Парекс

Интернет-газета
ЭКОНОМИКА
Ежедневно вся экономика страны

Четверг, 27.04.2017, 23:30:36  •  Сделать "Экономику" стартовой страницей

Органы власти / В раздел

АВТОР

РБК-Украина

Loading...

19 апреля 2017 10:42

Share

Год правительства Гройсмана

Год правительства Гройсмана

В апреле 2016 года, накануне назначения премьер-министра, журналист РБК-Украина, в ответ на вопрос "Вы можете сказать президенту "нет"?" услышал от кандидата Владимира Гройсмана: "Конечно. Я уже это делал".  Спустя год, 12 апреля 2017 журналист РБК-Украина встретил премьер-министра Владимира Гройсмана перед заседанием одного из парламентских комитетов, на котором он готовился отчитаться перед депутатами об итогах работы своего Кабинета. Напомнив главе правительства заданный год назад вопрос, корреспондент решил продолжить прерванный диалог: "Сколько раз за этот год вы сказали президенту "нет", и по какому поводу?". 

Премьер ответил коротко: "Не считал.  Все зависит от вопроса". Весной 2016-го Гройсман пообещал, что покажет всем "как управлять государством". Теперь, в годовщину формирования нынешнего правительства, РБК-Украина попыталось разобраться, в чем заключается стиль управления Владимира Гройсмана, как он выстроил отношения внутри Кабмина и среди ключевых политических игроков Украины. Об этом в первой части "Год правительства Гройсмана". Во второй части читайте об экономических итогах действующего Кабинета министров.

В поисках стиля 

Став во главе Кабинета министров Владимир Гройсман, который вступал на этот пост будучи в глазах представителей украинского политического класса "человеком президента", весь первый год своего премьерства пытался "отклеить" от себя этот штамп. Как-то он сказал: "Я не завишу ни от кого, кроме народа и Господа Бога". В тоже время при необходимости он подчеркивает, что находится в одной команде с президентом. Не исключено, что со временем он эту команду возглавит. Не как кандидат в президенты – в этом вопросе Гройсман категоричен и заявляет, что за пост главы государства он бороться не намерен. Но как лидер президентской партии на следующих (какими бы они ни были) парламентских выборах – вполне. Хотя сейчас, когда у Гройсмана об этом спрашиваешь, от прямого ответа он уходит. Говорят, на одной закрытой встрече, когда премьера спросили о его политических амбициях, он сказал, что ему "вполне достаточного небольшого политического проекта в Виннице". 

Речь идет о партии "Вінницька Європейська Стратегія", которую возглавляет мэр Винницы Сергей Моргунов. Когда мэром был Гройсман, Моргунов являлся секретарем городского совета. Претензии этой политической силы ограничиваются интересами города, в котором она создана. Оказавшись во главе правительства Гройсману нужно было показать, что он способен управлять Кабинетом. После его формирования, как минимум, два человека могли поставить авторитет Гройсмана под сомнение: глава МВД Арсен Аваков, для которого действующий состав Кабинета третий по счету и первый заместитель главы Администрации президента и, по совместительству, представитель президента в правительстве Виталий Ковальчук. Аваков, по его собственному признанию, в нынешнем Кабмине координирует работу министров, которые представляют "Народный фронт". 

