновиков повышение железнодорожных грузов будет не столь критичным. «Если нам поднимут тарифы, мы уйдем в автотранспорт и речные перевозки», – отметил Валерий Ткачев.

Автор
АГРОИНСАЙДЕР
Источник
НОВОСТИ / Транспорт