12 августа 2019 11:12

Почему подержанные авто рулят на украинском рынке

Импорт в Украину подержанных авто из Европы остается основным источником пополнения рынка

Почему подержанные авто рулят на украинском рынке

В июле в Украине зафиксирован всплеск продажи новых автомобилей - было продано более 7,6 тыс. авто, что на 22% больше, чем месяцем ранее, сообщила информационно-аналитическая группа AUTO-Consulting. По данным группы, таких высоких продаж новых авто не было уже 19 месяцев. "К такому всплеску готовы оказались не все дилеры, и на рынке даже возник дефицит популярных моделей", - сообщила AUTO-Consulting.

Одна из причин неожиданного роста продаж в спокойный летний месяц - выборы в Верховную Раду, которые, как известно, обходятся дорого и приводят к большим денежным вливаниям. Однако главной причиной роста продаж стал бизнес, который активно обновлял автопарки, - по оценкам группы, продажи корпоративных авто выросли 25%.

Если же смотреть на картинку продаж новых автомобилей по итогам семи месяцев этого года, то пополнение рынка новыми авто практически на уровне прошлого года - по данным Укравтопрома было куплено и зарегистрировано чуть более 46 тыс., а рост в этом году по сравнению с соответствующим периодом прошлого был на уровне статистической погрешности - 0,3%.

Что же до производства легковых авто в Украине, но оно продолжает падать. Всего за первое полугодие выпущены 2532 единицы автомобилей, что на 24% меньше, чем за первое полугодие прошлого года. Все указанное количество принадлежит предприятию "Еврокар", официальному производителю автомобилей марок VW Group в Украине. Производство на Запорожском автозаводе и заводе корпорации "Богдан" в Черкассах уже остановлено.

Причина, по которой упали и лежат и продажи новых импортных авто, и произведенных в Украине - засилье импорта подержанных машин. В частности, по данным AUTO-Consulting, если за первое полугодие новых легковых авто в Украине было продано чуть менее 39 тыс., то подержанных - 248,5 тыс., или почти в 5 раз больше. Причем  доля сделок по новым авто составляет 7%. Остальные - это импорт б/у-машин из-за рубежа и внутренние перепродажи подержанных автомобилей: 45 и 48% соответственно.

Более четко ситуация с продажами новых авто будет видна к концу года, когда станет понятно, как ведет себя рынок подержанных машин. 

Напомним, что в ноябре 2018 г. Верховная Рада ввела льготный период для растамаживания подержанных автомобилей, которые были ввезены в Украину временно, но так и не были вывезены из страны, так называемых "евроблях". Владельцы их получили возможность при растаможке платить только 50% акцизного сбора (НДС и сборы в Пенсионный фонд остались на прежнем уровне). 

Однако даже одна такая льгота спровоцировала бум ввоза в Украину б/у-иномарок, - за первые два месяца - 136,5 тыс. Это в 13 раз больше, чем за январь-февраль 2018 г.

Как ранее рассказывал исполняющий обязанности главы Государственной фискальной службы Александр Власов, всего за льготный период с 25 ноября 2018 г. по 22 февраля 2019 г. в Украине было оформлено и поставлено на учет более 218 тыс. автомобилей, из которых 140 тыс. - это как раз те, автомобили, которые были ввезены временно, или в режиме транзита, но находились в Украине с нарушением сроков ввоза.

Но помимо "пряника" закон предусматривал и "кнут" - через три месяца после окончания льготного периода растаможки - с 22 мая - должны были вступить в силу более жесткие меры наказания для нарушителей режима ввоза подержанных автомобилей. Однако Верховная Рада отсрочила сроки введения жестких мер еще на 3 месяца - до 22 августа.

Новый президент Владимир Зеленский уже пытался протолкнуть через Верховную Раду поправки к законодательству, которые бы отсрочили введение более жестких штрафов до ноября этого года. Однако парламент его проигнорировал.

Теперь же остается ждать, какую позицию по "евробляхам" займет новая Верховная Рада. Ведь количество украинцев, которые могут позволить себе купить новое авто, не так уж и велико. А вот тех, кто может найти в бюджете 1-2 тыс. на "евробляху", значительно больше. Если "Слуга народа" возьмет курс на максимально либерализацию ввоза подержанных авто, она получит массу симпатиков (впрочем, как и противников, ведь далеко не все водители любят "евробляхеров"). Но о росте собственного производства легковых автомобилей в стране можно будет забыть.

Автор
Деловая Столица
НОВОСТИ / Транспорт