20 декабря 2006 13:13

Итоги 2006 года: Не было никакой коалиции

В следующем году противостояние ветвей власти только усилится

Уходящий 2006 год в политическом контексте был довольно напряженным. В течение года некоторые политические силы канули в лету, а на смену им пришли другие, не более удачливые. Изменился состав парламента, было создано две коалиции, изменилось несколько составов Кабинета министров, а также состав парламентской оппозиции. Неизменным осталось только одно: политики до сих пор не умеют создавать крепкие партнерские отношения.

Президент и политреформа

Политический 2006 год начался, несомненно, с годовщины президентства Виктора Ющенко: в январе он решил подвести годовые итоги своего пребывания на посту главы государства. В обращении к украинскому народу президент подчеркнул, что 2005 год был годом пересмотра взглядов в обществе. «Нас объединило самое важное: чувство национального достоинства. Сегодня мы говорим: да, я гражданин Украины, и гордимся этим. И это главное достижение первого года моего президентства», - заявил Ющенко.

Президент также подчеркнул, что за год сделано много для выведения экономики из тени. По его словам, доходы национального бюджета возросли в 1,5 раза, а доходы населения в 2005 году увеличились на 20%. Но главным в выступлении Ющенко стала его критика политреформы, недовольство которой президент начал высказывать со дня ее существования.

Согласно политреформе, вступившей в силу 1 января 2006 года, полномочия парламента стали существенно шире. Теперь главной фигурой в исполнительной власти является премьер-министр, которого назначает коалиционное большинство Верховной Рады по согласованию с президентом. Коалиция самостоятельно формирует кабинет министров, за исключением руководителей силовых министерств и ведомств, а также МИД, предлагать которых является прерогативой президента. До этого парламент давал согласие лишь на назначение премьера, а весь кабинет формировался указами президента.

Но, несмотря на то, что политреформа была принята с согласия президента, он по сей день остается недоволен, называя реформу то неполной, то далеко не идеальной. Поэтому, выступая перед Верховной Радой в феврале, президент предложил создать Конституционную комиссию из представителей политических сил, общественности, неправительственных организаций, органов местного самоуправления, ученых, экспертов с целью создания проекта новой редакции Конституции Украины, а также провести всенародное обсуждение произведенного проекта.

Фактически, Ющенко, поняв, что не сможет остановить политреформу ради сохранения своей власти, предложил просто изменить Конституцию. При этом он сделал акцент на том, что инициировать такие изменения он хочет с помощью Конституционного Суда и уже после парламентских выборов, назначенных на весну 2006 года. Делая подобные заявления, президент, конечно же, надеялся на поддержку нового состава Верховной Рады. Но для этого была необходимой победа на парламентских выборах политических сил, которые его поддерживают.

Предвыборная гонка

Парламентские выборы весной 2006 года были наиболее важным событием политической жизни Украины после оранжевой революции. Их результаты должны были показать, смог ли президент и его команда добиться доверия и признания украинцев или нет. Впрочем, падение рейтинга, как самого президента, так и его партии Народный Союз «Наша Украина» (НСНУ), привело к тому, что шансы НСНУ обрести победу на выборах сводились к минимуму. А это, конечно же, не устраивало президента, поскольку у него в таком случае не оставалось тыла в лице пропрезидентского парламентского большинства.

В итоге было решено попытаться перед парламентскими выборами объединить политические силы, которые поддерживали кандидата Ющенко на президентских. Но здесь «оранжевых» ждал большой подвох: недоверие и борьба за главные кресла в парламенте не давали им возможности договориться о сотрудничестве.

Постоянно заявляя о готовности объединиться перед выборами, БЮТ, НСНУ, ПРП-ПОРА, СПУ, никак не могли прийти к консенсусу. Более того, БЮТ и «Наша Украина» не уставали обвинять друг друга в параллельном переговорном процессе с Партией регионов – основном противнике «демократических» политических сил в парламентской гонке. А это, естественно, никак не помогало объединительному процессу.

