24 февраля 2020 09:17

Начальник канцелярии с превышением служебных полномочий

Как и почему в украинских реалиях глава ОПУ становится вторым лицом в стране

Начальник канцелярии с превышением служебных полномочий

После перетасовки карт в ближайших к президенту кругах все заговорили о том, какое же сильное влияние на Зеленского теперь будет иметь новый глава Офиса президента Украины (ОПУ) Андрей Ермак.

И это не удивительно. Ведь его предшественник — Андрей Богдан — был достаточно влиятельной фигурой и практически всегда сопровождал самого президента. Но если полистать страницы украинской истории, то ничего странного в этом нет — так было практически всегда.

Однако ситуация, когда председатель президентского Офиса или Администрации является вторым лицом в государстве — является не очень корректной. Ведь у Офиса есть четкий перечень полномочий, и он — небольшой. В то время, как его глава нашептывает гаранту советы и исполняет не свойственные ему обязанности, ОПУ в действительности должен выполнять обслуживающую функцию для  президента.

Какие же полномочия имеет Офис Президента, чего точно не должно делать его руководство и почему складывается иначе?

ЧТО ТАКОЕ ОФИС ПРЕЗИДЕНТА?

Офис Президента Украины — это то, что во времена Петра Порошенко называли Администрацией Президента, а еще раньше — Секретариатом. Независимо от названия, которое присваивали этому органу в разные времена, фактически он — канцелярия главы государства.

Среди полномочий и заданий ОПУ — обеспечивать комфортную работу главы государства. По большей части его работники занимаются анализом разного рода предложений, готовят представление относительно присвоения кому-то званий или рангов. Также Офис имеет дело с корреспонденцией президента. Все обращения граждан к главе государства проходят через ОПУ. Поэтому непопулярный отказ повысить пенсию обеспокоенной пенсионерке, которая уповает именно на главу государства, — это тоже ответственность канцелярии.

Финансированием Офиса занимается Государственное управление делами. К слову, удерживать канцелярию президента — не дешевое удовольствие. В этом году украинцам оно будет стоить 900 миллионов гривен.

За что же именно мы платим? Во-первых, это деньги на официальные приемы иностранных делегаций, например, визиты первых лиц других государств. Во-вторых, мы выплачиваем зарплату работникам Офиса. В его состав входят — руководитель самого Офиса, его первый заместитель и заместители, помощники, советники, пресс-секретарь президента и работники разных департаментов и директоратов.

Что в это время делает глава ОПУ? Руководит работой всей команды Офиса. Формально он не может иметь никакого влияния на государственно созидательные процессы, а его полномочия сводятся в основном к бумажной волоките. ОПУ не может самостоятельно принимать никаких решений, максимум — консультировать президента по определенным вопросам.

КАК ОПУ ВЛИЯЕТ НА СТРАНУ?

В украинских реалиях глава ОПУ имеет большее влияние, чем на бумаге. Принято считать, что руководитель Офиса президента — очень влиятельное лицо.

В разные времена главы президентской канцелярии  были серыми кардиналами украинской политики. В администрациях и секретариатах президента принимались решения относительно кадровых вопросов, оказывалось давление на регионы и другие ветви власти инструментами телефонного права, вершились доли кормчих регионов.

Петр Порошенко предоставлял преимущество личному контролю даже мельчайших управленческих процессов в стране. Поэтому, хоть главы Администрации тех времен Борис Ложкин и Игорь Райнин были влиятельными людьми, впрочем, точно несамостоятельными фигурами.

Дела изменились после выборов  2019-го года. Стало понятно — новый глава теперь уже Офиса президента значительно распространил свое влияние.

Андрей Богдан от начала каденции Зеленского был в буквальном смысле ближайшим к нему человеком. Кроме того, он исполнял роль гида для Зеленского в области большой политики. Действующий председатель ОПУ — Андрей Ермак все это время тоже находился рядом.

У каждого из Андреев была своя сфера влияния. Богдан в большей степени занимался внутренней политикой — взаимодействовал с парламентом и искал голоса для того, чтобы «Слуга народа» играл по правилам турборежима. Кроме того, Богдан имел влияние на правительственные назначения и вел кулуарную борьбу против мэра Киева Виталия Кличко.

На международной арене, в то же время, больше влиял Андрей Ермак. Он был связан с русской стороной относительно обмена пленными и одним из организаторов встречи в нормандском формате, которая состоялась в конце прошлого года. Также Ермак вел переговоры с личным адвокатом Дональда Трампа Руди Джулиани относительно дела Байдена и позже стал одним из фигурантов дела об импичменте президента США.

Но ни один из Андреев не имел установленных законом полномочий заниматься тем, чем занимался. Ведь в Украине действует стандартное разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. ОПУ не принадлежит к ни одной из ветвей власти. Для коммуникации на международном уровне есть дипломаты и МИД, а в работу парламента президент не должен был бы вмешиваться вообще.

ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?

Нельзя представить, что все, что происходит в президентской канцелярии, было без согласия главы государства или даже его указаний. И в самом деле, практически все действия того же Богдана имели негласное согласование с Зеленским. Поэтому не удивительно, что в какой-то момент действия председателя Офиса начали ассоциировать с действиями самого президента.

Поэтому влияние Офиса и его руководителя зависит от самого президента. Если он позволяет, то руководитель президентской канцелярии превращается в фактического вице-президента государства и является не менее влиятельным, чем премьер или спикер. Конечно, для демократической страны это не нормально. Ведь такая должность должна была бы быть выборной. А украинский руководитель Офиса ни одной юридической ответственности за свои решения и действия не несет.

Вмешательство руководителей Офиса президента в политику государства разрушает саму суть демократии. Невзирая на то, что президент Зеленский обещал избирателям само народовластие, результат не очень напоминает власть народа. Но в этой ситуации лишь сам он может повлиять на руководителя собственной канцелярии, не давать ему дополнительные полномочия и не  позволять выходить за рамки уже существующих.

В конечном итоге и новейшая украинская история, и те глобальные проблемы, какие мы имеем, как будто намекают, что логическим выходом из ситуации является отказ от полупрезидентской формы правления. Потому что судьба сорока миллионов людей не может зависеть ни от прихотей одного лица, ни от амбиций небольшой группы его окружения.

Автор
День
Источник