04 августа 2005 15:42

Автопром выиграл у импортеров

Лобби промышленников в парламенте в очередной раз изменило правила игры на авторынке

 Иномарки будут завозиться в страну по новым ставкам. С 16 августа автодилеры будут платить на границе уже 25% от таможенной стоимости авто, вместо 20%. Рынку это грозит очередным ростом цен.

 Начало 2005 года не предвещало быстрых изменений законодательства. Но уже в марте в связи с корректировкой государственного бюджета страны на текущий год многим предприятиям отменили налоговые льготы.

 

А в Украине все автомобильные заводы, производящие или собирающие из машинокомплектов легковушки, работали как раз за счет таких преференций. Одни заводы не платили НДС и таможенные пошлины, другие -- только пошлины и акциз. При этом акцизный сбор на новые машины снизили в 10 раз, что стало причиной нерентабельности сборки не только западных, но и российских машин в нашей стране.

 

Если бы льготы отменили без повышения ввозных пошлин на иномарки, цены на аналогичные зарубежные и отечественные автомобили сравнялись бы, в результате чего страну должен был заполонить чистый импорт, а заводы могли остановиться. Чтобы этого не случилось, ввозные пошлины на машины с небольшим объемом двигателя (до 2 л), которые и составляют основную конкуренцию отечественным машинам, подняли на 5% -- с 15% до 20% от таможенной стоимости ввозимой машины.

 

В результате таких изменений автомобили, выпущенные в нашей стране, подорожали на 5-20%, импортные малолитражки -- на несколько процентов, зато престижные легковушки и внедорожники с большим объемом двигателя подешевели на 5-7%.

 

Поскольку закон об изменениях в бюджет-2005 приняли достаточно быстро, без многомесячного обсуждения (31 марта он уже вступил в силу), то потребители узнали о грядущем повышении цен всего за две недели до этого события. Поэтому в конце марта и начале апреля автосалоны, особенно продающие отечественные машин, приняли очередной наплыв покупателей. Некоторые из них продавали более сотни машин в день, хотя их мощности и количество персонала рассчитаны максимум на десяток. В этот раз в органах регистрации автомобилей ГАИ закончились уже не номерные знаки, а техпаспорта. Во избежание огромного количества незарегистрированного транспорта ГАИ выписывало прошлогодние бланки этих документов.

 

Казалось бы, справедливость восторжествовала -- все операторы рынка работают по новым правилам. Но автопроизводители оказались в менее выгодных условиях. Они подняли цены, и спрос на машины отечественной сборки резко пошел на убыль. Российские автомобили ввозятся в нашу страну беспошлинно -- благодаря договору о свободной торговле, хотя импорт легковушек с объемом двигателя 1-1,5 л и квотируется.

 

В связи с уменьшением акцизного сбора выпуск российских машин в нашей стране стал невыгодным. Ранее сборка была рентабельной именно из-за того, что местный производитель не платил акциз. В результате свинчивание УАЗов, «Волг» и подакцизных «газелей» в нашей стране прекратилась. ВАЗы снова начали уверенно занимать украинский рынок, который они «отдавали» украинским авто в течение двух лет.

 

Подорожавшие автомобили, собираемые на ЗАЗе, также существенно утратили спрос, хотя и не так катастрофично, как предполагали руководители предприятия. В общем, отечественный автопром впервые за последние несколько лет оказался нерентабельным.

 

Автопроизводители, используя значительную поддержку в парламенте, в очередной раз инициировали изменения «правил игры» на авторынке. В этот раз под шумок гармонизации украинских тарифов с нормами ВТО. Но если на большинство товаров ввозные пошлины снизились, то на автомобили было предложено их повысить. Хотя бы на 5%. Небольшое обсуждение и полное взаимопонимание Министерства промышленной политики, не очень сильное сопротивление автоимпортеров позволили изменить таможенный тариф с выгодой для отечественных автопроизводителей.

 

Закон «О внесении изменений и дополнений к Закону Украины «О таможенном тарифе Украины» был подписан Президентом 5 августа и на следующий же день опубликован. Это означает, что с 16 августа, то есть через 10 дней после опубликования Гостамслужба обязана взимать ввозную пошлину по новым правилам, то есть 25% от таможенной стоимости.

 

Таким образом, законодательная неопределенность на рынке автомобилей, которая тянулась с 23 июня, когда был принят Закон, разрешилась очень быстро. Уже осенью рынок будет «играть» по новым ставкам, то есть дилеры иномарок вынуждены будут в очередной раз пересмотреть свои цены.

 

Тем временем, июль принес необычайные результаты продаж. В ожидании подорожания украинцы совершили почти что подвиг -- выгребли все мало-мальски привлекательные автомобили из автосалонов. По предварительной информации информационно-аналитического агентства Autoсonsulting, июль может стать рекордным по объему продаж. Прежде самым результативным был март-апрель 2005-го, то есть накануне повышения пошлин. Казалось, что все ресурсы для роста уже исчерпаны, но потребители опять нашли силы установить рекорд.

