02 июля 2007 15:14

Кризис ушел в отпуск

Кризис ушел в отпуск

Парламентские выборы имеют все шансы завершиться созданием коалиции Партии регионов и «Нашей Украины» с последующим запуском проекта «второй срок Виктора Ющенко». Но без четкого разграничения прав и обязанностей президента, парламента и правительства все договоренности будут ненадежными и кратковременными

В первый день июля президент Виктор Ющенко на деревянной казацкой лодке «чайка» совершил обход кораблей Военно-Морских сил Украины, стоящих в севастопольской гавани. Так глава государства поздравил моряков с профессиональным праздником. За неделю до этого первый заместитель главы президентского секретариата Иван Васюник был занят тем, что организовывал ремонт «чайки» на одном из южноукраинских судостроительных заводов. Построенное львовскими энтузиастами на «козацький розум», судно грозило если не утонуть вместе с главой государства, то остановиться прямо во время смотра. На фоне таких забот Васюника и Ющенко резкие выпады главы президентского секретариата Виктора Балоги в адрес спикера Александра Мороза выглядели как запоздавшие выстрелы завершившейся войны. В прошлую среду премьер-министр Виктор Янукович провел итоговую пресс-конференцию и засобирался в Испанию долечивать ногу, от Юлии Тимошенко скольнибудь значимых политических инициатив не было уже давно. По всем внешним признакам кризис ушел в отпуск. Но именно сейчас, в условиях наступившего летнего затишья, максимально четко начали проявлять себя процессы, которые будут определять повестку украинской политики до 2010 года.

Партия второго срока

В разгар отпускного сезона 26 июля Украина будет отмечать принципиально важную дату, которая для широкой аудитории останется, скорее всего, почти незамеченной. В этот день Виктор Ющенко будет праздновать «экватор» — завершение первых двух с половиной лет своего президентства. В другой стране и с другими личностями во власти эта черта, возможно, стала бы поводом для ускорения начатых преобразований, коррекции реализуемого курса и исправления допущенных ошибок. Но украинский президент взялся только за последнее. И то весьма специфическим образом: попросив в специальном видеоролике у своих избирателей прощения за то, что долго не решался разогнать парламент. В нашей стране «экватор» первой президентской пятилетки дает единственный однозначный сигнал — пора обеспечивать второй срок. И работа эта ведется нарастающими темпами.

Желание порулить страной полные десять лет было у Виктора Ющенко всегда. По доброй воле от двух положенных конституцией сроков не отказывался еще ни один из лидеров постсоветских государств. Да и в мировой практике исключений — единицы. Больше всего сохранение власти в руках нынешнего президента выгодно его команде, у которой немного шансов прижиться в Украине Януковича или Тимошенко. Как и в 2004 году, ставки для этих людей слишком высоки, и поражение их лидера станет для них настоящим фиаско. Особенно это касается Виктора Балоги. Хотя он и не испортил отношений со всеми ведущими политическими игроками до такой степени, как к 2004-му это сделал бывший глава администрации президента Леонида Кучмы Виктор Медведчук. Однако с таким влиянием на развитие страны, которое Балога получил при Ющенко, при любом другом главе государства ему точно придется распрощаться. Поэтому сценарий второго срока у президента и его соратников созрел уже давно. Но только по ходу весеннего политического кризиса выяснилось, что план «вторая пятилетка Ющенко» действительно может быть реализован.

К удивлению многих операция по роспуску парламента, которая начиналась как вынужденная защитная мера людей, загнанных ненасытными оппонентами в угол, легко переросла в механизм наращивания рейтинга главы государства и увеличения доверия к нему в кругах украинской и зарубежной элиты. С 2 апреля и украинским гражданам, и бизнес-сообществу, и Белому дому, и Кремлю пришлось пересмотреть отношение к Ющенко как хромой утке и политику без будущего.

