11 января 2019 10:06

Аграрный парламентский год: по каким законам АПК будет работать в 2019-м

Документы, определяющие развитие отрасли в обозримом будущем

Аграрный парламентский год: по каким законам АПК будет работать в 2019-м

В 2018 году Комитет агарной политики и продовольствия Украины официально провел девять заседаний, на которых принял решение рекомендовать Верховной раде на рассмотрение около 55 законопроектов. Даже при том, что в течении года был период, когда заседания аграрного комитета не проводились (более семи недель),  2018-й в законотворческом плане оказался весьма результативен для аграрного сектора страны.

Представленные в зал законопроекты, касающиеся АПК, депутаты рассматривали как в рамках «аграрных дней» в Верховной раде, так и отдельно в ходе пленарных заседаний. Спектр вопросов широкий – от контроля качества продукции до рынка земли и борьбы с контрабандой леса.

iAgro cобрал 10 законов, принятых парламентом Украины в 2018 году, которые определяют развитие агропромышленного комплекса страны в наступившем году и далее.

О проверках бизнеса (без предупреждения)

Закон Украины «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровья и благополучия животных»

№2042

Принят 18 мая 2017 года

Вступил в силу 4 апреля 2018 года

Регулирует осуществление государственного контроля за деятельностью операторов рынка, занимающихся производством или оборотом пищевых продуктов в Украине, а также импортными поставками пищевых продуктов или кормов в страну. Главный контролирующий орган в этом вопросе, согласно закону, — Госпотребслужба.

Документом разрешены проверки бизнеса без уведомления собственников и предупреждения сотрудников. Контроль становится риск-ориентированным: предприятия будут проверяться в зависимости от степени риска для жизни и здоровья людей. От этого же зависит и частота визитов проверяющих. Так, высокорисковые предприятия предполагается проверять раз в квартал. При этом учитывается вид выпускаемой и/или реализуемой продукции, особенности соответствующего производственного процесса, количество произведенной продукции, результаты предварительных мер государственного контроля, эффективность бизнес-процессов и другая информация, которая может свидетельствовать о нарушении законодательства. В ходе проверок возможна видеофиксация.

Цель закона – повышение безопасности в пищепроме, облегчение доступа проверяющих.

О семейных фермах

Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования создания и деятельности семейных фермерских хозяйств»

2497-VIII

Принят 10 июля 2018 года

Вступил в силу 15 августа 2018 года

Направлен на легализацию семейных фермерских хозяйств с приобретением ими статуса физлица-предпринимателя – производителя сельскохозяйственной продукции, устанавливая льготный порядокуплаты единого налога и единого социального взноса.

Он предусматривает, что фермеров- физических лиц-предпринимателей будут относить к плательщиками единого налога 4-й группы, для которых применяется упрощенная система налогообложения. При этом они должны соответствовать ряду критериев: заниматься исключительно производством сельхозпродукции, ее переработкой и поставкой, осуществлять хоздеятельность по месту налогового адреса, не использовать труд наемных лиц, а участниками такого фермерского хозяйства должны быть только члены семьи. Площадь сельхозугодий в пользовании при этом должна составлять от 2 до 20 га.

Документ предусматривает льготный порядок уплаты ЕСВ для всех членов фермерского хозяйства, в т. ч. его главы (доплата ЕСВ за счет государственного бюджета в течение 10 лет), а также уплату налога на доходы физлиц по арендной плате за земельные участки (паи) в местные бюджеты по местонахождению таких земельных участков.

Цель документа – вывести из «тени» фермерские и домашние агрохозяйства, которые не платят налоги.

«Соевые правки-2»

Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно некоторых вопросов налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по вывозу за пределы таможенной территории Украины масличных культур»

2440-VIII

Принят 22 мая 2018 года

Вступил в силу с 1 сентября 2018 года

Устанавливает новые правила налогообложения при экспорте сои и рапса. Он дает возможность получать возмещение НДС при экспорте сои сельхозпроизводителям, которые непосредственно выращивают эту масличную культуру, и сами же ее экспортируют. В то же время трейдеры, экспортирующие сою, не будут получать возмещение НДС с 1 сентября 2018 по 31 декабря 2021 года, а при экспорте рапса – с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года.

Этот закон является компромиссным: он заменил собой «соевые правки» — закон, принятый в 2017 году, согласно которому вообще отменялось возмещение НДС при экспорте сои.  Предыдущий документ вызвал критику со стороны аграрных ассоциаций, которые возмущались несправедливым режимом налогообложения и тем, что этот закон был принят «под шумок» голосования за госбюджет-2018 в декабре 2017 года. По их мнению, закон устанавливал преференции для переработчиков сои, поскольку это приведет к снижению цен на сою на внутреннем рынке.

Цель документа – стимулировать более глубокую переработку масличных внутри страны, что приведет к повышению добавленной стоимости украинской продукции.