Ковальчук поначалу пытался координировать работу министров, которые получили должности по квоте президента и на первых заседаниях правительства даже пытался "нарезать им задачи". До открытых конфликтов между премьером и "независимым дуэтом" дело не дошло. Ковальчук, который перед формированием правительства был не против занять должность первого вице-премьера (Гройсман был категорически против этого назначения), со временем сосредоточился на работе в АП, которую готовился возглавить после ухода с должности Бориса Ложкина. Но в итоге должность досталась Игорю Райнину, а Ковальчук вновь отошел в политическую тень. Арсен Аваков не скрывает, что в правительстве за прошедший год у него были конфликты, но при этом подчеркивает – с Гройсманом ему работать комфортно. - Чем премьер Гройсман отличается от премьера Яценюка? – поинтересовалось РБК-Украина у Арсена Авакова. - Лысиной, - отвечает министр смеясь. - Это разные люди, с разным стилем управления. Яценюк был очень эффективным премьером, и Гройсман эффективен. Сила Гроймана в том, что он не кивает на "попередников", как это делали предыдущие товарищи, а берет все позитивное от работы предыдущего правительства, создает синергию двух команд. Насколько я знаю, они (Гройсман и Яценюк – ред.) общаются постоянно. И это создает нам страховку от рисков. Мне комфортно и с Яценюком, и с Гройсманом. - А у вас конфликты у вас были? - спрашивает РБК-Украина. - Да, - не задумываясь отвечает министр. - С кем? - Проще сказать, с кем не было. Это как в анекдоте. "Подходит лиса к верблюду и говорит: "Верблюд, а верблюд, почему у тебя хвост кривой?" Верблюд на нее смотрит и говорит: "А что у меня ровное?" То, что Яценюк и его представители в Кабмине не торпедировали Гройсмана и его политику очень помогло нынешнему премьер-министру. Собственно, и зла бывшему премьеру держать на нынешнего не за что – не Гройсман инициировал отставку Яценюка. 

Он лишь воспользовался предложением, которое ему поступило от президента уже после того, как судьба лидера "Народного фронта" на посту премьера была предрешена. Да и то, говорят, Владимир Гройсман не с первого раза, согласился стать во главе правительства. А все потому что запросил слишком много постов для своих людей.  Источники утверждают, что  Петру Порошенко пришлось немного припугнуть тогда еще председателя Верховной рады, заявив ему, что если он не согласиться стать во главе Кабмина и принять предложенный ему поименный состав его Кабинета, то премьером станет совсем другой человек, а именно – Юрий Луценко, который на тот момент возглавлял парламентскую фракцию БПП. Снизить в правительстве влияние Авакова и одновременно увеличить свое Гройсману помогла дружба с Арсением Яценюком. РБК-Украина уже рассказывало, что в первое правительство Яценюка, где Гройсман работал вице-премьером, его позвал именно Арсений Яценюк, а не Петр Порошенко. "Общаются они часто и долго. Яценюк помогает советами. Например, именно он посоветовал Гройсману внедрить рассрочку коммунальных платежей", – рассказывает собеседник РБК-Украина в окружении Яценюка. 

В свою очередь министры-"фронтовики" отмечают, что нередко Яценюк просит их поддержать нужные Гройсману голосования для принятия решений Кабмина. В отличии от Арсена Авакова, большинство членов правительство не хотят сравнивать стили двух премьеров "под запись". Зато в неофициальных беседах они более откровенны. Министры, которым удалось поработать в Кабинетах Яценюка и Гройсмана выделяют несколько отличающих их черт. "Гройсман умеет делать рейтинг. Шутка ли - у него до последнего момента поддержка в Виннице была 60%! Яценюк, принимая решение, любил рассуждать как оно изменит страну в будущем, Гройсман же всегда спрашивает, что оно может дать уже сейчас", - рассказал один из членов правительств. К слову, такая манера Гройсмана нравится далеко не всем членам Кабмина, при чем, что парадоксально "за глаза" ругают премьера представители БПП. "Владимир Борисович хоть и общается с Арсением Петровичем, но пока что так и не смог выработать в себе широту мышления", - едко замечает один из министров. Еще одна отличительная черта Гройсмана - он не стремиться контролировать в Кабмине все. Обсуждая с собеседником конкретную тему, глава правительства любит позвонить профильному министру и проконсультироваться с ним, уточнить конкретные цифры. 

В этом Гройсман принципиально отличается от президента Петра Порошенко, который известен своим стремлением контролировать выполнение самых разных процессов. "Петр Алексеевич у нас президент, главнокомандующий, министр обороны и иностранных дел, глава Национального банка, СБУ и фракции БПП, генеральный прокурор, глава НКРЕКП и даже солдат на передовой", - говорит один из политиков, близких к Порошенко, и в этих словах лишь доля шутки.

