30 сентября 2020 09:21

Мина замедленного действия: как спекуляции с ценными бумагами убивают экономику Украины

Деньги от размещения гособлигаций идут на покрытие бюджетного дефицита

Мина замедленного действия: как спекуляции с ценными бумагами убивают экономику Украины

Украинские государственные банки вместо того, чтобы кредитовать реальный сектор экономики, скупают облигации внутреннего государственного займа.

Минувший год в Украине стал рекордным в плане размещения облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Благодаря этому в государственную казну было привлечено 827,4 миллиарда гривен. При этом в 2019 году только нерезиденты купили этих бумаг на 117,7 миллиарда гривен (в 18,5 раза больше, чем за предшествующий год).

Выпуск облигаций, в том числе ОВГЗ, - суть наращивание государственного долга, а привлекаемые от их размещения деньги направляются на покрытие бюджетного дефицита. В 2020 году, особенно, начиная с марта, когда во всем мире началось стремительное распространение коронавирусной болезни, спрос на украинские ОВГЗ со стороны нерезидентов начал снижаться – по состоянию на начало сентября он упал более, чем на треть. Причин несколько – во-первых, коронавирус вызвал глобальный кризис, а потому инвесторы стремятся уйти с высокорисковых рынков, к коим, увы, относится Украина. Во-вторых, доходность по нашим бумагам падает, а, значит, инвесторы могут на них заработать меньше, чем раньше.

Так, если в первом полугодии 2019 года средняя доходность по ОВГЗ превышала 18% годовых (а максимальные значения подбирались к 20%), то в последнее время она не дотягивала до 10% (при том, что есть бумаги, по которым проценты выше 10%, но есть и такие, по которым доходность остается на уровне 7%).

В частности, на аукционе 15 сентября Министерство финансов разместило ОВГЗ на 6 миллиардов гривен - гривневые на 2,9 миллиарда гривен, а валютные - на 112 миллионов долларов (3,1 миллиарда гривен).

Доходность шестимесячных гривневых бумаг составила 7,82%, двухгодичных - 10,43%. По валютным ОВГЗ средневзвешенная доходность составила 3,5%.

Однако 22 сентября (аукционы по размещению ОВГЗ проходят по вторникам) Минфин смог привлечь только 329,65 миллиона гривен. Трехмесячные облигации с доходностью 7% принесли госбюджету 133 миллиона гривен.

При этом потенциальные покупатели украинских ОВГЗ хотят более высокой доходности по ним, особенно по тем, которые выпускаются со сроком обращения от одного года, и Минфин достаточно часто идет инвесторам навстречу. Пока финансовое ведомство отказывается удовлетворять заявки с доходностью на уровне 11% годовых и выше, в результате чего долгосрочные бумаги удается размещать все сложнее.

Кроме того, в последнее время гривна начала девальвировать, соответственно, доход при пересчете в валюту будет меньше, плюс к этому иностранные инвесторы опасаются обвала гривны. При этом падение спроса со стороны нерезидентов означает сокращение валютных поступлений в Украину, что усиливает давление на гривну, способствуя, таким образом, ее дальнейшей девальвации (соответственно, когда в 2019 году нерезиденты наращивали свои портфели ОВГЗ, заводя в страну валюту, курс гривны укреплялся). Получается замкнутый круг.

В связи с этим неисключено, что Минфин будет вынужден повышать процентные ставки по ОВГЗ, чтобы вернуть иностранных инвесторов в отечественные ценные бумаги.

Пока же на фоне сокращения вложений в облигации внутреннего госзайма со стороны нерезидентов в текущем году наблюдается рост инвестиций в эти бумаги украинских банков, прежде всего государственных, которые нарастили свои портфели ОВГЗ на 45%.

Это и неудивительно, поскольку правительство таким образом под выпуск облигаций привлекает деньги банков для латания бюджетных дыр.

А латать есть что - в госбюджете на 2020 год (после внесения изменений в апреле в связи с распространением коронавируса) дефицит заложен на уровне 7,5% ВВП (хотя по факту он может оказаться ниже - как прогнозируют в Национальном банке, на уровне 6-6,5%). В проекте бюджета 2021 года, поданном на утверждение в парламент, дефицит заложен на уровне 6% ВВП.

"Это - угрожающий момент, - заявил в комментарии эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Егор Киян. - Этот дефицит хотят как-то заткнуть, и они сейчас, скорее, будут заставлять систему работать не экономически рационально, а статистически приемлемо".

По его словам, правительство в нынешней ситуации хочет продемонстрировать внешним кредиторам "правильные цифры". "И неважно, что при этом ухудшается экономическая ситуация, нарушается экономическая логика, что все переходит с ног на голову, и банки, вместо того, чтобы кредитовать бизнес, начинают покупать ОВГЗ", - сказал Киян.

 

"Очевидно, что на ту сумму, на которую государственные банки купили гособлигаций, на такую же они не прокредитовали реальный сектор экономики", - высказал в комментарии изданию схожее мнение глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. - Понятно, что их (госбанки) к этому принуждают какой-нибудь неофициальной разнорядкой, учитывая, что сегодня спрос на украинские ценные бумаги снижается из-за уменьшения доходности, при том, что степень их рисковости не уменьшается (а, возможно, даже увеличивается). На фоне статистики состояния экономики, особенно падения промышленности (за первые восемь месяцев 2020 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года промышленное производство обвалилось на 7,3%), очевидно, что украинские ценные бумаги не могут уменьшить свою рисковость. Поэтому остается только оперировать государственными банками".

Таким образом, по словам Новака, государство сейчас действует исключительно исходя из необходимости покрытия дефицита государственного бюджета: "О развитии экономики государство в данный момент не думает".

По идее, кредитование должно быть выгоднее, чем покупка ОВГЗ - на сегодня средняя ставка по кредитам на развитие бизнеса в коммерческих банках составляет порядка 17% (в крупных, в том числе государственных, она может быть несколько ниже - на уровне 13-16%, но все равно выше доходности облигаций).

Но дело в том, что выдавать кредиты – намного сложнее, чем покупать облигации внутреннего госзайма – государство по ним выступает гарантом. А по кредиту нужно проводить финмониторинг клиента, анализировать его бизнес-план, а потом вообще это может не окупиться (например, если бизнес прогорит из-за нового коронавирусного локдауна или даже без оного, и кредит не будет возвращен).

Правительству, конечно же, в нынешней ситуации не позавидуешь, но многое сделано, что называется, своими руками. У Кабмина нет стратегии, решения принимаются как реакция на возникающие то тут, то там проблемы.

"От этого правительства мы вряд ли можем ждать чего-то другого – оно работает именно так, как оно работает. Ждать, что это правительство начнет работать иными методами - иллюзия", - считает Андрей Новак.

При этом нынешний Кабмин пытается усидеть сразу на нескольких стульях, стремясь выполнить требования внешних кредиторов, удовлетворить запросы отечественных финансово-промышленных групп, а также понравиться населению перед выборами, отметил Егор Киян, добавив при этом, что "понравиться всем не получается".

По словам эксперта, сейчас правительство своими действиями, по сути, закладывает под экономику мину замедленного действия. Сама по себе она, на самом деле, не так страшна и может, что называется, "не сработать", но учитывая разные "мелочи" в комплексе, через какое-то время вполне может наступить коллапс: "Возможно, через год, возможно, через полтора".

А расплачиваться за это, в любом случае, придется населению. "Формально, платить будет государство, но делаться это будет с помощью налогов и сборов с украинцев", - резюмировал Егор Киян.

Автор
Апостроф
Источник
НОВОСТИ / Финансы