05 июля 2007 10:42

ГУАМ, поддерживаемая Европейским Союзом и Соединенными Штатами, выступает против интересов России

После того, как Узбекистан покинул ряды организации, ГУАМ сосредоточился на проведении интересов Запада на Евразийском континенте

Организация ГУАМ представляет собой одно из самых влиятельных региональных объединений на Евразийском континенте. Она создавалась с целью ограничить распространение влияния России на политику государств-членов организации, поэтому ГУАМ взяла на вооружение некоторые теоретические установки, основывающиеся на ориентации на европейские и международные структуры. Основные цели, которыми руководствуется организация, практически такие же, как и у большинства ей подобных региональных объединений: утверждение демократических ценностей, обеспечение верховенства права и уважения прав человека, обеспечение устойчивого развития, укрепление международной и региональной безопасности и стабильности, углубление европейской интеграции для создания общего пространства безопасности, а также расширение экономического и гуманитарного сотрудничества, развитие социально-экономического, транспортного, энергетического, научно-технического и гуманитарного потенциала, активизация политического взаимодействия и практического сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес.

В ходе переговоров, проводившихся на протяжении 1996-1997 годов, между странами участниками, а именно Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией, было принято решение создать объединение с целью развития практического субрегионального сотрудничества в экономической и военно-политической сферах. Свое название организация получила исходя из заглавных букв государств-участников. Позже в апреле 1999 года в Вашингтоне о своем присоединении к ГУАМ заявил Узбекистан, после чего к аббревиатуре организации добавилась еще одна буква 'У', в результате название объединения поменялось с 'ГУАМ' на 'ГУУАМ'. 5 мая 2005 года Узбекистан официально объявил о том, что прекращает свое членство в организации, а в мае 2006 года на саммите организации в Киеве, было официально закреплено ее название: 'Организация за демократию и экономическое развитие - ГУАМ'.

Бакинская Декларация

  19 июня 2007 года в столице Азербайджана - Баку, состоялся очередной саммит организации ГУАМ. Кроме официальных членов объединения в работе саммита принимали участие президент Польши - Лех Качиньский, Литвы - Валдас Адамкус, Румынии - Траян Басеску, премьер-министр Молдовы - Василе Тарлев, вице-президент Болгарии Ангел Марин, а также представители США и Японии. В статусе приглашенных гостей на саммите также присутствовали представители 25 стран и международных организаций, включая ООН, ОБСЕ, НАТО, Совет Европы и т.д. По итогам работы конференции был подписан итоговой документ - Бакинская декларация, которая:

1. Подтверждает решимость расширять сотрудничество в целях утверждения демократических ценностей, верховенства права, уважения прав человека и основных свобод, достижения устойчивого социально-экономического развития и обеспечения безопасности и стабильности в регионе ГУАМ.

2. Заявляет о неуклонном стремлении укреплять региональную значимость и позицию ГУАМ путем консолидации общих интересов и углубления отраслевого сотрудничества. Считает необходимым задействовать в полной мере социально-экономический, транспортный, энергетический, научно-технический, гуманитарный, законодательный и правоохранительный потенциал государств-членов для создания общего пространства интеграции и безопасности в регионе ГУАМ. В этой связи принимается Стратегия развития отраслевого сотрудничества.

3. Приветствует возрастающий интерес других государств и международных организаций к налаживанию партнерства и углублению взаимовыгодного сотрудничества с ГУАМ и поручает предпринять активные действия в целях развития общеевропейского, трансатлантического, черноморского, транскаспийского и азиатского направлений деятельности ГУАМ.

4. Подчеркивает ключевое географическое расположение и стратегическую важность государств-членов ГУАМ, территории которых представляют собой естественно сложившийся коридор между Европой и Азией. В целях всестороннего развития этого коридора поручает активизировать усилия по использованию транзитного потенциала ГУАМ и привлечению международной поддержки и инвестиций. Отмечает, в этом контексте, важность гармонизации законодательства, устранения барьеров, препятствующих экономическим и торговым связям, развития инфраструктуры, углубления сотрудничества для обеспечения эффективности и безопасности транспортных коридоров, совместной борьбы с терроризмом, организованной преступностью, незаконным распространением наркотиков и другими опасными видами преступлений.

5. Выражает стремление активно участвовать в укреплении глобальной энергетической безопасности, поддерживать дальнейшие усилия по выявлению новых источников углеводородных ресурсов, готовность предоставить территории государств-членов для транспортировки таких ресурсов на мировые рынки, отмечает необходимость дальнейшего сотрудничества в изучении и развитии альтернативных и возобновляемых видов энергии.

6. Заявляет о важности развития межобщинного и межконфессионального диалога и защиты прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в рамках международно-признанных границ государств для урегулирования конфликтов, поддержания международной безопасности, укрепления взаимопонимания и создания благоприятных условий для гармоничного развития глобальной и региональной интеграции, поручает разработать соответствующие международные инициативы ГУАМ.

7. Подтверждает необходимость продолжать совместные активные действия по урегулированию затянувшихся конфликтов в регионе ГУАМ на основе соблюдения принципов суверенитета, территориальной целостности и нерушимости международно-признанных границ государств и в соответствии с положениями Совместной Декларации глав государств ГУАМ по вопросу урегулирования конфликтов, а также важность мобилизации поддержки международного сообщества для разрешения этих конфликтов. Выражает убежденность в безальтернативности, справедливости и прочности урегулирования конфликтов путем реинтеграции затронутых ими территорий в политическую, правовую и социально-экономическую систему государства, их полной реабилитации, возвращения перемещенного населения в места постоянного проживания, восстановления транспортных путей и обеспечения мирного сосуществования и сотрудничества между общинами на этих территориях.

