09 августа 2005 17:53

Крыму – новый порт…

В начале августа чиновники вновь заговорили о Донузлаве

 После проведенного в Крыму совещания с представителями Совмина АРК Виктор Ющенко поручил подготовить проект указа о создании Крымского морского транспортно-промышленного комплекса (КМТПК), который даст старт этому строительству. Против него активно выступают экологи, которые считают, что сооружение комплекса нанесет непоправимый ущерб крымским пляжам. Эксперты же не исключают, что проект может стать масштабной схемой по отмыванию денег.

2,5 млрд. евро — на все

 

Согласно концепции, разработанной Советом Министров АРК, реализация проекта обеспечит ежегодные поступления в бюджет в размере 65 млн. евро, позволит создать около 12 тыс. рабочих мест, а также развить инженерную инфраструктуру Донузлавского региона. К основным видам деятельности КМТПК, помимо традиционных портовых, отнесены также производство рыбной и морепродукции, предоставление услуг яхт-клуба. И все же главным объектом станет порт. Разработчики концепции утверждают, что его грузооборот будет превышать мощности Одесского в 12–17 раз благодаря большей площади. К тому же новый крымский порт, в отличие от своего коллеги, сможет принимать все суда, проходящие через Босфор, в том числе паномаксы (грузоподъемностью 50 тыс. т) и афромаксы (100 тыс. т).

 

Цена вопроса — 2,5 млрд. евро. Именно в эту сумму обойдется строительство морского порта с комплексом сухопутных промышленных предприятий и бункерной базой (1520 млн. евро), судоверфи мощностью до 200 тыс. т в год (80 млн. евро), перегрузочного терминала (300 млн. евро), железной (150 млн. евро) и автодороги первого класса общей протяженностью 104 км между селами Воинка и Медведево (100 млн. евро), а также аэропорта с возможностью перевалки контейнеров (150 млн. евро). Новый аэропорт (он рассчитан на годовой грузооборот до 70 тыс. т и пассажиропоток до 3 млн человек в год) собираются построить на базе существующего аэродромного комплекса Минобороны вблизи пгт. Мирный. Строительство первой очереди комплекса может быть завершено к середине 2007 г., второй — в 2014 г. А на самоокупаемость он должен выйти через 9–10 лет.

Смена игроков

 

Под строительство порта предусматривается изъять более 5 тыс. га из земель Штормовского, Новоивановского, Медведевского, Мирненского, Веселовского и Новоозерненского сельсоветов. Участки, расположенные в зоне строительства сооружений, предполагается выставить на открытые земельные торги, в которых будут участвовать все потенциальные инвесторы. Чтобы избежать осложнений в будущем, Президент попросил местные власти ввести мораторий на выделение участков в местах, где должен осуществляться проект. Однако проблемы, похоже, неизбежны. Виктору Ющенко доложили, что практически все эти земли свободны, принадлежат государству, не распаеваны и непригодны для использования в сельскохозяйственных целях. Но на самом деле там расположены садоводческие кооперативы, базы отдыха и сельхозпредприятия.

 

Президент и премьер автономии спокойно относятся к разрешению земельных вопросов на берегах Донузлава. Они также уверены в удачных поисках средств, необходимых для строительства порта. Власти АРК уже не раз заявляли о наличии инвесторов, готовых вложить миллионы в постройку частного порта. В 2003 г. шла речь о некоем ООО «Порт Донузлав» (Черноморский р-н), изъявившем готовность вложить 2,4 млрд. долл. в сооружение порта с нефтетерминалом на северном побережье озера и прокладку железнодорожной ветки от с. Воинка (между Красноперекопском и Джанкоем). По данным Минпрома автономии, тогда же интерес к строительству проявляли нефтяные компании «ЛУКОЙЛ» и «ЮКОС».

 

В 2004 г. появился еще один игрок — Atlantic Caspian Resources pls. (Великобритания). Компания заявила о желании вложить в проект 500 млн. долл. (впоследствии экс-премьер Сергей Куницын говорил уже о 2 млрд. долл.), в том числе около 300 млн. долл. — в строительство объектов инфраструктуры, зернового терминала, терминалов химических грузов, руд и металлов. Полностью ввести комплекс в эксплуатацию планировалось к 2011 г., а уже с 2009 г. получать около 500 млн. долл. ежегодной прибыли. 18 марта прошлого года предложение этой компании поддержал Верховный Совет АРК. Но в конце минувшего года убытки Atlantic Caspian составили 41,8 млн. фунтов стерлингов за полтора года. Тогда же компания конвертировала долги перед кипрской оффшоркой Denby Holdings (14,8 млн. долл.) в 91%-ную долю в своем капитале, то есть осталась британской лишь менее чем на 10%.

 

Ровно через год после своего первого решения ВС Крыма отказал Atlantic Caspian в поддержке, аргументируя это тем, что инвестор так и не предоставил технико-экономическое обоснование размещения комплекса «Донузлав». Депутаты нацелили Минэкономики автономии на поиск новых инвесторов. На прошлой неделе пресс-служба Президента сообщила, что вкладывать средства в проект изъявили желание все основные транспортные перевозчики Украины, Министерство транспорта и связи, а также инвесторы из Ирана, Турции, России, Великобритании и Беларуси. В числе стран, которые могут поучаствовать в его реализации, называются также Грузия и страны Балтии. По словам Виктора Ющенко, сейчас проект находится на этапе разработки документации, предусматривающей создание акционерного общества для аккумулирования средств инвесторов. После выхода его указа будет создана специальная государственная комиссия, которая займется дальнейшим продвижением проекта. Ее, скорее всего, возглавит министр транспорта и связи Евгений Червоненко.

 

Экологи могут все испортить

 

Как отразятся на состоянии крымских пляжей углубительные работы на Донузлаве, пока не просчитал никто, но уже сейчас ясно, что их площадь вряд ли увеличится (в районе Южной косы озера Донузлав ныне добывают строительный песок, что и без того, по мнению экологов, уже нанесло вред близлежащим пляжам). А дно углублять придется. Два года назад тогда еще командующий Южным морским районом ВМС Украины Владимир Князь докладывал крымскому спикеру Борису Дейчу, что дноуглубительные работы на озере не проводятся с 1994 г., в результате чего оно слишком заилено и при необходимой для прохождения грузовых судов глубине в 15–21 м она составляет 8–9 м. К тому же, когда порт Донузлав начнет работать, все, чем он «наследит», прямехоньким ходом отправится сначала к берегам Севастополя, затем на ЮБК. Защитники природы обосновывают это характером течения в Черном море вдоль полуострова — против часовой стрелки.

 

Сгладить ситуацию попытался крымский премьер Анатолий Матвиенко. Он убеждал, что проект строительства портового комплекса предполагает создание контейнерного порта, так как Крым должен оставаться экологически чистой территорией. Однако глава государства придерживается иной точки зрения. «Я не советовал бы сегодня отдельную тему особенностей работы порта загонять в рамки контейнерных перевозок», — заявил он, вероятно, памятуя о проводимых в свое время переговорах с российскими нефтекомпаниями о сооружении в Донузлаве нефтетерминала. И хотя идея эта давно забылась, Виктор Ющенко дал экологам дополнительный аргумент против предстоящего строительства.

НОВОСТИ / Транспорт