В этот момент Партия регионов укрепляла свои силы. Во-первых, на фоне недовольства украинцев разборками между «оранжевыми» и незначительными переменами с приходом Ющенко к власти, «регионалы» выглядели более сплоченной политической силой. Кроме того, в предвыборный список попали довольно известные личности: бизнесмен Ринат Ахметов, гонимый оранжевой властью глава Донецкого облсовета Борис Колесников, политик со стажем Николай Азаров.

В противоположном «оранжевому» лагере также ходили слухи о возможности объединения политических сил ради победы на выборах в Верховную Раду. Более всех в этом были заинтересованы провластная на тот момент партия СДПУ(о) и известный политик Наталья Витренко. Но создав блоки «НЕ ТАК!» и блок Натальи Витренко они так и не получили приглашения от «регионалов» объединиться на равных условиях.

В результате на парламентские выборы все политические силы пошли раздельно. У «демократических» сил это было связано, прежде всего, с амбициями БЮТ и «Нашей Украины», каждая из которых хотела занять первое место среди «оранжевых» и получить наибольшие политические бонусы в парламенте. Правда, БЮТ, «Наша Украина» и СПУ предварительно договорились организовать совместную коалицию в Верховной Раде следующего созыва.

Результаты парламентских выборов стали неожиданными для многих. Так, в парламент не прошел Блок Владимира Литвина, которому все же пророчили прохождение в Верховную Раду, хоть и с одним из наименьших результатов. Не удалось пройти в парламент и блоку ПРП-ПОРА, который позиционировал себя как новая демократическая сила. Но наибольшим сюрпризом результаты выборов стали для «Нашей Украины»: ожидая получить 20% голосов избирателей, пропрезидентская сила заработала лишь 13.95% симпатий, что поставило крест на ее амбициях и получении кресла премьер-министра в парламенте нового созыва.

Результаты парламентских выборов

 

Партия (блок)

%

Количество голосов

Количество мест в парламенте

1

Партия регионов

32,14

8 148 745

186

2

Блок Юлии Тимошенко

22,29

5 652 876

129

3

Блок «Наша Украина»

13,95

3 539 140

81

4

Социалистическая партия Украины

5,69

1 444 224

33

5

Коммунистическая партия Украины

3,66

929 591

21


Борьба между союзниками

Получив наибольшее количество голосов избирателей, а соответственно, и мест в парламенте, Партия регионов не стала окончательным победителем по одной причине – 186 голосов не дает ей возможность создать парламентское большинство. Такая возможность была лишь у БЮТ, «Нашей Украины» и СПУ при условии объединения этих сил в Верховной Раде.

http://www.ej.ru/upload/entry/1096/1.jpgНо борьба за должности в коалиции долгое время не давала возможности «оранжевым» политикам прийти к согласию. «Наша Украина» мечтала о кресле премьер-министра, но по результатам выборов премьера мог выдвигать только БЮТ, что не устраивало и президента. Партия регионов, видя нерешительность пропрезидентского блока, пошла ва-банк, предложив создать коалицию из двух политических сил – НУ и ПР. Позже союз с Партией регионов одобрила и СПУ: появилась идея о создании широкой коалиции в составе НУ, ПР и СПУ.

Эпопея с созданием коалиции продолжалась до 22 июня, когда во время утреннего заседания Верховной Рады Тимошенко заявила о том, что фракции БЮТ, «Нашей Украины» и СПУ все же создали коалицию, включающую 242 депутата парламента. Согласно договору между политическими силами, «Нашей Украине» отошли портфели спикера Верховной Рады, вице-премьера по региональной политике, министра труда, министра промышленной политики, министра молодежи и спорта, министра внутренних дел, министра юстиции, главы антимонопольного комитета. СПУ претендовала только на должности первого вице-премьер-министра, министров экологии, образования, транспорта и связи, а также уполномоченного в Верховной Раде по правам человека. БЮТ же получил практически все министерства экономического блока правительства.

