03 июля 2019 19:41

Пройти ФСБ. Что поможет увеличить поток грузов через украинские порты Азовского моря

Пройти ФСБ. Что поможет увеличить поток грузов через украинские порты Азовского моря

Укрзализныця может дать скидку на перевозку всех грузов в порты Азовского моря. Однако главной сложностью для грузоотправителей и судовладельцев остаются проверки погранслужбы российской ФСБ

«Укрзализныця» (УЗ) с 1 сентября и до конца года вводит скидку 20% на перевозку зерновых грузов в ГП «Мариупольский морской торговый порт» (ММТП, Мариуполь).

НВ Бизнес разбирался почему грузоотправители слабо отреагировали на предложение железной дороги. И что еще может сделать государство, чтобы остановить стагнацию портов на Азовском море, которая началась после строительства Россией моста через Керченский пролив.


Под мостом

В августе 2017 года Россия подняла арку над судоходной частью Керченского пролива — Керч-Еникальским каналом. Это привело к падению грузопотоков через украинские порты Азовского моря. Фактически их три: БМТП, ММТП и UTA GROUP (управляет зерновым терминалом «Укртрансагро» в Мариуполе).

И в Мариуполе, и в Бердянске сокращение перевалки грузов идет третий год подряд. ММТП (с учетом UTA GROUP) в 2018 году перегрузил 5,9 млн тонн грузов (-9,6% год к году). Грузооборот 2017 года был на 14,3% ниже показателей 2016-го. Динамика БМТП еще хуже. В 2018 году грузооборот порта сократился на 24,4% — до 1,812 млн тонн. А в 2017 году падение составило 36,9% — с 3,8 млн тонн до 2,397 млн тонн грузов. В частности, госстивидор, работающий в БМТП, полностью потерял грузопоток металлопродукции и глины.


Почему это происходит? Во-первых, из-за появления моста возникли ограничения в габаритах судов, которые могут заходить в Азовское море. Во-вторых, судами, идущими в порты Украины, все чаще стали интересоваться российские пограничники, которые входят в структуру Федеральной службы безопасности (ФСБ). Это привело к дополнительным задержкам и увеличению стоимости фрахта. Количество судовладельцев, которые сегодня готовы отправлять суда в Мариуполь и Бердянск, существенно сократилось.

В итоге Кабинет министров решил стимулировать грузоотправителей к работе в акватории Азовского моря, а не везти грузы на «большую воду» — в порты Черного моря.

После длительных обсуждений, в марте нынешнего года было объявлено, что «Укрзализныця» (УЗ) будет давать скидку на перевозку грузов до Бердянского и Мариупольского портов. «У меня был руководитель „Укрзализныци“, и мы говорили, что нужно [дать скидку] на все виды грузов: на зерно, на металлопрокат, на глину», — рассказал журналисту НВ Бизнес заместитель министра инфраструктуры Юрий Лавренюк.

При этом он несколько удивился, когда узнал, что тарифный совет УЗ утвердил скидку в 20% только на зерновые грузы, которые будут экспортироваться через ММТП. Причем один отправитель для получения скидки к тарифу УЗ должен гарантировать подвоз не менее 30 тыс. тонн зерна ежемесячно.

У железнодорожников также были планы дать скидку на перевозку металлопроката через ГП «Бердянский морской торговый порт» (БМТП, Бердянск). Но металлурги не гарантировали месячный грузопоток в объеме 40 тыс. тонн.


Кто повезет

Мариупольский порт является одним из базовых для Группы Метинвест Рината Ахметова. В Мариуполе расположены меткомбинаты им. Ильича и Азовсталь, которые входят в ее структуру. Суммарно в прошлом году они произвели 6,8 млн тонн проката и полуфабрикатов. В Метинвесте не раскрывают информацию о структуре экспорта готовой продукции через порты Украины.

Однако по данным Администрации морских портов Украины, через Мариупольский порт отгружено 4,1 млн тонн продукции горно-металлургического комплекса. Кроме двух упомянутых меткомбинатов, через Мариуполь часть продукции экспортирует завод «Электросталь» (Курахово). Другим крупным металлургическим компаниям Украины это направление сегодня невыгодно.

В Бердянском порту не ответили на запрос НВ Бизнес. Однако ранее в пресс-службе БМТП сообщали, что Метинвест уведомил порт, что скидка в 20% не перекрывает высокую стоимость фрахта. «В результате отправлять металл через Бердянский порт выходит на $1,5 за тонну дороже по сравнению с портами Черного моря», — говорилось в сообщении пресс-службы. Перспективы возобновления сотрудничества между БМТП и Метинвестом оценивались как крайне низкие.