Кроме того, неожиданно для Банковой выяснилось, что украинское общество, в общем-то, легко проглотило выход президента за рамки конституционных полномочий. На этом фоне вдруг потерялась Юлия Тимошенко, упустившая знамя «главного борца с Януковичем». Не решился на роль третьей силы и лидер «Народной самообороны» Юрий Луценко, который в решающие дни кризиса расписался в полной лояльности к главе государства, что лишило его львиной доли сторонников на востоке (только в Луганске рейтинг «Самообороны» упал с 3,5 до 0,5%). Если еще зимой в рядах «нашеукраинцев» звучали призывы остановить деградацию партии путем перехода к критике Ющенко, то сейчас «Наша Украина» вопреки своей демократической природе работает как полностью управляемый из секретариата инструмент президентской политики. Перспектива выборов заставила склонить колени даже самых активных вольнодумцев из числа прежней группы «любих друзів».

Получив на руки такие козыри (в большинстве случаев просто из-за ошибок оппонентов), члены президентской команды решили приступить к широкомасштабному наступлению. Правда, дать старт проработанной в сжатые сроки до мелочей полноформатной агитационной кампании Ющенко в сентябре не удастся, поскольку Януковичу удалось отбиться от парламентских выборов в июле. Но частично агитация за президента уже началась. Кроме того, Банковая решила использовать время для более важного дела, чем пропаганда. Уже на этой неделе в Киеве может состояться учредительный съезд новой пропрезидентской партии, которая будет создана на базе «Нашей Украины» с привлечением «Народной самообороны» и национал-демократических партий из блока «Правиця». Эту инициативу максимально жестко продвигает Виктор Балога. Всех несогласных ждут как минимум политические проблемы во время парламентских выборов. Самых упрямых постараются вытеснить на обочину политического процесса. Банковая не пожалеет ни сил, ни средств, чтобы создать полноценную «партию второго срока». На эту политическую силу с рейтингом около пятнадцати процентов будет возложена основная организационная и пропагандистская работа в течение следующих двух с половиной лет подготовки к президентским выборам. Но все же надежды Ющенко сохранить свой пост в основном будут зависеть не от успеха «партии второго срока», а от исхода сложных процессов внутри Партии регионов.

По воле акционеров

Если в президентской кампании-2009 будут участвовать действующий глава государства, Юлия Тимошенко и Виктор Янукович, то шансов победить у Ющенко почти нет. Он просто не выйдет во второй тур, а убедить до этого Тимошенко отказаться от президентских амбиций в обмен на премьерство нереально. Тем более что наличие в 2009 году у Ющенко возможности предложить лидеру БЮТ пост главы Кабинета министров вызывает большие сомнения. Кроме того, в случае создания оранжевой коалиции и отказа Тимошенко от участия в президентской гонке победить Виктора Януковича Виктору Ющенко не удастся: пребывание в оппозиции еще больше увеличит и без того высокий рейтинг лидера регионалов, а монополия оранжевых на власть сплотит вокруг нынешнего премьера даже тех, кто сейчас в партии ему оппонирует. Поэтому чтобы осуществить сценарий второго срока, президентской команде необходимо придумать, как снять Януковича с дистанции при одновременном включении регионалов во власть. Это и без того сложное уравнение осложняется еще и тем, что Виктору Януковичу нельзя позволить стать даже премьер-министром, поскольку поручиться, что с поста главы Кабмина в последний момент он не захочет переместиться в президентское кресло, не может никто.