В процессе переговоров, нежелание Тимошенко тесно работать с давним политическим оппонентом Петром Порошенко, который должен был стать спикером парламента, подтолкнуло ее к более тесному сотрудничеству с СПУ. Лидер БЮТ даже пыталась продвинуть на эту должность Александра Мороза, доверяя ему больше, чем любому представителю «Нашей Украины». Поэтому именно для нее вечернее заседание Верховной Рады 6 июля стало большим ударом.

Тогда при голосовании за кандидатуру спикера парламента на этот пост претендовали четыре кандидата: Петр Порошенко согласно договору с коалицией, Николай Азаров как кандидатура от оппозиции, Иван Бокий по просьбе БЮТ и Александр Мороз, чтобы СПУ не голосовала за других кандидатов. В результате за Мороза проголосовала не только его партия, но и Партия регионов, после чего он заявил о том, что не видит особой разницы между Партией регионов, Блоком Юлии Тимошенко и Блоком «Наша Украина», а поэтому будет создавать коалицию с Партией регионов. Таким образом, наиболее амбициозные и переборчивые в связях «Наша Украина» и БЮТ остались в искусственно созданной оппозиции, а президент – без поддержки в парламенте.

Возвращение изгнанника

Новая коалиция, созданная на основе Партии регионов, СПУ и коммунистов, сразу же заявила о том, что единственным кандидатом от большинства на пост премьера является Виктор Янукович, лидер Партии регионов. И по праву парламентского большинства она выдвинула кандидатуру Януковича, подать в парламент которую должен президент Украины.

Оппозиция, конечно же, заговорила о нелегитимности новой коалиции и о необходимости роспуска парламента. Кроме того, появились слухи о том, что Ющенко может и не подать коалиционную кандидатуру на пост премьера. В общем, возможность такого развития событий существовала, так как в Конституции нет пункта о том, что президент обязан подать кандидатуру коалиции на рассмотрение в парламент.

Понимая всю серьезность ситуации, Партия регионов снова заговорила о создании широкой коалиции в составе ПР, СПУ, КПУ и «Нашей Украины». Для пропрезидентского блока, который, по сути, остался не у дел, широкая коалиция была выгодной, так как тогда «Наша Украина» смогла бы участвовать в принятии политических решений. Но коммунисты заявили о выходе из большинства в случае присоединения «Нашей Украины», что было уже не выгодно Партии регионов.

Неразбериха в Верховной Раде заставила президента взять процесс поиска диалога между парламентскими политическими силами в свои руки. Ющенко пригласил политиков и общественных деятелей за круглый стол с целью создания Универсала – документа, в котором обозначены главные приоритеты развития Украины. Над совместным документом работали специальные группы от каждой политической силы и общественной организации, которые принимали участие в круглом столе. Но в результате оказалось, что не все участники переговоров согласны с тем, что было изложено на бумаге.

Самыми спорными вопросами оказались сотрудничество Украины с НАТО и ЕЭП, а также статус русского языка – вопросы, в которых позиции политических сил диаметрально противоположны. В результате прийти к консенсусу все же удалось. И, хотя документ не подписали БЮТ и КПУ, президент согласился в ответ подать кандидатуру Януковича на должность премьер-министра Украины.

«Я понимаю всю сложность этого решения, как и на Востоке, так и на Западе Украины. Я обращаюсь к нации с пониманием отнестись, что мы имеем уникальный шанс свести оба берега Днепра…..Я исхожу из того, что сегодня мной демонстрируется еще один шанс к объединению страны», - сказал тогда Ющенко. Но огромной проблемой стало то, что Универсал, по сути, не имеет юридической силы, а поэтому является сугубо джентльменским соглашением.