Наедине с парламентом 

Центральное место в работе Владимира Гройсмана как премьер-министра занимают переговоры. Премьер лично отвечает за продвижение правительственных законопроектов в парламенте. Манера общения с депутатами – еще одна отличительная черта нынешнего глав правительства. "С Яценюком было так. Ты к нему приходишь, он тебе обещает все что ты просишь, а потом - глухо. И ты идешь просить опять, а попасть к нему было сложно. С Гройсманом по-другому. Он сразу четко говорит: это "да", а это – "нет". Ну, и, в конце концов, приятно, когда премьер звонит тебе и поздравляет с днем рождения", - рассказывает один из влиятельных депутатов-мажоритарщиков. Именно на мажоритарщиков из разных фракций и групп Гройсман сделал ставку в работе с парламентом. РБК-Украина сообщало, что их голоса во многом обеспечили премьеру позитивные голосования за все редакций госбюджета, предложенные Кабмином. Сам Гройсман не скрывает, что гордится тем, что при нем бюджет принимался в сроки, установленные Бюджетным кодексом. Секрет лояльности мажоритарщиков незатейлив – субвенции на социально-экономическое развитие регионов, которые распределяются между населенными пунктами строго в рамках избирательных округов. Распределение этих средств контролирует Кабмин. 

Депутаты подчеркивают, в прошлом году правительство направило деньги в рамках этой субвенции в регионы. Хотя годом ранее, большая часть средств хоть и была заложена в бюджете, но на места не дошла. В нынешнем году Владимир Гройсман схитрил – в бюджете-2017 предусмотрено, что субвенцию на развитие регионов профинансируют за счет поступлений от так называемой "спецконфискации". Правда, парламент все еще не принял соответствующий законопроект, а значит, нет пока и средств. К Владимиру Гройсману в парламенте лояльно относятся не только мажоритарщики, но и разные депутатские фракции. Главный союзник премьера в парламенте – "Народный фронт". - Поддержка коалиции есть, коалиция существует, коалиционное правительство работает и поэтому я буду рад тому, что "Народный фронт" будет поддерживать все ваши инициативы в следующем году, - обратился к Гройсману на заседании парламентского комитета экономической политики глава фракции НФ Максим Бурбак. Удалось Гройсману и наладить отношения с еще одним влиятельным "фронтовиком" - Андреем Парубием, который сменил его в кресле спикера. "Мы сегодня уже не говорим о политическом кризисе, прекратились разговоры и о досрочных выборах. 

Я считаю, что в большой мере это заслуга Гройсмана, который смог соединить воедино и реформы, которые не всегда популярны и решение социально-экономических проблем", - заявил РБК-Украина Андрей Парубий. А вот с руководством президентской фракции БПП, в первую очередь с влиятельным первым замом главы этой фракции Игорем Кононенко у Гройсмана сложились противоречивые отношения. Это проявилось во время едва ли не единственного публичного конфликта в Кабмине – между министром инфраструктуры Владимиром Омеляном и главой «Укрзализныци» Войцехов Балчуном. Как известно, Гройсман публично поддержал Балчуна. В свою очередь, Игорь Кононенко хоть и неформально, но поддерживал Омеляна. Впрочем, сам Кононенко тогда утверждал, что с Гройсманом его "пытаются поссорить специально", но он делать этого не намерен, правда, кто именно пытался устроить конфронтацию, Кононенко тогда не уточнил. "У них равноудаленные отношения. Гройсман пытается отмежеваться от Кононенко и держать дистанцию», - говорит один из депутатов БПП из числа тех представителей фракции, кто ориентируется на премьера. В своих комментариях депутаты от БПП в большинстве своем хвалят премьера. Заместитель главы фракции Александр Третьяков уверен, что Гройсман "не словил звездную болезнь". 