 

Закон напрямую затрагивает импорт автомобилей, а также промышленную сборку. Пошлины на импортные автомобили (новые и б/у) установлены на уровне 25%. Ранее было 20%. Зато подешевела спецтехника, трактора, комплектующие и запчасти.

 

Помимо автомобилей в Законе изменены пошлины на ряд продукции. На трактора пошлина снижена до 4-15%, в зависимости от мощности, а на трактора мощностью свыше 75 кВт вообще пошлина стала 2%. Подержанные трактора теперь облагаются пошлиной в 10% против 20% ранее. Существенно подешевеют самосвалы, автокраны, подъемники, буровые и пожарные авто, бетоносмесители. Теперь пошлины на них 10-12%, а на отдельные позиции и вовсе 5%.

 

Кузова для автомобилей теперь облагаются пошлиной в 0%, если они не укомплектованы и 5%, если они укомплектованы. Подержанные кузова облагаются по ставке 20%.

 

Кузова для грузовиков облагаются по ставке 0-2%. Снижены пошлины на мосты, тормозные механизмы, коробки передач, колеса, амортизаторы, глушители. В два раза снижены пошлины на подержанные погрузчики, мотороллеры, мопеды до 50 куб см., а также на всю гамму мотоциклов с большим рабочим объемом. Появилось нововведение, так мотоциклы с объемом больше 500 кубиков облагаются теперь адвалорной 10-12%-ой пошлиной, а не ставкой в зависимости от объема.

 

Все прицепы и полуприцепы отныне будут облагаться 10%-ой пошлиной, а не 20%-ми как ранее. Станут доступнее и автокэмперы, цистерны, самосвальные и прочие прицепы. Подешевеет и прочая автотехника, на которую депутаты снизили пошлины в зависимости от типа, но в среднем в 1,5-2 раза. Стоит ожидать и бума водного транспорта, поскольку на него пошлины также снижены и весьма существенно. В среднем с 40% до 12%, но отдельные позиции (круизные судна) стали вообще доступными -- 5%.

 

Как видно, законодательные изменения принесли множество поблажек для импортеров, но автомобильных дилеров это не затрагивает. Им придется поднимать цены, в среднем на 6%. Автопроизводителям и сборщикам автотехники теперь конкурировать станет проще, а с учетом снижения пошлин на комплектующие, можно говорить и о потенциальном снижении цен, или, по крайней мере, о повышении рентабельности производства. В любом случае, перемены на рынке произойдут, но реально ощутить их можно будет уже осенью.

 

Последний раз автомобильное законодательство пересматривалось 31 марта 2005 года, тогда были упразднены льготы автопроизводителям, снижены в 10 раз акцизы для новых автомобилей и повышены пошлины с 15% до 20%. Не прошло и трех месяцев, как «правила игры» вновь изменили.

 

В Законе есть и откровенные «дыры». Например, пошлина на спецтехнику 10-12%, а пошлина на обычные грузовые авто -- 20%. В таком случае, что мешает фургону стать машиной техпомощи и растаможиться под 10% и еще легализировать оборудование для авторемонта? Как отмечает Autoсonsulting, новое законодательство в области грузового транспорта и спецтехники напрочь «убивает» индустрию оборудования и производства спецтехники в Украине. Единственно, что останется делать украинским производителям надстроек -- это сконцентрироваться на оборудовании российских шасси, где пошлина отсутствует.

 

Есть ли смысл что-то устанавливать на импортном шасси, если шасси надо растаможить под 20%, а готовая спецтехника обойдется в 10-12%? Ответ очевиден, а значит, законодательство опять будут пересматривать. В который раз.

 

Делая прогнозы на будущее, эксперты сошлись во мнении, что существенно рынок от законодательных изменений не будет колебаться. Хотя только одни разговоры о возможном увеличении импортной пошлины на автомобили до 30% уже сейчас привели к существенному всплеску продаж.

 

Буквально на следующий день, после того как парламент повысил ввозную пошлину для иномарок до 25%, в недрах парламентского комитета по промышленной политике и предпринимательству родилась новая идея: поднять пошлину еще на 5% -- до 30%. Пока это всего лишь инициатива, но первый пробный шаг уже сделан.

 

Кстати, автопромышленники в отличии от дилеров уверяют, что цены на иномарки расти не должны, они останутся на прежнем уровне. Так, как это было до принятия Закона «О внесении изменений в бюджет» и других законодательных актов.

 

Они объясняют это тем, что когда пошлина на импортные автомобили составляла 15%, тогда с них взимался еще и акциз. Сейчас акциз практически равен нулю (0,5% от стоимости авто). Так что суммарно в цене автомобиля налоговая составляющая практически не изменилась, и, следовательно, импортные машины почти не подорожали.

 

На автомобили с объемом двигателя свыше трех литров цены, наоборот, даже упали. Также снизилась стоимость растаможивания дешевых авто с объемом двигателя меньше трех литров. Поэтому повышение импортных пошлин на 5% -- до 25% восстановит прежние правила игры.

НОВОСТИ / Транспорт