Смогут ли аграрии нарастить экспорт зерна через мариупольский порт, с учетом скидки, которая будет действовать в разгар нового маркетингового года? Сегодня в Мариуполе есть только один действующий зерновой терминал. Но в UTA GROUP, которая им управляет, говорят, что скидка их не коснется. «Во-первых, УЗ готовы предоставить скидку к тарифам на перевозки зерновых грузов, отправляемых со станций железных дорог Украины на экспорт именно через ГП „Мариупольский морской торговый порт“. Во-вторых, условие по гарантированию грузопотока в размере 30 тыс. тонн в месяц, в рамках бизнеса сложно выполнимо», — рассказали НВ Бизнес в пресс-службе компании.


В самом ММТП напоминают, что осенью здесь будет сдана в эксплуатацию первая очередь специализированного зернового терминала. «Но мы и сейчас отгружаем зерновые грузы на экспорт — через склад и прямым вариантом», — отмечают в пресс-центре порта.

В UTA GROUP посчитали, что 30 тыс. тонн зерновых грузов — это 460 вагонов или 8−9 маршрутов в месяц. «Наша компания единственная в Азовском регионе, которая сейчас в „Укрзализныце“ занимается оформлением статуса терминала „Укртрансагро“ как маршрутного, и мы готовы обслуживать такой грузопоток на наш терминал», — отмечают в компании.

Но готовы ли аграрии зернотрейдеры, работающие в Приазовье воспользоваться таким предложением? В UTA GROUP говорят, что средняя отгрузка их клиентов на «большой воде» составляет 15−20 тыс. тонн в месяц.

Представитель крупного агрохолдинга, работающего в этом регионе, на условиях анонимности рассказал НВ Бизнес, что большая часть зерна отправляется в порты Азовского моря автомобильным транспортом. Это объясняется как стоимостью перевозки, так и особенностями местной логистики. «Даже в прошлые годы только 20−30% грузопотока к нам на терминал завозили вагонами», — подтверждают в UTA GROUP.

Что касается больших партий зерновых грузов, то аграрии предпочитают отправлять их через порты Черного моря. Дело в том, что 1 тонна пшеницы, экспортируемой через Николаев, стоит на $10−15 дороже чем в Мариуполе.

Кроме того, когда фрахтуется судно, то в контракте прописывается определенное количество дней для его загрузки в порту. Если оно внепланово увеличивается, то отправителю грузов начисляются штрафы. В последнее время владельцы судов начали отсчет этих дней дней не с момента захода в акваторию порта, а с момента подхода к Керченскому мосту. Каждый лишний день задержки у пролива теперь сильно влияет на стоимость логистики.

Однако Сергей Вовк, директор «Центра транспортных стратегий» (ЦТС, Киев) уверен, что скидка может сыграть свою роль. «Особенность экспорта зерновых из Украины в том, что он идет очень активно именно в сентябре-ноябре. И перевалочных мощностей в черноморских портах иногда не хватает. Поэтому часть трейдеров наверняка воспользуются возможностью сэкономить на логистике, отправляя зерно через Мариуполь», — рассказал Вовк НВ Бизнес.


Без исключений

В Мариупольском порту ждут осени, когда начнет действовать скидка на перевозку зерновых. Но при этом говорят, что просили у железной дороги скидку на перевозку всех грузов. «После обращения по поводу скидки на металлургические грузы, „Укрзализныця“ запросила у Метинвеста гарантии объемов», — рассказали в пресс-центре порта, не уточнив чем закончилась эта история.

«Этот вопрос я лично держу на контроле… Скидка должна быть на все виды грузов. Поэтому мы над этим работаем и рабочем порядке решаем», — так Юрий Лавренюк говорит о планах Министерства инфраструктуры помогать портам Азовского моря.

Что еще может сделать Украина для увеличения грузооборота в портах Приазовья


В ММТП считают, что главной задачей для УЗ должна стать электрификация перегона «Камыш-Заря — Волноваха», а также введение моратория на повышение тарифов по доставке грузов в адрес украинских портов Мариуполя и Бердянск.

По словам представителей UTA GROUP это даст шанс вернуть в приазовский порты грузы аграриев Харьковской и Луганской областей. «Хотя усилия УЗ по повышению эффективности перегона Камыш-Заря можно считать успешными, результатами этой работы преимущество пользуются металлургические компании. Доставка зерновых грузов железной дорогой в порт Мариуполь остается экономически нецелесообразной», — рассказали в компании. Поэтому УЗ нужно предоставить конкурентные ставки на логистику для зерновых грузов из этих регионов.

Также есть пожелание к АМПУ провести дноуглубление, доведя глубины до паспортных. А также снизить портовые сборы в Мариупольском и Бердянском портах.

Увеличатся ли объемы грузов и как долго будут действенны такие решения? Это не экономический, а политический вопрос. Ведь вовсе не тарифы являются главной причиной сокращения грузопотока. «Риск задержки судов для досмотра в Керчь-Еникальском канале со стороны погранслужбы ФСБ РФ», — вот главный риск по мнению ММТП, с которым их коллеги-портовики, наверняка, согласятся.

Автор
Новое Время Страны
НОВОСТИ / Транспорт