Еще один замглавы - Сергей Березенко – считает, что нынешнее правительство, в большей мере чем Кабинет Яценюка, смогло достичь "компромисса с обществом", а Игорь Грынив, который совсем недавно возглавлял фракцию, ссылаясь на опросы общественного мнения, утверждает, что правительство за год стало более популярно у граждан. Именно "Народный фронт" и БПП согласно исследованию Комитета избирателей Украины – чаще всего поддерживают инициативы правительства. Так, "за" правительственные законопроекты на протяжении последнего года голосовало, в среднем, 79% депутатов НФ и 73% депутатов БПП . В то же время анализ статистики голосований свидетельствует, что правительство регулярно поддерживает фракция "Самопомич", которая официально находится в оппозиции. В среднем за инициативы Кабмина отдают свои голоса 65% соратников Андрея Садового. Руководство фракции не скрывает, что поддерживает правительство. 

"Этот Кабмин лучше предыдущего. Пусть еще работает. Он начал ряд реформ, которые невозможно закончить за год. Это первое правительство независимой Украины, которое начала делать реальную, понятную мне, как врачу, реформу здравоохранения", - заявил РБК-Украина глава фракции "Самопомич" Олег Березюк. Еще один ситуативный союзник Кабмина в парламенте – Олег Ляшко. Публично, лидер фракции РПЛ правительство ругает. "Я не думаю, что можно сравнивать Гройсмана и Яценюка. Это два разных типа управления. Яценюк – это МВФ, Овальный кабинет, международные площадки. А Гройсман – это базар, канализация, вокзал. Многие говорят, что Гройсман под меня "косит". Я не думаю, что он это делает. Потому что любая копия хуже оригинала", - говорит Ляшко. Тем не менее, исследование КИУ свидетельствует, что за законопроекты правительства в среднем голосует 60% фракции РПЛ. Не смотря на достаточно гладкое принятие закона о госбюджете, и поддержку со стороны части оппозиционных фракций Гройсман все же не может похвастаться высоким уровнем поддержки со стороны парламента. За год с момента назначения нового правительства только 19% поданных Кабмином в раду законопроектов стали законами.  Для сравнения, за аналогичный период парламент поддержал 36% инициатив второго правительства Яценюка.

Бизнес, в целом, положительно оценил первый год работы правительства Владимира Гройсмана. Успехи, в числе которых, увеличение минимальной зарплаты, возобновление сотрудничества с МВФ, улучшение ситуации с налогооблажением стали возможны не только благодаря Гройсману, но и предыдущему правительству. В тоже время премьер сейчас оказался перед вызовами, реализации которых теперь будет зависеть полностью от него. Речь идет о пенсионной и земельной реформах. Ни обстановка в Раде, ни ожидания экспертов не говорят о том, что после 14 апреля, когда у правительства истекает "иммунитет", Кабинет министров будет направлен в отставку. Но это не значит, что не будет точечных перестановок. 


Выше среднего Год работы экономического блока правительства бизнес оценивает на 6 баллов из 10. Исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко отмечает, что год оказался чрезвычайно насыщенным, произошло немало важных изменений, но перед Кабмином все еще стоит немало задач. "Даже Арсений Яценюк назвал Владимира Гройсмана лучшим премьер-министром за всю историю Украины. В чем я соглашусь с Яценюком, так это в том, что в экономической части нынешний Кабмин - лучше",- говорит глава совета Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник. Чуть ли не впервые за последние годы представители бизнеса с симпатией отзываются о премьере.

 "Премьер обращает внимание на внутреннее производство, развитие промышленности. Если предыдущий глава правительства "летал в облаках", то Гройсман "ходит по земле" и ездит по предприятиям. Риторики пока много, хотелось бы больше дел, но он пытается разобраться, что нужно сделать, чтобы бизнесу было хорошо", - считает Олейник. Президент Центра экономического развития, советник президента Александр Пасхавер называет Гройсмана "решительным исполнителем": он берет на себя обязательства и старается их выполнить. "Для меня это новое явление в политике. За 25 лет независимости мы привыкли слышать только обещания", - уточняет Пасхавер. На вопрос РБК-Украина доволен ли сам Гройсман своей работой и деятельностью своего правительства, премьер ответил с плохо скрываемым желанием показаться одновременно скромным и суровым, эдаким "парнем, который просто делает свою работу". "Всегда нужно быть самокритичным. 

