07 августа 2005 09:32

Дороги — это ключ к демократии

Кабмин утвердил государственную программу развития автомобильных дорог на 2005-2010 гг.

 С момента своего избрания Президент Виктор Ющенко неоднократно заявлял о необходимости создания в Украине дорожной сети европейского уровня. Без частных инвестиций реализовать столь масштабную программу невозможно. Закавыка в том, что платных дорог в Украине нет, а зачем инвесторам вкладывать в бесплатные — для экспертов загадка.

 В присутствии представителей компаний из Франции, Италии, Польши, Турции, России, Мальты, Македонии, а также сотрудников Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития украинское правительство утвердило госпрограмму развития автомобильных дорог общего пользования. Программа рассчитана на 2005-2010 гг. К вопросу строительства и реконструкции украинских дорог премьер-министр Юлия Тимошенко призвала собравшихся подойти «с наивысшими амбициями». «Ничего не делаем по чуть-чуть. Нужно начинать с малого. Работа летом, например. Если не отдыхаем, то все вместе», — так премьер изящно извинилась за прерванные отпуска приглашенных. «Дороги — это ключ к демократии», — вещал министр транспорта и связи Евгений Червоненко. «Деньги даются под людей, под слово и перспективы, а потому обмануть инвестора можно всего один раз», — рассказывал г-н Червоненко о технологии ведения бизнеса.

 

С инвесторами украинские чиновники общались очень нежно. Министр транспорта прохаживался по залу заседания и кокетливо подмигивал дельцам. Проекты строительства автодорог вещь масштабная и на одних бюджетных «дрожжах» без крупных средств иностранного капитала правительственная задумка не взрастет. Для реализации 22 инвестиционных проектов Вадима Гуржос, глава «Укравтодора», планирует привлечь около 7 млрд. долл. За период действия программы (пять лет) правительство намеревается ввести в эксплуатацию 2450 объектов капитального строительства общей протяженностью 4 тыс. км. Среди наиболее важных объектов: Киев — Чоп, Киев — Одесса, путепровод Киев — Ковель — Яготин, Киев — Винница, мост через Самару в Днепропетровской области. Реализация программы, по убеждению г-на Гуржоса, увеличит налоговые поступления в цент­ральные и местные бюджеты на 1,3 млрд. грн. в год, поступления от транзитных перевозок — на 3 млрд. грн. Разработкой документов займется рабочая группа, созданная премьером в ходе заседания правительства. Уже до конца 2005 г., по оптимистичным заверениям главы «Укравтодора», необходимые изменения будут разработаны и приняты.

 

Г-жа Тимошенко также добавила, что в ближайшие три дня будет создана рабочая группа во главе с г-ном Гуржосом с участием представителей министерств финансов, экономики, юстиции, с привлечением представителей всех компаний, заинтересованных в участии в обустройстве автодорог Украины.

 

Впрочем, эксперты сомневаются, что вкладывать деньги в бесплатные дороги будет привлекательно для инвесторов, хотя если под госгарантиии — это совсем другое дело. Начальник отдела информации Ассоциации международных автоперевозчиков Украины Елена Медведева полагает, что привлечь инвесторов для реализации госпрограммы будет непросто. Сумма инвестиций немаленькая, строительство автодорог окупается медленно. Кроме всего прочего, дороги в Украине бесплатные, а это малопривлекательно для потенциальных инвесторов.

 

Начальник аналитического отдела инвестиционной компании Dragon Capital Андрей Дмитренко отметил, что принцип привлечения инвестиций под госгарантии выгоден для иностранных кредиторов, поскольку в Украине хорошие процентные ставки. «Но для государства это не очень выгодно, выплата кредитов ложится на плечи госбюджета», — отметил г-н Дмитренко. Оптимальный вариант строительства автомобильных дорог — частными инвесторами при законодательной поддержке государства, но дороги должны быть платными.

 

В бюджете-2005 на финансирование дорог общего пользования предусмотрено 3,2 млрд. грн., в бюджете 2004 г. было предусмотрено 2,8 млрд. грн.

НОВОСТИ / Транспорт