8. С удовлетворением отмечает преобразование ГУАМ в международную региональную организацию, включая создание Секретариата, и особо подчеркивает, что Бакинский саммит проходит в год 10-летнего юбилея ГУАМ. В этой связи поручает Председательствующей стороне во взаимодействии с Секретариатом провести международные торжественные мероприятия при участии государств-членов.

Новая страница сотрудничества

После того, как Узбекистан покинул ряды организации и попал под политическое влияние Москвы, на повестке дня ГУАМ появилась новая серьезная тема для сотрудничества, а именно, проведение интересов Запада на Евразийском континенте. В частности, проведение политики, направленной добычу и транспортировку энергоресурсов Каспия, сотрудничество в области реализации проектов в бассейне Черного моря, налаживание контактов со странами Балтики.

Кроме того, все больше внимания уделяется политическим проблемам. На повестке дня все чаще поднимаются вопросы о де-факто политических режимах в Абхазии и Южной Осетии, годами продолжающемся карабахском конфликте. И вот как раз в подтверждение вышесказанного, следует привести слова Ильхама Алиева: 'Мы хотим эти проблемы решать, опираясь на европейский опыт. Эти проблемы безусловно связаны с основами международного права, вопросами сохранения территориальной целостности государств'.

В настоящее время ГУАМ превращается в координационный центр, основное внимание которого уделяется вопросам добычи и транспортировки энергоресурсов, обеспечении безопасности государств-участников. Можно сказать, что большое внимание деятельности ГУАМ уделяет Европейский Союз, который, в свою очередь, преследует собственные интересы. Безусловно, вопрос о транспортировке энергетических ресурсов из акватории Каспия в страны ЕС, согласно проекту 'Набукко', вызывает повышенный интерес у представителей Европейского Союза, в силу того, что основные транспортные магистрали располагаются по территории стран-членов ГУАМ. Во время работы саммита президент Украины Виктор Ющенко предложил использовать страны ГУАМ в качестве транспортного коридора для поставок каспийской нефти на европейский рынок. В этом странам-участникам организации будет помогать Европейский Союз, который запланировал в ближайшие три года предоставить финансовую помощь Украине в размере 494 млн., Молдавии 209 млн., Грузии 120 млн., Азербайджану 95 млн. евро.

Одной из немногих тем, по которой странам ГУАМ не удается найти общего знаменателя, является вопрос обеспечения безопасности. В 2006 году состоялось заседание министров обороны ГУАМ, на котором руководители оборонных структур обсуждали вопросы совместного взаимодействия перед возможными угрозами. На заседании министры обороны пытались выработать решения по таким ключевым вопросам, как обеспечение национальной безопасности, работа в области ликвидации каналов наркотрафика, борьба против неправительственных радикальных организаций, обеспечение безопасности прокладки трубопроводов. Кроме того, этими темами вплотную интересуются представители НАТО и оборонного комплекса США. В ближайшее время стоит ожидать конкретных действий, направленных не только на поддержку энергетической безопасности стран-членов ГУАМ, но и на уменьшение влиянии России в Черном море, а Ирана - в Каспийском. Следствием серьезных намерений государств-членов ГУАМ являются слова президента Грузии Михаила Саакашвили, который заявил, что страны-члены ГУАМ являются участниками программы НАТО под названием 'Партнерство Ради Мира' - проект проведения совместных боевых военных операций НАТО с государствами, не являющимися его членами. Более того, президент Грузии отметил, что ГУАМ представляет собой более серьезную и развитую организацию чем СНГ по числу реализованных и осуществляемых в настоящее время проектов. 'СНГ - это просто клуб, где главы государств-участников обмениваются своими впечатлениями и мнениями о том, как обстоят дела в странах. И ничего больше', - именно так прокомментировал М. Саакашвили деятельность СНГ, попутно отметив, что она давно потеряла свою привлекательность.

В любом случае страны-участники ГУАМ всегда представляли собой единый блок (союз), направленный на ограничение политического, экономического, культурного влияния Москвы. Присутствовавшие на саммите президенты Литвы, Польши и Румынии приоткрыли новую страницу в деятельности ГУАМ. И, по мнению автора, должно еще больше беспокоить Кремль.

Начиная с 1991 года, Запад всячески стремился ограничить влияние России в своих бывших метрополиях. Россия же, в свою очередь, была настроена на повышение своего политического влияния в этих в своих бывших странах. В области энергетики появились новые ключевые игроки такие, как Казахстан, Туркменистан, которые самостоятельно пытаются поставлять свои ресурсы на европейский рынок, тем самым повышаю свою значимость. Поэтому в ближайшее время ожидается обострение борьбы между разными полюсами. Что делать Турции в таком случае? Прежде всего, не нужно забывать, что для страны на первом месте стоит национальный интерес, поэтому в первую очередь нужно заняться анализом участия Турции в различных проектах, нужно понять какие цели должны быть поставлены. И не стоит забывать, что промедление или опоздание с принятием решений грозит для страны как материальными (финансовыми), так и моральными (нравственными) последствиями.