Эту проблему соратники президента могут решить только во взаимодействии с группами влияния внутри Партии регионов. В частности, несложно договориться с командой Рината Ахметова—Бориса Колесникова. Либеральное крыло партии еще в прошлом году было не в восторге от того, что Янукович стал премьером. Его руководство Кабмином (особенно потакание антипредпринимательским действиям первого вице-премьера и министра финансов Николая Азарова) создало практические мотивы для недовольства группы Ахметова. Последней каплей стала непоследовательная позиция премьера во время политического кризиса, что привело к его затягиванию и прямому ущербу внешнеэкономическим планам донецкого бизнеса. Либеральное крыло регионалов категорически против создания в новом парламенте коалиции с коммунистами. При самом удачном для обеих партий исходе выборов их преимущество над оранжевыми блоками составит от двух до пяти депутатских голосов — это создаст огромные проблемы и большинству, и правительству. К тому же в такой коалиции у КПУ будет блокирующий голос, что сделает невозможным проведение любых рыночных реформ. Кроме того, коалицию с пропрезидентским блоком можно будет создать только при условии, если премьером коалиционного правительства станет не Янукович. Это необходимо Ющенко как с имиджевой точки зрения, так и с точки зрения перспектив президентской кампании, о чем говорилось выше.

Кремль не доверяет Януковичу и не считает его перспективным лоббистом своих интересов 
Однако при всей влиятельности группы Ахметова—Колесникова в партии самостоятельно оппонировать Януковичу она не сможет. Возможным союзником соратников президента может стать совладелец компании RosUkrEnergo Дмитрий Фирташ. Сейчас он является вторым после Ахметова спонсором Партии регионов и крупнейшим инвестором пропрезидентского блока «Наша Украина». Во власти его команда представлена министром ТЭК Юрием Бойко и первым помощником премьера Сергеем Левочкиным. Главный интерес Фирташа — сохранить действующую схему поставок газа в Украину. Его основной враг — Юлия Тимошенко. Отношения с Ахметовым у него тоже неидеальные, но на участие в направленной против Януковича Фронде его может подвигнуть перспектива продвинуть на пост премьера своего человека — Юрия Бойко. О том, что министр топлива и энергетики не прочь возглавить Кабмин, свидетельствует его возрастающая публичная активность. Кандидатура Бойко устроила бы и президентскую команду, лояльно относящуюся к действующей газовой схеме. Не будет против такого премьера и имеющий определенное влияние на Партию регионов Виктор Медведчук. Но всех этих ресурсов все равно недостаточно, чтобы не просто избавиться от Януковича, а сделать это так, чтобы он не остался в роли обиженного и самостоятельного политика. Решить эту задачу может помочь Москва.

Недавняя встреча президента России Владимира Путина с украинским премьером показала, что особо теплых отношений между ними нет. Кремль не доверяет Януковичу и не считает его перспективным лоббистом своих интересов. К тому же интерес Москвы к Украине сейчас носит довольно прагматичный характер и связан все с тем же газом. Российский президент не пообещал главе Кабмина, что цена на это топливо останется неизменной. Более того, он дал понять, что повышение его цены весьма вероятно. При такой позиции Кремля третья попытка Януковича стать главой правительства почти наверняка окончится полным фиаско. В то же время Юрий Бойко может получить гарантию сохранения нынешней цены как важнейший козырь в борьбе за пост премьера.

Кремлю удобно работать с командой Ющенко. Россия успешно решает с действующим президентом все свои экономические вопросы. Для Москвы главное не допустить ни премьерства, ни тем более президентства Юлии Тимошенко, которая считается агентом влияния наиболее непримиримых антироссийских политиков в США (достаточно вспомнить ее статью «Сдержать Россию» в журнале Foreign Affairs). К тому же исповедуемый Кремлем принцип легитимизма заставляет его всегда поддерживать действующих президентов против оппозиции, подобно тому, как император Николай I помогал монархическим правительствам Европы, даже когда национальные интересы России требовали иного. Все это дает основания предположить, что Москва готова поддержать сценарий второго президентского срока Виктора Ющенко.

