12 декабря 2019 15:14

Расти медленно. Какая экономическая политика заявлена в бюджете-2020, подписанном Владимиром Зеленским

Расти медленно. Какая экономическая политика заявлена в бюджете-2020, подписанном Владимиром Зеленским

Владимир Зеленский подписал принятый ВР 14 ноября закон о госбюджете-2020. НВ Бизнес спросил экспертов, как финальная версия сметы соотносится с декларацией власти о 40-процентном росте.

Презентуя проект закона в ВР, министр финансов Оксана Маркарова заверила, что «это хороший, реалистичный и сбалансированный бюджет, принятие которого сегодня даст нам возможность спокойно начать год». Министр отметила, что «никогда еще так рано не принимался госбюджет».

Напомним, что согласно обновленному прогнозу, номинальный ВВП в 2020 году увеличится на 3,7%. Бюджет построен на прогнозе среднегодового курса гривни к доллару в 27 грн/$.


Ключевые показатели
Доходы госбюджета: 1,094 трлн грн (доходы общего фонда — 974,7 млрд грн, специального — 119 млрд грн),

Расходы: 1,18 трлн грн (по общему фонду — 1,052 трлн грн, специальному — 127,9 млрд грн). Дефицит бюджета: 2,09% (94,3 млрд грн).

Минимальная зарплата с 1 января 2020 года будет повышена на 550 грн — до 4723 грн.

Официальный прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц с 1 января составит 2027 гривен, с 1 июля — 2118 гривен, с 1 декабря — 2189 гривен. Сейчас он составляет 1936 грн.


Субсидии: 47,6 млрд грн со 100%-й монетизацией. Это на 10,5 млрд грн меньше, чем в этом году. Министр финансов Оксана Маркарова заверила, что этой суммы будет достаточно.

На новые органы Бюро финрасследований и Долговое агентство: 1,3 млрд грн и 52,76 млн грн соответственно.

Дотация Пенсионному фонду: 172,6 млрд грн — на 5,1 млрд грн больше, чем в этом году.

Образовательная субвенция: 77,5 млрд грн (на 7,9 млрд грн больше, чем в 2019-м).

На медреформу на вторичном уровне: расходы на программу медицинских гарантий (Нацслужба здоровья) вырастут на 58 млрд грн — до 72,3 млрд грн. При этом запуск медреформы на вторичном уровне запланирован на 1 апреля, а не на 1 января.

На обслуживание государственного долга: 423,6 млрд грн. Из них обслуживание — 141,47 млрд грн, погашение — 282,14 млрд грн. Заимствования составят 365,16 млрд грн, из них внутренние — 231,1 млрд грн, внешние — 134 млрд грн.

Поступления от приватизации запланированы в 12 млрд грн.

От легализации игорного бизнеса планируется — 3 млрд грн поступлений.

Ко второму чтению в законопроект вернули субвенцию на социально-экономическое развитие. На нее предлагается выделить 2 млрд грн. В изначальном варианте расходы на это не предусматривались, так как в Минфине считают субвенцию неэффективным инструментом. В правительстве объяснили, что вернуть эту субвенцию попросили депутаты.


Перед рассмотрением госбюджета-2020 Рада внесла изменения в Бюджетный кодекс. Парламентарии, в частности, предусмотрели, что в 2020 году акцизный налог с произведенного в Украине и ввезенного в страну топлива будет оставаться в местных бюджетах. Профильный комитет был против этой поправки. Там отмечали, что это приведет к уменьшению поступлений и расходов Дорожного фонда на 7,7 млрд грн

Долговые риски и рост налогового давления
Эксперты считают, что главным риском бюджета Украины на 2020 год остается большой государственной долг, обслуживание которого очень дорого обходится стране.

«Огромной проблемой для украинской экономики в целом является проблема неустойчивого бюджета, хотя последние пару лет внешне кажется, что с бюджетом все в порядке. Но по большому счету государственный долг растет очень быстро, стоимость обслуживания долга велика и, соответственно, или государство находит какие-то ресурсы для того, чтобы „договориться“ с бизнесом о том, чтобы он выходил из тени и платил больше налогов, либо у Украины могут возникнуть серьезные финансовые сложности», — сказал в интервью НВ Бизнес российский финансовый эксперт и банкир Сергей Алексашенко.

По мнению Алексашенко, бюджет на 2020 год в основном составлен по инерционному принципу. «От достигнутого, все или большинство существующих программ продлены с какими-то коэффициентами. Это стандартный минфиновский подход», — отметил он.


Старший аналитик Райффайзен Банк Аваль Михаил Ребрик считает, что в целом, госбюджет 2020 с дефицитом 2,09% ВВП выглядит относительно консервативным. «Однако, на наш взгляд, в нем заложены потенциальные источники формирования скрытого дефицита. Так, показатель реального роста ВВП на уровне 3,7% (здесь и далее год к году — ред.) уже сам по себе является достаточно оптимистичным. А с учетом этого, на ожиданиях роста номинального ВВП на 12,2% запланированный прирост налога на прибыль предприятий на уровне 24,5% может оказаться чрезмерно оптимистичным. Аналогично и с 21,9% роста НДФЛ при росте среднемесячной зарплаты на 17,2%», — предупреждает он. Кроме того, эксперт отметил, что в доходную часть бюджета заложены законодательно неподкрепленные поступления. «В частности, от легализации игрального бизнеса (3 млрд грн) и добычи янтаря (0,53 млрд грн). С учетом хронического невыполнения плана приватизации в предыдущие годы, запланированные на 2020 12 млрд грн поступлений также формируют определенные риски для успешного выполнения бюджета», — резюмировал эксперт.

Как быть с декларацией властей о 40-процентном росте экономики за пять лет?

Как уточнила НВ Оксана Маркарова, запланированный рост экономики в 5−7%, который озвучивал премьер-министр Алексей Гончарук, будет обеспечен, в первую очередь, за счет запуска рынка земли. «Отсутствие возможности в нее инвестировать сдерживает производительность сельского хозяйства, использования его потенциала. Сравните производительность АПК у нас и там, где нет ограничений. То есть одна составляющая этого роста — открытие рынка земли», — сказала она.

Второй фактор, по словам министра — приток инвестиций. «Украина получает их очень мало, особенно прямых. Но мы уже видим большой интерес инвесторов, которые верят в нашу макроэкономическую историю. Мы это видим по тем, кто заходит в наши ценные бумаги. Мы видим, что в наш рост уже верят международные финансовые организации. Следующий шаг — в нас поверят предприятия реального сектора», — уверена она.

По словам Маркаровой, важно провести структурные реформы. «В первую очередь, это судебная реформа и реформа правоохранительных органов. Есть очень много опросов бизнеса, который говорит, что им мешает расширять свое производство. И это не налоги, а нестабильность судов, — сказала она. — Остальные факторы — успешная приватизация, стремительное развитие инфраструктуры благодаря концессиям, которые тоже приняты. Все вместе даст большой толчок для роста».