Это дисциплинирует. Я не буду давать персональных оценок министрам, где-то есть больший прогресс, где-то – меньший. Я пытаюсь помогать коллегам и быть более эффективными, кого-то благодарю, что мне помогают", - говорит премьер-министр. Несмотря на заявления о самокритичности, ни сам Гройсман, ни министры не говорят о "провалах" за год своей работы, а некоторые заявления и вовсе носят манипулятивный и популисткий характер. В этом можно легко убедиться, взяв в руки брошюру "Год работы Кабмина Владимира Гройсмана: обещал-сделал". Там, например, отмечается, что обещание возродить украинскую экономику выполнено.

 После двух лет падения, в 2016 года экономика выросла на 2,3%. Первый вице-премьер-министр экономического развития и торговли Степан Кубив неоднократно делал акцент на том, что Кабмин остановил падение основных макропоказателей и обеспечил стабилизацию Украине. Но это не только заслуга Гройсмана, но и двух правительств Яценюка Есть в этом и заслуга Нацбанка: реформирование начало давать результат, жесткая экономия госрасходов, валютные ограничения, реструктуризация госдолга дают теперь возможность либерализовать политику. "Одним из факторов роста стало повышение цен на мировых рынках, но общий фон реформ сыграл свою роль, строительство показало высокие темпы и результат здесь, в том числе, и за счет дерегуляции, которая наиболее интенсивна в этой сфере", - поясняет Александр Пасхавер. В числе достижений из разряда "премьер сказал, премьер - сделал"– повышение соцсандартов, субсидии, дерегуляция, господдержка аграриев, финансирование строительства нового корпуса "Охматдет".  Но ежегодный пересмотр соцстандартов – обязательства Кабмина по закону, хотя Гройсман вполне заслуженно может поставить себе в зачет увеличение минимальной зарплаты вдвое, до 3200 грн. Это активизировало не только потребительский спрос, но и инфляцию, а также увеличило доходы Пенсионного фонда. 

Субсидии выплачивались и при предыдущем правительстве, как и происходило финансирование строительства корпуса детской больницы. Тоже самое и с дерегуляцией. А господдержка сельхозпроизводителей – вынужденная мера, так как по требованию МВФ аграрии лишились льготного режима НДС. "3200 – вроде бы и неплохая идея, но административными методами это не должно делаться.  Для наших предприятий – это не было проблемой, зарплаты и так были выше, но другие компании говорили, что приходилось людей переводить на неполный рабочий день или на полставки, таким образом, оптимизируя расходы, - рассказала РБК-Украина Анна Деревянко. - Есть у нас вопросы и к тому, как организована оплата труда у сотрудников офисов по поддержке реформ, которые работают при министерствах. Офисы финансируются донорами, сотрудники оформлены как частные предприниматели, что минимизирует их затраты на уплату налогов. Но если уж вы занимаетесь реформами, то начните их реализацию с себя, ведь это создает неравные условия. Если не хотите, давайте менять законодательство и пусть такие условия распространяются на всех".


Деньги любят 

Плюсом, во всяком случае таковым его считает власть, называется возобновление сотрудничества Украины с МВФ, которое до этого было практически на год заморожено. Помимо кредитных денег от фонда, Украина получила и доступ к макрофинансовой помощи Европейского союза, а также кредитным гарантиям США. Большинство инициатив Минфина было поддержано и в Верховной раде. Речь идет об изменениях в Налоговый и Бюджетный кодекс, предусматривающих среднесрочное бюджетное планирование, улучшение качества администрирования налогов. Сокращены полномочия районных налоговых инспекций, введена одноуровневая система обжалования решений Государственной фискальной службы, расширены возможности электронного кабинета плательщиков. Революционным для бизнеса решением является запуск с 1 апреля Единого электронного реестра возмещения НДС. 