Впрочем, не только объединение страны было главной целью президента. Намного важнее для него была договоренность о том, что Верховная Рада наконец-то изберет судей Конституционного Суда, что даст суду возможность возобновить работу и помочь Ющенко решить проблему политреформы. И коалиция, желая поскорее создать Кабмин чтобы успеть в срок, отведенный Конституцией и избежать роспуска парламента, пошла президенту на встречу.

В этот момент казалось, что Партия регионов и «Наша Украина» нашли общий язык и согласны работать вместе. Но, как оказалось, такого мнения придерживались не все: часть «нашеукраинцев» выступила против широкой коалиции и начала говорить о создании новой партии в помощь президенту. Этому в свою очередь несказанно обрадовалась Юлия Тимошенко, мечтавшая о создании объединенной оппозиции в противовес большинству в парламенте. Но перебежчиков от «Нашей Украины» она пока не дождалась.

Переговоры о создании широкой коалиции подходили к своему логическому завершению, когда в Брюсселе прошло заседание комиссии Украина-НАТО, ставшее переломным во внутренней политике страны. Во время своего выступления премьер Янукович от имени Украины заявил, что Украина пока не готова начинать выполнение Плана действий для получения членства в НАТО. «Присоединение к плану действий – это вопрос времени. Сегодня в обществе нет поддержки этого шага», - сказал он, чем поставил крест на широкой коалиции с участием «Нашей Украины».

Обвинив Януковича в нарушении Универсала, пропрезидентский блок ушел в оппозицию, но так и не захотел объединиться с БЮТ. Впрочем, схожесть взглядов этих двух блоков на международную политику и некоторые вопросы политики внутренней, позволяет им действовать иногда сообща. Так, за закон о признании Голодомора 30-х годов геноцидом украинской нации, БЮТ и «Наша Украина» проголосовали вместе. Кроме того, к ним присоединились и социалисты, чем поставили под вопрос существование своей коалиции.

Но не только парламент остается главным полем политического боя. В войну ввязались также и президент с премьер-министром. В данный момент каждый из трех игроков политикума – президент, парламент и премьер-министр – борются за влияние в стране. Президент пытается изменить свое окружение и структуру «Нашей Украины», укрепляя тыл, парламент – уволить всех министров, близких к президенту, укрепляя свой, а премьер – идти в разрез с решениями президента, выстраивая свою систему.

Прогноз

Противостояние между всеми ветвями власти, естественно, ни к чему хорошему не приведет. Еще во время формирования действующей коалиции Михаил Сирота, бывший народный депутат, принимавший непосредственное участие в создании Конституции Украины, заявлял, что несовершенство законов, которое привело к образованию двух центров системы власти, в конце концов, приведет к полному ее коллапсу.

В данный момент президент уже не исключает роспуска парламента, а оппозиция, конечно же, его в этом полностью поддерживает. Недавно Ющенко отметил, что у него существует ряд вопросов к Конституционному суду относительно роспуска парламента. Он считает, что роспуск Верховной Рады вероятен, если она не примет вовремя госбюджет, если не сформирует правительство (без министерских квот президента).

«Суд должен принять ряд дополнений к ныне имеющимся документам. Он должен сказать, дееспособно ли правительство, в котором не действуют министры, назначенные по президентской квоте. Дееспособен ли парламент, если он не принимает бюджет и не учитывает поправки президента?», - заявил президент в интервью «Российской газете» 19 декабря.

Пока слабо верится в то, что парламент будет распущен, хотя БЮТ, например, уже готовиться к внеочередным выборам в Верховную Раду. Политологи больше склонны верить в то, что в 2007 году большинство в Верховной Раде переформатируется и таким образом решиться большая часть проблем противостояния в парламенте.

