08 июня 2020 12:37

В Украине хотят ввести платный проезд для грузовиков: за что и сколько

Платить за пользование дорогами будут владельцы грузовиков весом более 12 тонн

В Украине хотят ввести платный проезд для грузовиков: за что и сколько

"Укравтодор" предлагает брать плату с владельцев грузовиков за пользование дорогами. В парламенте уже зарегистрировали два законопроекта. Таким образом, хотят направить дополнительное финансирование на поддержание состояния дорог.

Денег на дороги не хватает

Дороги в Украине ремонтируют и строят за деньги из Дорожного фонда. Он, в свою очередь, наполняется за счет акциза и таможенных сборов на горючее, автомобили, шины, а также штрафов за нарушение ПДД. Так, в этом году на дороги потратят 69,7 млрд грн. Однако этого мало. За следующие пять лет Кабмин планирует отремонтировать 24 тыс. км дорог. Из них в этом году хотят построить 4,2 тыс. км.

Чтобы денег хватило, в Верховной Раде предлагают брать деньги с владельцев грузовиков. Для этого в парламенте зарегистрировали два законопроекта – № 3544 и 3545. По исследованиям, на которые ссылаются авторы проекта, грузовики изнашивают дороги до 50 тыс. раз больше, чем легковые машины. А система налогообложения в Украине этого не учитывает. Получается, что все собственники транспортных средств платят за ремонт дорог акцизами одинаково. Поэтому в "Укравтодоре" предлагают брать за проезд грузовиков больше.

"Чтобы отремонтировать 4000 км дорог, кроме средств Дорожного фонда, в этом году привлекли 19,3 млрд кредитов и 35 млрд грн, выигранных Украиной у "Газпрома". В ином случае "Укравтодор" не мог бы рассчитывать на ремонт 4000 км. Поэтому дальше надо решать вопрос финансирования или повышением акциза или введением платы за проезд для грузовиков", – говорит Артем Безуглый, директор Государственного дорожного научно-исследовательского института им. М.П. Шульгина.

Европейские страны, кстати, уже давно берут плату за проезд грузовиков. В том числе такая практика есть в Чехии, Польше, Словакии, Латвии и Турции. Тариф за пользование дорогами колеблется от 2,2 грн до 11 грн за километр проезда и зависит от веса транспортного средства, класса дороги, времени проезда и других критериев.

Например, в соседней Беларуси ввели систему оплаты за проезд с 1 августа 2013 года. За пользование дорогами платят все автомобили массой более 3,5 тонны. Протяженность платных дорог составляет 1787 км. Плата взимается автоматически при прохождении специальных рамок.

Это не первая попытка "Укравтодора" ввести плату за проезд. В 2015 году ведомство инициировало законопроект, который бы позволил взимать плату за проезд грузовиков тяжелее 12 тонн. Проект год пролежал в парламенте, в итоге депутаты его отклонили.

К слову, ввести дополнительную плату за проезд – это еще и условие Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Страна должна ввести в законодательство нормы Директивы 1999/62/ЕС от 17 июня 1999 года "О взыскании платы с грузовых транспортных средств за использование определенных инфраструктур".

Автор
Сегодня
Источник
НОВОСТИ / Транспорт