12 ноября 2007 10:41

Ющенко. Реанимация власти. Часть 2

Ющенко. Реанимация власти. Часть 2

Украинская политика незаметно вошла в новый проект. Называется он не "Евро-2012", не "интеграция в НАТО" и даже не "метро на Троещину". Это проект "возвращения властных полномочий Виктору Ющенко".

Долгое время эта цель была незаметна в связи с текущими проблемами и конфликтами, разборками Банковой с Януковичем, Пискуном, Цушко... На самом деле, идея восстановления власти Ющенко реализовывается секретариатом президента уже, по меньшей мере, семь месяцев – с момента роспуска парламента.

Президент, начиная с апреля 2007 года, оставался единственным органом власти, легитимность которого не пострадала. Вместе с этим все учреждения, которые старались поставить под сомнение полномочия Ющенко, тут же становились объектами дискредитации: Верховная Рада, Конституционный суд, Генпрокуратура, Высший совет юстиции...

Сейчас наступил период, когда Банковая хочет узаконить отвоеванную за последние полгода власть.

Виктор Балога в частных разговорах не скрывает, что у Верховной Рады пятого созыва не было шансов на жизнь с того момента, когда был принят закон о Кабмине, который радикально посягнул на полномочия президента.

Это был один из двух факторов, который пробудил бойцовские качества Ющенко. Равнозначное этому влияние на президента оказало только заявление Александра Мороза о том, что в скором времени антикризисная коалиция аккумулирует 300 голосов.

Под давлением этих двух обстоятельств, которые фактически уничтожали его как политика, Ющенко начал решительно действовать.

С момента первого указа о досрочных выборах президент, без оглядки, и, время от времени, переступая грань дозволенного, идет в атаку – закрепляет за собой все новые и новые полномочия.

Комизм ситуации в том, что возвращают их люди, которые собственноручно у Ющенко их и отбирали – Тимошенко и Янукович, которые синхронно проголосовали преодоление вето на закон о Кабмине.

Первый этап процесса восстановления полномочий президента – это принятие новой редакции закона о правительстве, второй – переписанная Конституция.

На последнем заседании политсовета блока "Наша Украина – Народная самооборона" его участникам был роздан проект закона о Кабмине.

Это – главный документ из пакета, который предлагается постановить в новом парламенте в первоочередном порядке – еще до голосования за премьер-министра.

По сути, принятие нового закона является ультимативным требованием Ющенко перед внесением кандидатуры премьера.

То есть, по замыслу Банковой, новый руководитель правительства – станет ли им Тимошенко, Янукович или сам Балога – будет пользоваться уже другими правами, чем те, которыми пользуется сейчас лидер Партии регионов.

Этот законопроект, который попал в распоряжение "Украинской правды", был принят на политсовете помаранчевого мега-блока как согласованный между лидерами НУНС и БЮТ.

Еще полтора года назад Сергей Терехин на "Украинской правде" сформулировал, какой, по его мнению, будет главная задача Ющенко после политреформы.

Нет, это не дополнительные полномочия в отношениях с правительством – а право возвращать кандидатуру премьер-министра, предложенную коалицией.

В Конституции нет четких формулировок по этому поводу. Но летом 2006 года Ющенко впервые дал понять, что будет бороться за свое право отклонять предложенные ему фамилии возможного руководителя правительства. На тот момент он искал любую возможность не подавать Януковича на должность премьера.

"У президента есть отведенные Конституцией 15 дней, на протяжении которых он формирует свое решение. Хочу в особенности подчеркнуть, что президент – это не почтовый ящик, который автоматически после подачи кандидатуры от коалиции в тот же день направляет ответ. Очевидно, авторы Конституции не это вкладывали в право президента на рассмотрение на протяжении 15 дней", - сказал Ющенко.

Тем не менее, после подписания Универсала президент сделал представление Верховной Раде на утверждение Януковича.

Итак, в новой редакции закона о Кабинете министров предлагается закрепить за президентом право отвечать отказом премьеру, который внесен коалицией, записав такую норму:

"Статья 8, пункт 4. В случае нарушения требований Конституции и этого закона относительно внесения предложения касательно кандидатуры на пост премьера, по другим причинам, предусмотренным Конституцией, несоответствия предложенной кандидатуры требованиям к члену Кабинета министров, предусмотренных этим законом, президент информирует Верховную Раду о невозможности внесения представления относительно предложенной кандидатуры".

Опасно то, что в новом законе нет исчерпывающего перечня оснований, на которых Ющенко может отказаться внести кандидатуру премьера. Самое слабое место – это слова про "другие основания, предусмотренные Конституцией".