В публичном доступе находится вся информация о проверках, объемах заявок и возврата НДС, статус компании. По словам министра финансов Александра Данилюка, блокировал запуск этого реестра глава ГФС Роман Насиров, ныне отстраненный от исполнения служебных обязанностей. Теперь, когда Насиров уже больше месяца находится под следствием, Данилюк активизировал свою деятельность в налоговом направлении. Минфин наконец-то получил результаты отчета по выполнению ключевых показателей эффективности (KPI) Государственной фискальной службы. В его распоряжении также оказались первые результаты анализа возмещения НДС за 10 месяцев 2016 года. Было проверено 100 предприятий по параметрам сумм возврата, хронологии и сроков возмещения. "Результаты анализа указывают на наличие возможных нарушений Налогового кодекса должностными лицами ГФС и казначейства", - заявил министр Данилюк. У 72 компаний хотя бы в одном месяце была необоснованно уменьшена сумма возмещения НДС (вероятный объем недополученного бизнесом НДС - 3,2 млрд грн), у 50 предприятий – нарушены сроки формирования выводов ГФС, что является основание для казначейства удовлетворить заявку бизнеса, в 72 из 195 случаях были нарушены максимально допустимые сроки возврата НДС. 10 плательщикам из последних 72 сумма возмещения не выплачивалась 100-300 дней, несмотря на позитивный вывод ГФС. Минфин уже приступил к анализу информации за весь 2016 год и первый квартал 2017 года. Результатом этого станут спецпроверки. 

По данным РБК-Украина, Минфин намерен провести комплексный аудит деятельности ГФС: для проверок KPI, баз данных. По словам Дмитрия Олейники, бизнес давно ратовал за открытый реестр возмещения НДС, как возможность минимизации коррупции вокруг этого вопроса, но пока нет полной информации и данных в динамике, говорить о "перемоге" рано.   Пока что Данилюку не удалось реализовать идею с запуском новой Службы финансовых расследований вместо ликвидированной налоговой милиции. Его законопроект после одобрения правительством уже полмесяца лежит в Администрации президента и там пока особо не спешат выносить документ на рассмотрение Нацсовета реформ, как было обещано президентом. А первый замглавы АП в своем Facebook уже начал критику законопроекта Минфина. Например, Шимкиву непонятна зачем СФР спецсредства - шлемы, наручники, электрошокеры, кони, собаки – если служба заявлена как аналитическая и демилитаризированная. 

"Это больше похоже на службу фетиш развлечений", - иронизирует он.   Как ранее сообщало РБК-Украина, в парламенте готовится альтернативный законопроект. Не исключено, что именно он и ляжет в основу создания новой службы. Также не удалось Минфину добиться легализации игорного бизнеса и добычи янтаря, принятия в парламенте законопроекта об уполномоченных экономических операторах, что упростило бы таможенный контроль для бизнеса. В целом с реформой таможни также все очень странно. Ее планируют свести к ликвидации таможен на местах, зато в достижение записывается введение "единого окна" при оформлении грузов, создании "черных сотен" для поиска коррупционеров, однако о результатах этих "нововведений" ничего не известно. 

"Недостаточную эффективность показала система "единого окно", необходимо ее усовершенствование", - отмечают в ЕБА. Чем занимается вице-премьер Степан Кубив бизнес однозначно ответить не может, отмечая его достаточную пассивность в решение проблем, такой особенности, как пообещать и ничего не сделать. Поэтому видят необходимость в смене руководителя экономического блока. "У Кубива "короткое плечо" планирования, много имитации работы, но в целом экономикой реального сектора он не занимается. Экономблок требует человека с характером, который бы мыслил стратегически", - считают представители бизнеса. Хотя если в целом оценивать работу МЭРТ за год, то она скорее позитивна, но это не заслуга Кубива. Запущена реформа госпредприятий, но так и не реализована "большая приватизация", заработала система электронных закупок Prozorro. 

