02 августа 2005 15:16

Имидж – это все

Может быть скоро в стране появиться флагман национальной гражданской авиации

 Похоже вопрос о создании в стране национального авиаперевозчика рискует стать риторическим. Широко разрекламированной новым руководством Минтранса Концепции до сих пор толком никто не видел. 

На самом деле у Госавиаслужбы есть варианты, по которым флагман украинской гражданской авиации должен, вот-вот появится. В основном речь идет о слиянии существующих крупных перевозчиков, в уставном фонде которых государство имеет существенный пакет акций. Но, как говорят сами транспортные чиновники, о чем-то конкретном пока говорить рано. Времени на то, чтобы решить этот вопрос, осталось не так уж и много, поскольку министр транспорта и связи Евгений Червоненко на презентации своей программы «100 дней» клялся, что будущая авиационная гордость страны начнет работать максимум до конца года.

 

Пока же Госавиаслужба раскладывает пасьянс. Например, вполне вероятно, что крупный национальный перевозчик вполне может быть создан на базе авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ). По словам экспертов, этот вариант возможен благодаря одному из акционеров компании – ЕБРР, у которого находится почти десятипроцентный пакет акций. Даже активно муссируются слухи, что якобы Госавиаслужба изучает очень привлекательное инвестиционное предложение от европейского банка.

 

Также рассматривается вариант слияния «МАУ» и «Аэросвита», но в это даже в Минтрансе слабо верят. В 2002 году министр транспорта Валерий Пустовойтенко загорелся идеей создания украинского флагмана. Тогда рассматривался единственный вариант – слияние трех авиакомпаний: «МАУ», «Аэросвита» и «Авиалиний Украины». Но Пустовойтенко сломал зубы на проблеме, которая делает невозможным объединение двух лидеров отечественного авиарынка и сейчас – их структура акционеров.

 

В «МАУ» государству принадлежат 62,4% акций, 22,5% держат у себя «Австрийские авиалинии», 6% владеет лизинговая компания Debis AirFinance и 9% - ЕБРР. «Аэросвит» - компания более «частная». Госпакет здесь составляет 22,39% акций. Эксперты считают, что две крупные авиакомпании не смогли договориться тогда, значит не смогут и сейчас. Поскольку до сих пор между ними существует не гласная конкуренция, хотя они и не пересекаются финансовыми интересами.

 

Среди утопических вариантов анонсировались, например, внесение в уставный фонд национальной авиакомпании госпакетов остальных украинских авиакомпаний. Каких именно не называлось. Следует сказать, что в Украине авиакомпаний достаточно, но пригодных для такой благородной цели всего пять-шесть, но там госпакетов или нет совсем или их часть настолько мала, что об этом даже упоминать не стоит.

 

К этой категории можно еще отнести слияние «МАУ» и «Авиалиний Украины». Поскольку последней авиакомпании уже фактически не существует и у нее огромные долги.

 

Последний сценарий создания флагмана наиболее вероятен, чем остальные. Речь идет об объединении двух авиакомпаний – «МАУ» и президентской «Украина». В Минтранссвязи не скрывают, что склоняются именно к варианту, но опять же все подробности оставляют на потом.

НОВОСТИ / Транспорт