02 августа 2005 11:16

Сначала страховка, потом полет

У отечественных авиакомпаний нет денег на страхование их ответственности перед пассажирами

 

Оказывается, есть украинские авиаперевозчики, уклоняющиеся от оплаты страхования ответственности. К тому же есть и страховщики, не гарантирующие выплат.

 

Страхование ответственности авиаперевозчика перед пассажирами и третьими лицами обязательно во всех странах мира. Без такого страхового сертификата авиакомпания не получит разрешения на полет. Но, видимо, не всем отечественным участникам рынка под силу оплатить страховку. «Авиакомпании часто обращаются к страховщикам с просьбой разбить страховой платеж на части с оплатой по определенному временному графику, так как перевозки бизнес сезонный – летом у нас доходная часть, как правило, больше», - говорит Лариса Гусынина, начальник отдела договоров и страхования компании «Аэросвит».

 

Страховщики на это идут, ведь речь о больших деньгах – несколько сотен тысяч гривен. В результате СК не всегда могут получить обещанные деньги. Представители некоторых из них говорят, что кроме крупных авиакомпаний, никто больше исправно за страхование не платит. Страховщики сталкиваются либо с достаточно длительными задержками выплат, либо со 100% неуплатой.

 

Хотя гендиректор СК «Киев-Энерго-Полис» Анатолий Иванцив не подтвердил эту информацию, но признал, что страховщики идут на пролонгацию платежей по полисам, учитывая финансовые проблемы авиакомпаний.

 

По словам Анны Пушкаревой, председателя правления СК «Арма», перевозчики не исправно платят из-за не всегда обоснованных действий самих же страховщиков. «СК, пытающиеся перетянуть друг у друга клиентов, демпингуют не только тарифами, но и условиями. Естественно, авиакомпании идут к тем СК, кто предлагает услуги дешевле и на более гибких условиях. А страховщикам иметь в портфеле такие риски сегодня не столько выгодно, сколько престижно. И они соглашаются, например, на рассрочку страхового платежа», - говорит Пушкарева.

 

В итоге, независимо от того внесена сумма платежа или произведена частичная оплата, с момента заключения договора страхования СК несет в полном объеме ответственность по указанным в полисе рискам. «Как только договор вступил в силу, СК оплачивает налог на прибыль в бюджет с полной суммы страхового платежа, указанного в договоре, перестраховывает свой риск и формирует страховые резервы, фактически кредитуя своего клиента» - поясняет Пушкарева.

 

А вот при страховом случае компенсировать ущерб пострадавшим в авиакатастрофе СК будут только тогда, когда авиакомпания с ней полностью рассчитается. В противном случае страховая компания откажет в выплате, и нести ответственность будет установленная судом виновная сторона.

 

Как же можно принудить участников рынка к цивилизованным отношениям? Теоретически на авиакомпании, не желающие платить за страховку, управу найти можно. По факту первой неуплаты СК имеет право официальным письмом уведомить Госавиаслужбу о том, что страховой сертификат данной авиакомпании не действителен. Но это имеет смысл, если перевозчик выполняет регулярные рейсы. В этом случае регулятор будет обязан отозвать разрешение на полеты. Но если страховался какой-то точечный рейс, то Госавислужба уже не поможет и разбирательства будет вестись уже в суде.

НОВОСТИ / Транспорт