Благодаря инициативе торгового представителя Украины Наталье Микольской разработана Экспортная стратегия, о которой десятилетиями только говорили. Теперь бизнес ждет ее имплементации, в частности, предполагается создание Экспортно-кредитного агентства, однако МВФ не особо поддерживает эту идею и пока что этот вопрос так и "подвис". В течение года подписано и ратифицировано соглашение о зоне свободной торговли с Канадой, получены дополнительные квоты на экспорт продукции в ЕС в рамках ЗСТ с Евросоюзом, активизирован переговорный процесс о свободной торговле с Израилем. Торговый представитель вместе с бизнесом ищет новые рынки сбыта украинской продукции, таким образом, замещая рынок России и постоянное блокирование со стороны РФ торговли не только с этой страной, а и со странами Азии, ограничивая транзит. Среди позитивов в Европейской бизнес ассоциации называют отмену госрегулирования цен. С октября это реализовывается в виде пилотного проекта, но в пресс-службе МЭРТ РБК-Украина рассказали, что приостановка госрегулирования цен существенно не повлияла на динамику цен на рынке и потребительские настроения. Поэтому МЭРТ будет рекомендовать правительству отменить норму по регулированию, действующую с 1996 года.

Реформам несть числа 

Провальной на данный момент можно назвать работу правительства в направлении пенсионной реформы. За год в Кабмине так и не смогли не то, чтобы подать соответствующий законопроект в парламент, а даже начать разъяснительную работу с гражданами и депутатами о необходимости реализации такой реформы. Уже какой год МВФ требует от Украины ее проведения, данное обязательство "кочует" из одного Меморандума в другой.  В тоже время руководство государства обязалось принять эту реформу уже к концу апреля. Широко о пенсионной реформе правительство начало говорить всего 2-3 недели назад, явно готовя положительный политический грунт, на котором не может и не должна прорости идея досрочного снятия с должности действующего состава правительства. На своей пресс-конференции Гройсман заявил, что пенсионная, как и земельная реформа, которая также входит в список "вечных обещаний" Украины, будут приняты до конца июля. 

С 1 января 2018 года изменения должны заработать. Отметим, что в Меморандуме четко написано, что реформа должна предполагать "новый набор вариантов выхода на пенсию с широким диапазоном пенсионного возраста, чем действующий". Однако в правительстве категоричны – повышения пенсионного возраста не будет. Зато предполагается пересмотр стажа, необходимого для выхода на пенсию, увеличение размера ставки ЕСВ для работодателей, на чьих предприятиях ухудшаются условия труда, увеличивается травматизм и уровень профзаболеваний, замена механизма возмещения пенсий по возрасту на льготных условиях на уплату работодателем повышенного ЕСВ, введение, с 2019 года, накопительной системы для отдельных категорий. 

Реформой премьер-министр называет и повышение с 1 октября пенсионных выплат через процедуру "осовременивания", тогда же планируется отменить и их налогообложение. Если сейчас за основу при расчете пенсий берется средняя зарплата 2007 года, то в Кабмине планируют исходить из показателя 2014-2016 годов. Речь идет о 3764 грн. При этом размер минимальной пенсии не будет привязан к соцстандартам, в частности прожиточному минимуму, а составит 40% от минимальной зарплаты (сейчас это 1280 грн). Окончательных расчетов механизма "осовременивания" пенсий еще нет, но по предварительным данным в октябре-декабре это потребует дополнительно почти 12 млрд грн и повышение коснется 5,6 млн пенсионеров из 12 миллионов живущих в стране. 

Диапазон повышения пенсий – от 50 грн до более 1000 грн. 1 / 10 Нынешний состав Кабмина не хуже предыдущего, считает бизнес, и глобально переформатировать его не имеет смысла, поскольку очевидно, что тогда еще, минимум на год, реализация реформ затормозится. "Если бы они вообще ничего не делали, тогда – да, а так только полгода может уйти на то, чтобы "въехать" в суть проблем, - считает Анна Деревянко. – Каждый год менять нельзя, хотя бы 3-4 года срок должен быть". Хотя в самом правительстве отмечают - если никого не поменяют, это будет очень странно. Сейчас есть вопросы по поводу эффективности и соответствия занимаемым должностям к министру энергетики Игорю Насалику, министра АПК Тарасу Кутовому. 

