29 декабря 2020 12:44

Поднебесная начала антимонопольное расследование в отношении Alibaba Group

Поднебесная начала антимонопольное расследование в отношении Alibaba Group

Недавно Государственным управлением рыночного регулирования (SAMR) в соответствии с законом было начато антимонопольное расследование в отношении компании Alibaba Group из-за ее политики «выбрать одно из двух». Этот шаг получил широкое внимание общественности, а также побудил людей задуматься о развитии платформенной экономики.

В последние годы платформенная экономика внесла положительный вклад в улучшение удовлетворения потребительских нужд, способствовала замене старой энергии для жизнеспособности отрасли на новую, а также качественному экономическому развитию. Однако вслед за быстрым ростом платформенной экономики злоупотребление доминирующим положением на рынке также увеличивается день ото дня, потому возникает ряд проблем, таких как ограничение конкуренции, ценовая дискриминация и нарушение прав и интересов потребителей, расстраивающих нормальный порядок рыночной конкуренции и препятствующих отраслевым инновациям. Устранение противозаконных действий, влияющих на честную конкуренцию, будет способствовать лучшему и более здоровому развитию платформенной экономики.

Развитие платформенной экономики неотделимо от эффекта масштаба (изменения средних издержек в зависимости от объема производства в долгосрочный период, прим. пер.) и сетевого эффекта (феномен роста потребительской ценности сети по мере роста числа узлов этой сети, прим. пер.), но это не означает, что платформенные компании могут перейти к монополизации. Монополизация — это не наследство и не исключительное право платформенных компаний. Оглядываясь назад на процесс развития интернет-индустрии Китая, нетрудно обнаружить, что все лучшие платформенные компании были созданы в условиях честной конкуренции. Сегодняшние крупные компании и большие платформы также начинались с небольших предприятий и веб-сайтов. Именно благодаря жесткой рыночной конкуренции платформенная экономика продемонстрировала силу и неограниченный потенциал и смогла непрерывно способствовать постоянным инновациям в технологиях и бизнес-моделях. Поэтому сегодня все стороны с нетерпением ждут появления новых крупных компаний и крупных платформ, которые также предоставят возможности для здоровой конкуренции новым небольшим компаниям и веб-сайтам. Крупные компании, занимающиеся интернет-платформами, должны взять на себя ведущую роль в укреплении отраслевого саморегулирования, дальнейшем укреплении их чувства социальной ответственности и поддержании здоровой экосистемы интернет-экономики.

Конкуренция является краеугольным камнем рыночной экономики, а монополия — ее могущественным врагом. Независимо от стадии и методов управления, справедливая конкуренция является источником движущей силы для устойчивого развития отрасли. Усиление антимонопольного надзора и поддержание справедливой и нормальной конкуренции в платформенной экономике способствует тому, чтобы в полной мере реализовать роль платформенной экономики в высокоэффективном сочетании спроса и предложения, снижении трансакционных издержек, развитии потенциальных рынков и содействии оптимизации распределения ресурсов, техническому прогрессу и повышению эффективности. Что еще более важно, антимонопольное право может эффективно убирать барьеры для выхода на рынок, формировать открытую и инклюзивную среду развития, позволять большему количеству участников рынка получать дивиденды от развития цифровой экономики, эффективно стимулировать все общество на креативное творчество, а также создавать новые преимущества и новый импульс для социально-экономического развития. Следовательно, усиление антимонопольного надзора ничуть не противоречит укреплению и расширению платформенной экономики и не подавляет инновационные гены интернет-индустрии. Напротив, это надежная защита среды развития платформенной экономики.

Фактически интернет-индустрия никогда не была и не должна становиться незаконным местом, подпадающим под антимонопольное законодательство. Будучи новым феноменом, правила управления интернет-экономикой — это современная проблема, с которой сталкиваются все страны мира. Из соображений защиты новых предприятий и новых методов управления Китай всегда очень осторожно подходил к надзору за платформенными компаниями. Но интернет-компании также должны соблюдать законы и правила. «Антимонопольный закон», вступивший в силу в 2008 году, предусматривает равное и беспристрастное отношение к отечественному и иностранному капиталу, государственным и частным предприятиям, крупным и средним предприятиям, интернет-компаниям и традиционным предприятиям и гарантирует, что все виды субъектов рынка участвуют в рыночной конкуренции на равных условиях. Несмотря на то, что конкуренция в области платформенной экономики имеет новые особенности, такие как многосторонние рынки, динамичная конкуренция, трансграничная конкуренция и сетевой эффект, духовная сущность и основы антимонопольных законов и постановлений по-прежнему к ней применимы, однако их необходимо обновлять и улучшать, чтобы идти в ногу со временем и создавать прозрачную и предсказуемую правовую среду для развития платформенной экономики. В настоящее время страны всего мира единодушно совершенствуют законодательство и усиливают антимонопольный контроль в области интернета, чтобы обеспечить эффективность отраслевой конкуренции и крепкую защиту прав и интересов потребителей.

Что касается платформенной экономики, то усиление антимонопольного надзора приведет не к «заморозке» отрасли, а к новой отправной точке для более эффективного и здорового развития. На протяжении всей истории интернет-экономики антимонопольное право устранило множество препятствий на пути здорового развития отрасли. В определенном смысле именно с помощью антимонопольной политики европейские и американские страны ограничивали деятельность технологических гигантов, таких как Microsoft и IBM, что способствовало появлению и росту пионеров интернета — Google, Apple, Facebook и Amazon, и отрасль получила большую жизнеспособность. В настоящее время усиление антимонопольного контроля в Китае способствует еще лучшему стимулированию жизнеспособности рынка и созданию хорошей почвы для непрерывного появления и энергичного роста платформенных компаний.

Если цветущая ветвь затмила собой другие (обр. выделяться из массы, прим. пер.), это еще не значит, что наступила весна. Пусть расцветают сто цветов (лозунг Мао Цзэдуна, прим. пер.), и тогда весенний сад заиграет множеством красок. Нынешнее антимонопольное расследование станет поводом для повышения осведомленности интернет-компаний о справедливой конкуренции и соблюдении антимонопольных норм, а также станет возможностью открыть путь к инновационному, последовательному и здоровому развитию платформенной экономики. Мы убеждены, что большинство интернет-предприятий смогут правильно понять взаимосвязь между отраслевым регулированием и своим собственным развитием, интегрировать требования регулятора в управление собственным бизнесом, принять новую отправную точку для развития с помощью реформ и новаторского подхода, еще лучше двигаться по пути стандартизированного и здорового развития индустрии и повышать общую международную конкурентоспособность цифровой экономики Китая.

Автор
Жэньминь жибао (Китай)