Последний год показал, что для команды президента не существует проблемы с тем, чтобы изобрести в Конституции нужные им нормы, на которые можно сослаться либо для роспуска парламента, либо для отказа потенциальному премьер-министру.

А, как известно, нынешняя редакция закона о Кабмине, принятая силами Януковича и Тимошенко, содержит противоположное правило: в случае непредставления президентом кандидатуры главы правительства вместо него это делает коалиция.

Совершая этот шаг, лидер БЮТ хорошо понимала, что она делает. У Тимошенко, которая восемь месяцев работала при Ющенко-президенте, нет иллюзий, что он когда-то еще с легким сердцем предложит ее на пост премьера.

Поэтому голосование Тимошенко год назад за этот пункт имело очевидные мотивы – заставить Ющенко внести ее кандидатуру. Но сейчас, чтобы, в конце концов, достичь своей цели, ей придется поддержать отмену такого предохранителя от президентских прихотей.

В новой редакции закона о Кабмине есть еще одна инновация: если раньше кандидатуру премьера просто вносила коалиция, то теперь это предложение с фамилией будущего руководителя правительства должно быть подписано не менее, чем 226 депутатами.

Это расширяет пространство для работы Банковой с конкретными депутатами, которые могут заболеть или проявить принципиальность и отказаться поддерживать, такого, казалось бы, прогрессивного претендента/тку в премьер-министры.

Вообще новый законопроект не содержит радикального усиления полномочий. Он просто оставляет много открытых дверей, в которые Ющенко сможет войти, если захочет навязать правительству свою политику.

Главе государства нужны не столько полномочия, которые бы предусматривали действия, а инструменты, чтобы отдавать команды. "Премьеру надо работать, а президенту – руководить", - обозначил разницу Николай Томенко в последнем интервью "Украинской правде".

Усиление Виктора Ющенко прослеживается в целом ряде других инноваций закона о Кабмине.

Первое: предлагается, что президент получит право "вносить в Верховную Раду предложение относительно рассмотрения вопроса об ответственности Кабинета министров". То есть глава государства должен получить право в любой момент инициировать отставку правительства.

Второе: Кабмин "обеспечивает выполнение актов президента". Эту норму внесли специальным пунктом в новый закон.

Третье: отдельным пунктом прописано еще одно требование Ющенко – "Кабинет министров обеспечивает выполнение решений СНБОУ, введенных в действие указами президента".

Учитывая, что теперь в состав Совбеза входят все губернаторы, которых назначает сам Ющенко, этот орган гарантировано будет проводить нужную Банковой линию, которая и должна стать руководящей для правительства.

Четвертое усиление президента – предлагается вменить в обязанность Кабмину отвечать на обращения президента, а также "проводить в случае необходимости консультации с президентом".

Пятое: большая победа Ющенко – в проекте исчезла норма о том, что чиновники аппарата Совбеза, секретариата и других органов, созданных президентом, не имеют права давать поручения министрам и правительству в целом.

То есть, в случае принятия закона, Плющ, Балога или их преемники будут иметь легальное влияние на Кабмин.

Шестое. Законопроект предусматривает, что президент сможет включать членов правительства в свои структуры и, соответственно, спрашивать с них со всей строгостью.

В предложении "члены Кабинета министров, руководители других органов исполнительной власти не могут входить в состав консультативных, совещательных и других вспомогательных органов и служб, которые создаются президентом" одна простая инновация: слова "не могут" предлагается заменить на слово "могут".

Седьмое: увеличен перечень нормативных документов, которые являются обязательными для исполнения Кабмином. Раньше это были только Конституция и законы Украины, теперь там появился третий вид – акты президента.

Восьмая инновация законопроекта направлена на увеличение полномочий Ющенко: "Инициировать подготовку и издание актов Кабинета министров может также президент".

Девятое: предлагается прописать отдельным пунктом в законе очень важное для президента правило "стоп-крана". После решения Ющенко остановить постановление правительства с одновременным представлением в Конституционный суд, этот документ становится временно недействующим.

Тоже тонкий расчет: учитывая темпы работы КС, правительственный акт, который попал в президентскую немилость, годами будет ждать решения своей судьбы.

Для этого в закон внесли такую норму: "остановка действия актов Кабинета министров президентом на основании пункта 15 части 1 статьи 106 Конституции приводит к остановке совершения любыми органами, лицами действий, направленных на выполнение остановленных актов КМУ, осуществления полномочий, определенных этими актами".

Десятая инновация: "Протокол, стенограмма заседания Кабинета министров предоставляются президенту Украины".