На красный свет

Итоги досрочных парламентских выборов 30 сентября уже сейчас можно смоделировать с большой долей вероятности. Партия регионов получит немного больше мандатов, чем в марте 2006-го, и создаст фракцию из 190–200 депутатов. У БЮТ будет 110–115 человек, а у пропрезидентского блока около сотни. Коммунисты получат 25–30 мандатов. Вопрос лишь в том, будет ли у регионалов и Компартии в сумме 226 мандатов или относительное большинство получат оранжевые партии. В любом случае и антиоранжевая, и оранжевая коалиции получатся такими неустойчивыми и слабыми, что вряд ли ктолибо всерьез возьмется за их создание. Речь может идти только о тактических маневрах по ходу главного торга: об условиях создания широкой коалиции регионалов и «нашеукраинцев», вместе контролирующих около трехсот или даже триста мандатов. Только конституционное большинство способно сформировать стабильное правительство, обеспечить реализацию его курса и приступить к совершенствованию Конституции, без чего страну постоянно будут сотрясать политические кризисы. Шаги к сближению «Наша Украина» и Партия регионов уже сделали через раздел мест в Центризбиркоме. Это означает, что ни одна из команд не будет пытаться сфальсифицировать результаты другой в регионах своего влияния.

Такой итог выборов устраивает и БЮТ. Пользуясь данными собственных социологических исследований, команда Юлии Тимошенко рассчитывает на получение 150 мандатов (что заставит коалицию с ней считаться) и на успех ее лидера в президентской гонке. Для решения второй задачи БЮТ даже выгодно остаться в оппозиции, паля из всех орудий и по Ющенко, и по регионалам. Но именно нацеленность Тимошенко на президентство с последующими изменением Конституции и концентрацией полномочий в руках главы государства создает мотив для консолидации всех остальных политических сил. Важнейшая цель стоящих за «Нашей Украиной» и Партией регионов групп интересов — раз и навсегда закрыть вопрос о «большой приватизации» конца 90-х — начала 2000-х годов и обезопасить сложившуюся структуру собственности от единственной силы, способной ее подорвать. Ни Юлия Тимошенко, ни ее соратники (в первую очередь отвечающий за экономическую программу блока Виктор Пинзеник) не отказались от планов реприватизации. Даже группа «Приват» после улаживания конфликта с Виктором Пинчуком по поводу Никопольского завода ферросплавов отошла от тесного партнерства с БЮТ и тоже оказалась в зоне риска. Таким образом, «сговор олигархов», о котором так любит говорить Тимошенко, вполне вероятен. Частью такого соглашения между представителями крупного бизнеса может стать и второй срок для Ющенко, с которым у большинства украинских капиталистов сложились хорошие отношения. Тем более что глава государства не склонен к новому переделу собственности.

Но сколь естественным ни выглядел бы описанный сценарий развития политического процесса в Украине до 2010 года, существует одна фундаментальная проблема — полное отсутствие общепризнанных правил игры. «Сложилась ситуация, когда между ведущими игроками нет никаких договоренностей о том, что можно, а что нельзя. Один говорит: ехать разрешено на зеленый свет, другой — на желтый, третий — на красный. В таких условиях никакого стратегического соглашения между группами элиты быть не может. Никто не в состоянии гарантировать, что завтра договор не нарушат, а если и нарушат, то виновного накажут», — заявил «Эксперту» директор Украинского центра развития внешнеэкономических отношений Анатолий Пинчук. Поэтому компромисс по поводу судьбы премьерского и спикерского кресел и второго срока для президента будет простым сговором, замком из песка. Чтобы он стал настоящим договором, к нему должны прилагаться согласованные изменения к действующей Конституции или новая редакция Основного Закона, законы о президенте, оппозиции, новые законы о Генеральной прокуратуре, судоустройстве и изменения в закон о Кабинете министров. Без целого комплекта решений, которые создадут новый свод правил, а также механизмы их реализации и защиты, долгосрочной стабилизации не произойдет. Без всего этого политический кризис в Украине в лучшем случае будет уходить в отпуск.

Автор
Эксперт
Источник