10 августа 2005 15:46

Дороги без присмотра

Резкий скачок числа дорожных аварий в стране, которая больше месяц живет без ГАИ, заставляет задуматься о многом

 И хотя Госавтоинспекция на самом деле никуда пока не делась, какие-то сдвиги в сознании водителей явно произошли. Не даром говорят: вначале было слово... Между тем заинтересованные ведомства занялись поиском крайнего – на чьей совести рванувшая вверх статистика ДТП?

 Генпрокурор: виноват Укравтодор

 

В Украине едва не каждый день происходят в последнее время крупные аварии с пассажирскими автобусами. Проанализировав статистику за июль, гаишники пришли в ужас – рост количества ДТП происходит по дням. 31-го июля в ДТП погибло 50 человек. Для сравнения 31 июля прошлого года аварии стали причиной смерти 18 людей.

 

Генпрокурор Украины Пискун пошел намедни на беспрецедентный акт – впервые в истории его ведомство вмешалось в хозяйственные дела «Укравтодора» и потребовала навести порядок. «По вине ее сотрудников в первом полугодии 2005 года произошло более 130 ДТП», – говорится в прокурорском предписании.

 

Укравтодор: водители минус ГАИ

 

Пресс-секретарь Госслужбы автодорог Александр Ромасюк знает, откуда у генпрокурора взялись порочащие дорожное ведомство цифры. «Это наши собственные цифры, наши люди выезжают на все ДТП вместе с представителями ГАИ, и мы регистрируем аварии, где есть толика нашей вины. И мы передаем эту статистику в Минтранс. Но Пискун напустился на нас без повода – ведь число ДТП, случившихся по нашей вине, уменьшается. За первые полгода в 2003-м было 190 таких аварий, и 33 человека из-за этого погибли. В прошлом году – 148 аварий, 25 жертв. В нынешнем первом полугодии – 131 авария с 17-ю погибшими. Ситуация выравнивается.

 

Мы рисуем новую разметку, устанавливаем знаки, ремонтируем отбойники. Но проблема роста числа ДТП – это не наша вина. Это – человеческий фактор, поведение на дороге водителей, и – реорганизация ГАИ. Со времени памятного указа Ющенко автоинспекция посворачивала посты на трассах – гаишники дежурят только в городах. Теперь дороги бесконтрольны, и нарушение правил дорожного движения идет полным ходом. Мы уже связались с МВД: просим их восстановить контроль хотя бы на тех дорогах, где есть условия для разгона, серьезного превышения скорости. Ведь число ДТП растет за счет тех дорог, где можно как следует разогнаться – то есть на дорогах с хорошим качеством», - говорит он.

 

ГАИ: водители плюс Укравтодор

 

По словам Евгения Кравченко, начальника отдела надзора за состоянием дорог и перевозкой опасных грузов департамента ГАИ, его ведомство статистики аварий, произошедших из-за плохого состояния дороги, не ведет. «В принципе, по нашим наблюдениям, почти 40% аварий происходят в Украине на дорогах с неудовлетворительным состоянием. Но это может быть и отсутствующий знак, и выбоина на дороге. Дело в том, что на большинстве междугородных трасс у нас установлен лимит скорости в 90 км/ч. Но это расчетная скорость, техническое состояние дороги не всегда может позволять ехать безопасно даже на 90 км», - говорит он.

 

И все-таки водители

 

Статистика свидетельствует, что за последние 5 лет число автомобилей на дорогах нашей страны возросло более, чем в два раза (а в Киеве – в три). Значительно больше водителей получили права. Многие эти права просто купили – не без помощи ГАИ. Так что, как ни крути, без водителя и его автомобиля ДТП не произойдет – можно в очередной раз призывать «быть внимательными за рулем», но вот рост числа аварий с участием пасстранспорта вписывается в общую концепцию «обнаглевших водителей», особенно тут отличаются «лихие» водители маршруток, которых подпирает жесткий кассовый план.

 

Это – в городе. Еще «круче» ситуация на междугородных трассах. Во-первых, для перевозок зачастую используются не просто переделанные для увеличения мест – переделанные из грузовых в пассажирские автобусы.

 

Во-вторых, расстояния и скорости на трассах государственного значения несравнимо выше, чем в городе. А гаишников – меньше. Водители выжимают из своих «Мерседесов» и «Ивеко» 120–140 км/час, хотя правила позволяют максимум 90. Но никто из пассажиров и не думает протестовать – каждый хочет попасть в пункт назначения побыстрее.

НОВОСТИ / Транспорт