О дерегуляции рынка сахара

Закон «О признании утратившими силу некоторых законов Украины о государственном регулировании производства и реализации сахара»

2518-VIII

Принят 4 сентября 2018 года

Вступил в силу 20 сентября 2018 года

Отменяет действие ЗУ «О государственном регулировании производства и реализации сахара» — он «не выполнил поставленных задач, не способствовал устойчивому функционированию сахарной отрасли на рыночных принципах и не обеспечивал дальнейшего развития отрасли». Новый закон убирает ограничения в поставках сахара на внутренний рынок (квота «А») и отменяет установку минимальных цен на сахар и сахарную свеклу.  Действие устаревших нормативов приводило к искажениям на рынке вплоть до уплаты производителями штрафов за продажу сахара по ценам ниже минимальных.

Цель закона – повысить конкурентоспособность украинского сахара на внешних рынках и дать возможность бизнесу планировать свою инвестиционную деятельность.

О консолидации сельхозземель

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о решении вопроса коллективной собственности на землю, усовершенствовании правил землепользования в массивах земель сельскохозяйственного назначения, предотвращения рейдерства и стимулирования орошения в Украине»

2498-VIII

Принят 10 июля 2018 года

Вступил в силу с 1 января 2019 года

Направлен на решение вопросов коллективной собственности на землю, совершенствование правил землепользования в массивах земель и стимулирования их орошения.

Законом определяются особенности использования и распоряжения земельными участками, расположенными в массиве земель сельхозназначения, а также полезащитными лесными полосами, которые ограничивают такой массив.

В частности, предусматривается право владельцев земельных участков сельхозназначения, предназначенных для ведения личного крестьянского хозяйства, фермерского хозяйства, расположенных в массиве земель сельскохозяйственного назначения, использовать их также для ведения товарного производства без изменения целевого назначения таких земельных участков. Также устанавливается право владельцев земельных участков всех форм собственности, расположенных в массиве земель сельскохозяйственного назначения, обмениваться такими земельными участками. Законом признаются собственностью территориальных общин, на территории которых они расположены, земли ликвидированных коллективных сельскохозяйственных предприятий, кроме земучастков, которые находились в частной собственности.

Также среди нововведений: земельные участки под проектными полевыми дорогами передаются в аренду землепользователю, который использует земельные участки общей площадью 75% от общей площади массива. Если такой землепользователь отсутствует, то такие земельные участки передаются в аренду лицам, которые используют не менее 25% массива; обязательность возмещения расходов на орошение массива земель сельскохозяйственного назначения землепользователю, которому принадлежат на праве собственности или переданы ему в пользование (аренда, субаренда, эмфитевзис) не менее 75% площади земельных участков, расположенных в массиве. Еще одним нововведением закона является предоставление возможности физическим и юридическим лицам использовать земельные участки под лесополосами и другими защитными насаждениями на правах аренды, которое будет приобретаться без проведения земельных торгов.

Цель закона – урегулировать права собственника земельного участка и арендатора в рамках одного поля.

О продлении моратория на продажу земли

Закон «О внесении изменений в раздел Х «Переходные положения» Земельного кодекса Украины относительно продления запрета отчуждения сельскохозяйственных земель»

№ 9355-5

Принят 20 декабря 2018 года

Положения закона продлевают мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения на один год – до 1 января 2020 года и обязывают правительство до 1 марта 2019 года разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады проект закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Такое решение позволит урегулировать на законодательном уровне процедуру оборота земель сельскохозяйственного назначения и разработать необходимые нормативно-правовые акты для введения сельскохозяйственных земель в экономический оборот.

Положения закона затронут не только представителей исполнительной и законодательный власти, которые будут принимать участие в разработке проекта закона об обороте земель сельхозназначения, но и всех аграриев, которые примут участие в обсуждении предложенных правил функционирования рынка земли в Украине.

Цель – унормировать правовое поле для перехода к свободному рынку земли в Украине.

О господдержке аграриев

Закон «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Украины»

2621-VIII

Принят 22 ноября 2018 года

Подписан президентом Украины 22 декабря 2018 года

в силу не вступил

Отдельными изменениями Бюджетного кодекса продлено действие государственной поддержки аграриевс 2021 до 2025 года. На период 2020-2025 гг. увеличен ее ежегодный показатель с 1% до 1,5% в год от объема выпуска продукции в сельском хозяйстве.

Кроме того, в Бюджетный кодекс внесено изменение, согласно которому до 20% от объема господдержки аграрии могут использовать не только на закупку отечественной сельхозтехники и оборудования, но и специальных вагонов для перевозки зерна, оборудования для производства биоэтанола и электроэнергии из биомассы.

Внесенные изменения будут учитываться Кабмином при ежегодном бюджетном планировании господдержки аграриев, а также участниками аграрного рынка при рассмотрении возможности возмещения затрат на свою деятельность с программ господдержки.