Одиннадцатое: из нового закона также убрали норму о контрассигнации.

В действующей редакции она предусматривает, что акты президента о назначении послов или образовании судов скрепляются премьером и министром иностранных дел (или министром юстиции). В новой редакции этого нет – что гарантирует влияние Ющенко не только на дипломатический корпус, но и на судебную вертикаль.

Кроме того, предлагается предоставить право Виктору Ющенко самостоятельно издавать указы:

а) в границах его полномочий как председателя Совета национальной безопасности и обороны;

б) в границах его полномочий по принятию решений, что касается введения чрезвычайного положения.

Нынешний закон предусматривает, что такие указы скрепляются подписями премьера и ответственного министра. В новой редакции предлагается развязать руки президенту и эти дополнительные автографы не ставить.

Ограничения для премьера

В новом законе о Кабмине есть инновация, которая, очевидно, призвана отсеять от участия в гонке за премьерство Виктора Януковича.

Статью "Требования к членам Кабинета Министров Украины" предлагается немного отредактировать.

Раньше она сообщала, что членами правительства не могут быть "лица, которые имеют судимость, не погашенную и не снятую в установленном законом порядке".

В предложенной БЮТ и НУНС редакции сказано, что в Кабмин запрещено брать просто "лиц, которые имеют судимость".

Собственно, после принятия нового закона о Кабинете министров, опираясь именно на этот пункт, Ющенко мог бы вернуть кандидатуру Януковича назад. Сторонники Партии регионов начали бы протестовать, что формально Янукович сейчас считается "несудимым". Однако последние месяцы показали, что разночтения законов Банковая умеет трактовать в свою пользу.

И, кроме того, всегда можно возобновить уголовное дело про фальсификацию снятия судимостей с Януковича.

 
Этот поход в премьеры может стать для Януковича последним. Фото Corbis


Еще к перечню документов, которые направляются Ющенко для внесения им представления о назначении премьером, теперь предлагают включить "сведения о судимости кандидата".

Ослабление премьера

Как тонкий игрок, Ющенко заинтересован в ослаблении не столько правительства, сколько лично премьера как потенциального конкурента на выборах.

Уменьшение полномочий правительства как института не является для президента настолько насущным, так как это заставило бы его брать ответственность на себя. А, кроме того, радикально перетягивать одеяло не имеет смысла, поскольку частью Кабмина могут стать нашеукраинцы.

Снижение влиятельности премьера прослеживается во многих нюансах согласованного законопроекта.

Первое: предлагается записать, что Кабмин принимает решения исключительно на своих заседаниях. Раньше действовало разрешение делать это другим способом, если он разрешен законом.

В частности, сейчас существует норма, что распоряжение Кабмина может быть принято путем опроса министров – если так решит премьер "в случае необходимости принятия мер с целью предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий и в других неотложных случаях".

"Другие неотложные случаи", если Янукович не хочет публичного принятия решений правительства, премьер может придумывать на собственное усмотрение.

Итак, в новой редакции закона о Кабмине предлагается вообще убрать абзац, который предусматривает принятие решений правительства способом опроса.

Второе: кандидат на пост премьера перед утверждением должен выступить на пленарном заседании Верховной Рады не с программным заявлением, как это предусмотрено сейчас – а с полноценной программой деятельности правительства. Это должно заведомо ограничить самодеятельность премьера.

В другой статье также отдельным пунктом записали: "Программа деятельности Кабинета министров утверждается одновременно с назначением премьер-министра".

Третье: предусмотрено ликвидировать норму, которая давала широкие полномочия главе правительства в отношениях с подчиненными министрами и непокорными губернаторами.

В частности, предлагается исключить целый абзац такого содержания: "Премьер-министр направляет, координирует и контролирует деятельность членов Кабинета Министров Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, дает с этой целью поручения, обязательные для выполнения указанными органами и должностными лицами".

Четвертое: также в новом законе предлагают заместителей министров вывести из-под влияния премьера.

Сейчас действует норма, по которой заместителей министров трудоустраивает Кабмин "по представлению премьера" и "по предложениям министров". Фактически это значило, что сам Янукович и решал, кто будет работать заместителями у министров. Теперь же хотят, чтобы их назначали исключительно по представлениям руководителей Министерств.

Пятое: в случае возникновения подозрений, что премьер не может исполнять свои полномочия по состоянию здоровья, то решение об его отставке будет приниматься на основании вердикта медкомиссии, созданной Кабмином, и, соответственно, подконтрольной всему правительству.

В действующем пока законе написано другое – что эту комиссию создает абстрактный "специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам здравоохранения".