"С Насаликом и так все понятно, а по АПК, в контексте необходимости запуска рынка земли, там понадобится кто-то посильнее, - говорит собеседник РБК-Украина в правительстве. - Не может так дальше продолжаться ситуация вокруг "Нафтогаза" и Минэкономики, из-за чего НАК просто не может нормально работать. Начиная с той истории с изменением устава в прошлом году (МЭРТ в сентябре 2016-го, без ведома "Нафтогаза" изменил устав компании и ПАО "Укртрансгаз", фактически, забрав право управления оператором ГТС – ред.) до нынешней темы с изменением состава набсовета. И дело не в Кубиве, а в той группе, которая Андрея Коболева (глава правления НАК. - ред) через Минэкономики "мочит"". Впрочем, пока Владимир Гройсман не заявлял о своем намерении избавиться от кого-то из действующих министров. Но эта ситуация вполне может измениться, кода правительство выступит с отчетом в Раде, и тема отставки Кабмина отойдет на второй план. Сейчас у Рады нет ни желания, ни голосов направлять Кабинет Гройсмана в отставку, но это не значит, что депутаты не захотят поменять кого-то из министров.    

Источник: РБК - Украина

Переслать ссылку на эту страницу Переслать ссылку на эту страницу
Вызвать окно печати / Распечатать Вызвать окно печати / Распечатать


В раздел Органы власти

Предыдущие материалы
• 27 апреля 2017 10:26
«Планы» Путина и Донбасс как «чемодан без ручки»
• 26 апреля 2017 11:10
Як Харківські угоди підготували «Мінський котел»
• 26 апреля 2017 10:26
Президентские амбиции: ПАСЕ может возглавить представитель Украины
• 26 апреля 2017 09:30
Нужно больше солидарности с Украиной
• 26 апреля 2017 09:07
Логика безнаказанности: как Путин стал заложником хаоса
• 25 апреля 2017 10:27
Застенчивое поручительство. Почему "Фронтовики" немного стыдятся Мартыненко
• 24 апреля 2017 11:58
Свобода, которую мы теряем
• 24 апреля 2017 10:21
Вторжение за 2-3 часа
• 24 апреля 2017 09:58
Россия должна уйти отовсюду
• 21 апреля 2017 10:56
Европа поможет реформировать Раду

Все статьи »



Поиск по сайту

Расширенный поиск


НОВОСТИ / Органы власти

27 апреля 2017 21:12 Война России против Украины: последние события в Донбассе


27 апреля 2017 19:38 НПУ расследует репрессии против крымчан по делу Хизб ут-Тахрир


27 апреля 2017 18:52 Украина приостановила легализацию польских памятников


27 апреля 2017 17:00 Линкявичюс: В ЕС царит "настроение выжидания" касательно Украины


27 апреля 2017 15:26 В Киеве продавали российскую 1С на оккупированные территории


27 апреля 2017 14:55 Ляшко никто в САП на допрос не звал, он сам пришел - Холодницкий


27 апреля 2017 14:28 Украина была и есть приоритетом администрации США - Госдеп


27 апреля 2017 14:26 Прокурор пояснил, может ли Насиров снять электронный браслет


27 апреля 2017 13:56 Суд обязал Насирова носить электронный браслет еще два месяца


27 апреля 2017 13:55 Насиров - на просьбу показать браслет: Он у меня в интимной зоне

Все новости »



ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Загрузка ...

Информер, RSS-ленты, прием пресс-релизов, перепечатка материалов   |   Купить рекламное место   |   Редакция, контакты, вакансии

© 2005 www.economica.com.ua

"Экономика" приветствует републикации своих материалов с обязательной ссылкой на источник в виде текстовой строки вида “Источник www.economiсa.com.ua” и ссылки на данный портал.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещено

Rambler's Top100


строительная бригада бесплатные объявления