03 августа 2005 19:09

ГАИ - это плохо, а без него еще хуже...

 Ликвидация ГАИ может сыграть злую шутку со страховщиками и спровоцировать анархию в секторе обязательного страхования автогражданской ответственности

 Страховщиков лишили последней опоры на автогражданском поприще. Президентский указ, ликвидирующий Государственную автомобильную инспекцию МВД, застал операторов рынка врасплох. До сегодняшнего дня ГАИ был единственным органом, уполномоченным проверять полисы страхования автоответственности у водителей. И, соответственно, карать за отсутствие таковых. Правда, инспекторы относились к своей обязанности спустя рукава. Страховщикам удалось добиться от Госавтоинспекции лишь обещания, что служба будет контролировать наличие полисов только у водителей-нарушителей, автомобилистов, попавших в ДТП, и владельцев авто, проходящих техосмотр. Но страховщики были рады и этому. Теперь же ситуация может серьезно осложниться.

 

Почувствовав безнаказанность, водители, скорее всего, и вовсе перестанут покупать полисы ответственности. Кроме того, не вполне ясно, к кому теперь будут обращаться уже застрахованные автовладельцы. Ведь для того, чтобы получить возмещение, им необходимо фиксировать ДТП в ГАИ и там же получать необходимые справки. «По закону именно Госавтоинспекция должна осуществлять контроль над наличием полисов, а также выдавать справки о ДТП. Не исключено, что будет определенное замешательство и непонимание -- к кому обращаться в случае дорожного происшествия, кто должен выезжать на место происшествия, выдавать необходимые документы и т.д.», -- прогнозирует президент Моторного (транспортного) страхового бюро Украины Владимир Романишин.

 

Впрочем, эта проблема должна разрешиться в довольно короткие сроки. На днях глава МВД Юрий Луценко заявил, что сотрудники ГАИ будут продолжать выполнять свои функции вплоть до создания новой службы. В течение трех месяцев структурные подразделения ГАИ реорганизуют в Государственную службу безопасности дорожного движения МВД (дорожную милицию) и патрульную службу МВД. Им передадут все полномочия ликвидируемой инспекции.

 

В настоящий момент представители МТСБУ уже ведут переговоры с МВД, пытаясь прояснить дальнейшую участь автогражданки. «Естественно, на смену ГАИ придут вновь образованные структуры, вакуума не будет. В Министерстве внутренних дел нам пообещали, что в перспективе контроль над наличием полисов будет осуществляться при нарушении водителями правил дорожного движения -- когда есть основания остановить автомобиль, зафиксировать нарушение правил и в то же время проверить наличие обязательного страхования. Его отсутствие также расценивается как нарушение правил дорожного движения. Да мы и не настаивали, чтобы инспекторы устраивали на дорогах повальные проверки», -- рассказал в интервью KW Владимир Романишин.

 

Пока же страховщики переживают очередную волну ажиотажного спроса на полисы обязательного страхования автоответственности. Этому поспособствовал летний сезон техосмотров. Милиционеры сдержали свое слово и не выдают водителям вожделенное свидетельство, если те не имеют страховки. В итоге покупать автоответственность приходится всем. «Мы надеемся, что благодаря тотальному контролю полисов при техосмотре, охват водителей страхованием может увеличиться до 50%», -- считает начальник управления автострахования АСК «ИНГО-Украина» Александр Миколенко.

 

Кстати, некоторые компании уже поспешили извлечь выгоду из ситуации. В нарушение закона, они организовали сезонные пункты продаж в местах прохождения техосмотра и теперь с успехом распродают полисы. «У нас уже есть уведомления о таких случаях. Мы проверяем достоверность этой информации и будем применять меры, в соответствии с нашими полномочиями», -- заверил президент МТСБУ.

 

Правда, существует опасность, что поставленные перед необходимостью страховаться водители станут прибегать к различным уловкам. Например, у них есть отличная возможность покупать краткосрочные полисы -- на 15 дней или месяц. Они стоят значительно дешевле, но формально, при наличии такого договора, ГАИ не может отказать автовладельцу в прохождении техосмотра. В этом случае количество реально застрахованных водителей может оказаться значительно меньше.

НОВОСТИ / Транспорт