24 апреля 2007 10:51

Премьер Украины о планах на будущее

Указ, изданный президентом Украины Виктором Ющенко 2 апреля, о роспуске парламента и проведении досрочных выборов в верховный орган законодательной власти, привел к политическому кризису, который вряд ли будет разрешен в обозримом будущем. В Киеве начинается повторение 'оранжевой революции' 2004 года: на улицы снова выходят демонстранты.

Изначальной причиной кризиса стали конституционные реформы, принятые парламентом Украины в декабре 2004 года, в результате которых в январе 2005-го президентом был избран Ющенко. По новой конституции, с января 2006 года в стране вводилась парламентско-президентская политическая система. Поскольку Ющенко не смог удержать правительство от раскола, в марте 2006 года парламент был распущен и избран вновь. А в январе 2007 года новое правительство, возглавляемое премьер-министром Виктором Януковичем, провело продолжение конституционной реформы, ограничив власть президента и передав парламенту право назначать некоторых министров, а самому премьер-министру - блокировать своим вето указы президента. После этого многие депутаты начали перебегать в конкурирующие фракции. В результате для Ющенко возникла реальная опасность, что, когда их соберется 300 или больше, они смогут преодолевать президентское вето. Поэтому и появился скандальный президентский указ от 2 апреля.

В Киеве премьер-министр 18 апреля дал нашей газете эксклюзивное интервью, в котором заявил, что политический кризис может быть разрешен только тогда, когда будет оглашено решение Конституционного Суда 'о законности указа президента Ющенко о роспуске парламента Украины'.

 - Каким бы ни было это решение, оно должно быть принято всеми без исключения сторонами. Если мы хотим создать правовое государство, конституция должна быть законом для всех.

Тем временем в адрес президента уже раздаются обвинения в оказании давления на судей.

Премьер не против проведения новых выборов:

- В проведении выборов как таковых никакой скрытой опасности нет. Опасность в том, что создается прецедент нарушения конституции.

По словам Януковича, выполнение указа Ющенко 'может создать прецедент незаконного досрочного роспуска законно избранного парламента'.

- Это в первую очередь стало бы ударом по нерушимости демократических процедур и угрозой верховенству закона на Украине. Кто знает, какие нарушения конституции последуют за этим, если сегодня мы согласимся с неконституционным роспуском парламента?

Янукович предупреждает, что если дать президенту возможность в обход конституции раз за разом объявлять новые выборы, пока результат не будет таким, как ему надо, Украина окажется в состоянии перманентного политического кризиса. И это еще не все.

- В статье 90 Основного закона установлены положения, в соответствии с которыми поводятся законные выборы.

Поскольку объявление досрочных выборов не соответствует конституции и против действий президента выступает парламентское большинство, считает премьер Украины, 'давайте дадим возможность принять решение Конституционному Суду, созданному специально для такого рода случаев'.

Янукович готов вести переговоры о компромиссе. По его словам, 'пока еще не поздно'. Однако проведение досрочных выборов окажется возможным только в том случае, если Конституционный Суд признает указ президента соответствующим конституции, а парламент введет новое законодательство о досрочных выборах, пока что в украинских законах прописанное недостаточно четко.

В ином случае - то есть если решением Конституционного Суда указ президента будет признан неконституционным - проведение досрочных выборов все равно возможно, если на это согласятся и президент, и все политические партии. И здесь Янукович, с учетом экономического роста и развития Украины в последнее время, рассчитывает, что, если выборы пройдут прямо сейчас, он получит еще большую долю голосов избирателей.

Премьер сильно обеспокоен попытками оказания давления на судей Конституционного Суда и покушениями на их независимость. Попытки как-то повлиять на суд могут ударить по авторитетности принятого им решения. Попытки дискредитации судей, считает Янукович - это 'старая политическая школа. Такие попытки нужно бдительно пресекать'.

- Это очень опасная игра, - заключает Янукович.

По мнению премьер-министра, дискредитация и судебной, и законодательной власти может привести к кризису доверия к закону и правосудию вообще. Подобные шаги направлены на разрушение молодой украинской демократии, полагает он.

- Наше правительство, парламентская коалиция и я лично примем любое решение Конституционного Суда. И того же мы ожидаем от всех участников политического процесса.

По его мнению, президент, издавая свой указ, проигнорировал статью 90 конституции. При роспуске парламента не было соблюдено ни одно из условий, четко прописанных в конституции. Их, по словам премьера, всего несколько: во-первых, парламент можно распустить через месяц после выборов, если премьер-министр не создал коалицию большинства; во-вторых, если в течение 60 дней после отставки старого кабинета министров премьер-министр не может сформировать новый; в-третьих, если на очередной сессии нет кворума в течение 30 дней после закрытия последнего заседания парламента, проведенного с кворумом.

Что касается поступившей от парламента просьбы о привлечении международных посредников, то, как считает премьер-министр, они могут понадобиться, если ни Конституционный Суд, ни политические переговоры не приведут к разрешению кризиса. В этом случае международное вмешательство, как он полагает, сможет предотвратить вооруженное гражданское противостояние.

- [Чтобы этого не допустить,] мы попросили о посредничестве Австрию, нейтральную страну и члена Европейского Союза, а также будем рады участию других стран.

В Соединенных Штатах 10 апреля президент Буш подписал закон о расширении НАТО, где написано, что организация готова включить в число своих членов Украину и еще четыре страны. На это Янукович отмечает:

- Во время участия в миротворческих операциях Украина доказала свою эффективность и надежность и остается активным участником совместных международных усилий в этой сфере.

И все же, как он говорит, вступление в НАТО поддерживает всего 20 процентов населения страны. По его мнению, 'этот вопрос необходимо решать на общенациональном референдуме'. Янукович приводит в пример Швецию, решившую не вступать в альянс, поскольку этот шаг поддержало всего 55 процентов избирателей. Кроме того, чтобы нести все бремя ответственности, которое подразумевает членство в НАТО, Украине необходимо провести еще реформы избирательного законодательства, а также изменения судебных, гражданских и административных процедур.

Беспокоят Януковича и планы США развернуть в Польше и Чехии системы противоракетной обороны, поскольку тем самым 'создается раскол между двумя нашими стратегическими партнерами и гарантами безопасности'. Чтобы эти планы исполнились, необходимо снизить до минимума риск ядерного противостояния.

- Мы знаем, что Россия отреагировала отрицательно, что она считает [эту систему] потенциальной угрозой для себя. Кроме того, среди европейских стран еще нет общего мнения по этому вопросу. Свою обеспокоенность выражал даже президент Ющенко.

По словам Януковича, Украине здесь тоже 'есть что предложить': 'системы наблюдения за космическим пространством и специалистов, которые могли бы внести значительный вклад в формирование такой системы в глобальном масштабе'.

Потенциальное вступление Украины во Всемирную торговую организацию - это, с точки зрения Януковича, 'один из важнейших приоритетов внешнеэкономической политики Украины'.

При его правительстве парламент действительно принял все необходимые для этого законодательные акты. Однако теперь внутриполитическое противостояние может помешать вступлению Украины в ВТО, которое, в конечном итоге, как он надеется, 'будет способствовать углублению интеграции Украины в европейское пространство, расширению сотрудничества в энергетической сфере и в сфере международного транспорта и торгово-промышленного сотрудничества'. Украине было бы лучше, если бы одновременно с ней в ВТО вступила и Россия.

Рэчел Эренфелд - директор Американского центра в поддержку демократии (American Center for Democracy), член Комитета по борьбе с реальной опасностью (Committee on the Present Danger).

Автор
The Washington Times (США)