О маркировке пищевых продуктов

Закон «Об информации для потребителей о пищевых продуктах» 

№8450

Принят 6 декабря  2018 года

Направлен на подпись президенту 17 декабря 2018 года

Позволяет гармонизировать законодательства Украины и ЕС, обеспечить высокий уровень защиты здоровья и интересов потребителей, предоставляя им всю необходимую информацию для сознательного выбора пищевых продуктов.

Документ запрещает использование информации, которая может ввести потребителя в заблуждение. Этот запрет распространяется также на рекламу и представление пищевых продуктов.

Среди основных новшеств: информация на этикетке должна быть разборчивой; обязательно должны быть указаны аллергены (выделение шрифтом, стилем или цветом в перечне ингредиентов); единые требования к информации о пищевых продуктах, продаваемых дистанционно; необходимо сообщать потребителю об использовании в продукте рафинированного масла или жиров растительного происхождения, а также о том, подвергался пищевой продукт замораживанию/оттаиванию. Кроме того, предусмотрено применение нового для Украины подхода к обозначению сроков годности пищевого продукта в зависимости от того, является пищевой продукт скоропортящимся в связи с микробиологическими свойствами.

Положения закона затронут производителей пищевых продуктов, компании, которые торгуют пищевыми продуктами в интернете, а также непосредственно потребителей. Производители должны будут изменить существующие подходы к  выпуску этикеток на продукцию и их информационное наполнение, а потребители – привычку восприятия информации о пищевых продуктах на их упаковках.

Цель закона – преодолеть риски введения потребителя в заблуждение, обеспечить «европейский» подход к информированию о составе продукта.

О фитосанитарной экспертизе

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования проведения некоторых фитосанитарных процедур»

2501-VIII

Принят 10 июля 2018 года

Вступает в силу 2 февраля.2019 года

Позволяет решить ряд проблем функционирования системы защиты растений, а также минимизировать затраты и риски сельхозтоваропроизводителей и экспортеров продукции растительного происхождения. Документ регулирует проведение фитосанитарной экспертизы (заключение которой будет действовать по Украине 14 дней) и арбитражной фитосанитарной экспертизы. При выдаче фитосанитарного сертификата на экспорт и реэкспорт учитывается фитосанитарные требования страны-импортера.

Также вводится административная ответственность должностных лиц фитосанитарных лабораторий за ненадлежащее соблюдение законодательства о карантине растений во время проведения фитосанитарной экспертизы. Так, за повторное в течение года нарушение проведения экспертизы, приведшее к получению от страны-импортера двух и более нотификаций о несоответствии фитосанитарным мерам, грозит штраф от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Кроме того, учитывая европейский опыт, предусмотрена возможность привлечения частных структур к оказанию услуг по фитосанитарному контролю и экспертизе на границе.

Закон повлияет на деятельность органов фитосанитарного контроля, а также непосредственно экспортеров украинской продукции.

Цель документа — усиление инвестпривлекательности аграрного бизнеса в Украине благодаря повышению эффективности и качества фитосанитарных процедур.

О сохранении лесов

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о сохранении украинских лесов и предотвращении незаконного вывоза необработанных лесоматериалов»

2531-VIII

Принят 6 сентября 2018 года

Вступил в силу с 1 января 2019 года

Ограничивает внутреннее потребление необработанного лесоматериала на уровне 25 млн куб. м в год. Штраф на незаконную рубку и перевозку, хранение незаконно вырубленных деревьев повышен до 15-30 необлагаемых минимумов доходов граждан, а для должностных лиц – до 75-150 необлагаемых минимумов (ранее 5-10 и 7-12 необлагаемых соответственно). В случае повторного правонарушения в течение года размер штрафа возрастает для граждан до 30-60 НМДГ, для должностных лиц – от 300 до 600.

Перемещение через таможенную границу Украины вне таможенного контроля или сокрытие от таможенного контроля необработанного лесоматериала или пиломатериалов ценных или редких пород карается лишением свободы сроком на 3-5 лет. Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц или должностным лицом с использованием его служебного положения – на 5-10 лет с лишением права занимать определенные должности и с конфискацией имущества. Если эти действия совершены организованной группой лиц или в особо крупных размерах, предусмотрено лишение свободы на 10-12 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью в течение трех лет и с конфискацией имущества.

Кроме того, Кабинету министров поручено разработать комплексную программу восстановления лесного фонда Украины и определить первоочередные объемы работ по восстановлению лесов и лесоразведения, охраны лесов от пожаров, защиты от вредителей и болезней, других лесохозяйственных мероприятий, а также порядка и способов их проведения.

Закон непосредственно касается деятельности Гослесагентства – в части контроля за вырубкой леса; переработчиков древесины – в части использования необработанного лесоматериала, а также органов полиции и прокуратуры, которые занимаются расследованиями вопросов незаконной вырубки и контрабанды леса.

Автор
АГРОИНСАЙДЕР
Источник