Коммунистическая партия, по мнению экспертов, останется единственной оппозиционной фракцией. Поскольку довольно велика вероятность того, что блок «Наша Украина» по частям вольется в коалицию с Партией регионов и туда же войдет заметная часть депутатов от блока Юлии Тимошенко. А радикальная часть НУ и БЮТ, объединившись, тем не мене, пойдет на сотрудничество с ПР ради поднятия ставок на следующих президентских выборах. В результате Кабмин может стать совместным детищем Партии регионов и «Нашей Украины», что позволит президенту сохранить на своих должностях министров, которые были избраны ранее по его квоте.

Но Ющенко продолжает настаивать на том, что к осложнению отношений между президентом и премьером привела конституционная реформа, которая разбалансировала власть и неточно прописала полномочия ее представителей. А ее отмена, на которую так надеется президент, мало вероятна даже при условии союза Партии регионов и «Нашей Украины». Судя по всему, отменить политреформу президенту в ближайшее время не удастся, хотя вероятность ее изменения в сторону усиления власти Ющенко все же существует.

Но все же существует и такой сценарий развития событий, когда президент сможет распустить парламент. Но в таком случае победу на перевыборах одержит, скорее всего, БЮТ, в чем не заинтересованы ни президент, ни коалиция. Поэтому единственным выходом из сложившейся ситуации для всех центров власти является взаимовыгодное сотрудничество, поиск компромиссов и уступки друг другу. Но пока опыт показывает, что никто из политиков к компромиссу не готов, а найти общий язык не могут даже политические союзники.

Громкие увольнения/назначения 2006 года

Назначения:

Василий Цушко, министр внутренних дел
Был назначен вместо уволенного Юрия Луценко. Сразу признал, что не является компетентным в вопросах МВД, и был назначен на пост как политик.

Нестор Шуфрич, министр по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы
Не имеет опыта в данной отрасли, как и специального образования, в свое время, по словам оппозиции, был автором техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций

Вера Ульянченко, губернатор Киевской области
Назначена вместо уволенного Евгения Жовтяка, долгое время работала советником Виктора Ющенко

Увольнения:

Борис Тарасюк, министр иностранных дел
Был уволен парламентом, несмотря на то, что его должность является квотой президента. В данный момент исполняет обязанности министра по указанию президента и решению суда.

Юрий Луценко, министр внутренних дел
Был уволен Верховной Радой по обвинению в коррупционных действиях со стороны руководящих органов МВД, хотя ранее сохранил свой пост благодаря договоренности между президентом и премьер-министром

Нина Гаркава, председатель Сумской ОГА
15 ноября Президент поручил Кабмину освободить Гаркаву от должности в связи с достижением предельного возраста прохождения государственной службы. Гаркава судится с президентом по сей день.

Евгений Жовтяк, губернатор Киевской области
Был уволен президентом, но Киево-Святошинский районный суд Киевской области отменил указ президента Украины об увольнении Жовтяка. Жовтяк судится с президентом по сей день

Василий Червоний, председатель Ривненской облгосадминистрации
Уволен президентом «в связи с ухудшением социально-экономической ситуации в регионе», хотя главной причиной увольнения была его скандальность и конфликтность

Попытки увольнения:

Арсен Аваков, губернатор Харьковской области
Николай Лаврик, губернатор Черниговской области
Борис Силенков, губернатор Херсонской области
Иван Стойко, губернатор Тернопольской области
Валерий Асадчев, губернатор Полтавской области

Правительство Украины предлагало президенту Виктору Ющенко рассмотреть вопрос о целесообразности пребывания этих губернаторов на занимаемых должностях якобы по экономическим показателям. Но президент отказался уволить губернаторов.

Игорь Дрижчаный, глава Службы безопасности Украины
Президент предложил парламенту уволить Дрижчаного по его собственному заявлению, но Верховная Рада отказалась.

Анатолий Гриценко, министр обороны Украины
В Верховной Раде было зарегистрировано постановление об увольнении Гриценко с должности министра «в связи с грубыми нарушениями Конституции и действующего законодательства». Но пока парламент к этому вопросу не возвращается