Полномочия президента

Из нового закона о Кабмине предлагается полностью убрать статью, которая давала возможность коалиции навязывать президенту министра иностранных дел или министра обороны.

Год назад случилась ситуация, когда Партия регионов отказалась утверждать Владимира Огрызко на место руководителя МИД. Ющенко настаивал на своем, но, в конечном итоге, сдался и согласился внести на место руководителя МИД компромиссного Арсения Яценюка.

После этого в закон была внесена специальная норма: в случае, если президент не подал парламенту кандидатуру министра обороны или министра иностранных дел, то вместо него это делает коалиция.

У Ющенко такую самодеятельность назвали вмешательством в компетенцию главы государства в сфере оборонительной и внешней политики, которая Конституцией закреплена за ним.

Теперь же сомнительную норму о том, что коалиция может без президента подавать руководителей внешнеполитического и оборонительного ведомства, из закона изъяли.

Вместе с этим, в новый закон хотят записать еще один предохранитель для Ющенко – увольнение этих министров невозможно вопреки желанию Банковой: "Представления премьера относительно увольнения министра иностранных дел и министра обороны вносится с согласия президента".

Как известно, Борис Тарасюк был уволен без такой резолюции со стороны Ющенко.

Губернаторы заводятся под президента

Первое: из закона предлагается изъять пункт о том, что "Кабинет министров может отменять акты местных государственных администраций полностью или частями".

Второе: редакционные поправки коснулись правил, по которыми происходит увольнение губернатора.

Сейчас действует норма, которая разрешает правительству принимать решения о назначении или увольнении председателей местных государственных администраций, и только после этого вносить президенту соответствующие представления.

А в новом законе предлагают переписать этот порядок наоборот – так, чтобы правительство рассматривало только вопрос представления к президенту о назначении или увольнении, а окончательный вердикт оставался за главой государства.

Третье: из нового закона также полностью исключен пункт, по которому Кабмин согласовывает заместителей председателей местных администраций в сферах, которые принадлежат к ведению правительства.

Четвертое: предлагается изменить и норму о том, что правительство "имеет право" привлечь руководителя местной администрации к дисциплинарной ответственности или обратиться к президенту Украины с представлением об его увольнении.

Здесь также переписали порядок – с тем, чтобы Кабмин имел право только "обращаться к президенту с представлением о привлечении председателя местной госадминистрации к дисциплинарной ответственности".

То есть самостоятельно наказывать чиновников на местах правительство не сможет, отдав это право президенту.

Пятое: в новом законопроекте написано, что для увольнения или назначения руководителя госпредприятия, которое находится в ведении министерства, правительство должно получить согласие от местной администрации.

Это значит, что директор танкового завода имени Малышева, например, может получить благословение не только от Минпромполитики, но и от Харьковского губернатора. А руководитель "Черноморнефтегаза" – соответственно, от главы правительства Крыма.

Это также является косвенным усилением президентской вертикали, поскольку губернаторы находятся в подчинении Ющенко. И, например, по команде секретариата президента они могут отказаться давать согласие "добро" госпредприятиям.

Реструктуризация правительства

Новый закон предлагает ограничить клонирование вице-премьеров, чем занимался Янукович.

Предполагается, что Кабмин будет работать в таком составе: премьер, первый вице, только четыре вице-премьера и министры.

Аналогичное правило будет распространяться и на руководителей Министерств – им будет разрешено иметь одного первого заместителя и четырех просто заместителей.

Эта поправка является актуальной, например, для бюрократической машины Министерства внутренних дел, где, кроме первого заместителя, работают десять (!) заместителей по разным вопросам.

Интересно, что в новой редакции закона нет ни одного упоминания о возобновлении института госсекретарей, хотя тезис об этом забрасывался со стороны Банковой.

В вопросе об отмене льгот предлагается написать, что "служебные жилые помещения, предназначенные для заселения членами Кабмина, находятся в государственной собственности, и их исключение из числа служебных не допускается".

На самом деле, намного эффективнее была бы другая инновация – если бы в новом законопроекте было объявлено табу на передачу в пожизненное пользование дач бывшим и действующим премьер-министрам.

Вообще, девяносто процентов поправок к закону о Кабмине несут одну идею – перетягивание полномочий от одного центра к другому.

В сущности, идеологическая правка только одна – в статье 3-ей закона, которая теперь звучит так: "Деятельность Кабинета министров основывается на принципах главенства права, демократизма, законности, деления государственной власти, непрерывности..."

Ее дополнили одним новым словом: "демократизм".

 

Автор
Українська Правда