04 мая 2018 13:50

Жадность сгубила: В Украину значительно выросли поставки курятины из ЕС

Причина роста импорта — в повышении цен на внутреннем рынке, которые уже на 20% больше, чем в Польше

Жадность сгубила: В Украину значительно выросли поставки курятины из ЕС

Увлекшись повышением цен на курятину на внутреннем рынке, украинские производители невольно создали экономически-выгодные условия для импорта продукции из ЕС. Ползучая экспансия длится более года. По данным Государственной службы статистики, в январе-феврале текущего года импорт мяса птицы в Украину вырос более чем на четверть по сравнению с январем-февралем 2017 года — до 20,3 тыс. тонн на сумму 8,8 млн долларов. Это достаточно много, если учесть, что за первый квартал этого года крупнейший производитель курятины в Украине — «Мироновский хлебопродукт» Юрия Косюка — продал на внутреннем рынке 72,2 тыс. тонн. Для сравнения, экспорт мяса птицы из Украины в ЕС за указанный период составил всего 16,7 тыс. тонн.

По итогам 2017 года импорт мяса птицы в Украину вырос по сравнению с 2016 годом на 42% — до 118,3 тыс. тонн на сумму 48,5 млн долларов. Для сравнения, в 2014 году в Украину было импортировано 61 тыс. тонн мяса птицы, в 2015 году — 61,3 тыс. тонн, в 2016 году — 83,3 тыс. тонн.

В январе-феврале 2018 года, основным поставщиком курятины на украинский рынок (более 50%) стала Польша — из 20,3 тыс. тонн импорта на ее долю пришлось 12,8 тыс. тонн, еще 3 тыс. тонн поставила Германия, и 1,5 тыс. тонн — Венгрия.  Львиную долю поставок курятины Польша заняла и по итогам 2017 года — 81,3 тыс. тонн из общего объема импорта в 118,3 тыс. тонн.

Почему же польская курятина хлынула в Украину? Причина — в повышении цен на внутреннем рынке отечественными производителями. «Мироновский хлебопродукт» в своем финансовом отчете за первый квартал этого года сообщил, что средняя цена курятины по сравнению с первым кварталом 2017 года выросла на 23% — до 38,78 гривны за 1 кг (без НДС). При этом при относительно стабильном курсе доллара, средняя цена на курятину МХП в долларовом эквиваленте выросла на 22% — практически наравне с подорожанием в гривне.

К началу лета прошлого года цены на мясо птицы в Украине превысили цену на курятину в Польше, Венгрии и Литве: килограмм куриного филе подорожал до 100 гривен и более, и сравнялся в цене со свининой.

О притоке европейской курятины на украинский рынок из-за роста цен внутренних производителей говорил в феврале этого года и сам Юрий Косюк, опровергая информацию о сговоре между украинскими производителями с целью повышения цены: «Без пошлины в Украину может заезжать как европейская курица, так и американская. О каком сговоре можно говорить? Если я поднял цену, то приедет американское мясо, европейское или польское».

По словам генерального директора Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексея Дорошенко, цены на курятину в Польше процентов на 20 ниже, чем в Украине. «Если сделать закупки в Польше в период низкой цены, можно получить неплохой заработок, учитывая, что объем продажи курятины в Украине — большой. Можно на одной фуре неплохо заработать, но нужно только понимать, что у тебя немного времени, чтобы закупить в Польше подешевле и сразу привезти в Украину», — сказал он.

По данным мониторинга цен в странах ЕС, проводимого Еврокомиссией, по состоянию на 12 марта оптовая цена тушки курицы в Польше составляла 1,33 евро за 1 кг (или 43,5 гривны с учетом курса евро на 12 марта). При этом цена куриной тушки по странам ЕС в среднем выше цен в Польше — 1,85 евро за 1 кг на эту же дату.

По мнению Алексея Дорошенко, даже если украинские производители и снизят цены на внутреннем рынке, чтобы отбить «атаки» европейской курятины, это будет непродолжительный отпор. «Общая тенденция такова, что мы все больше импортируем любых товаров и продуктов. Согласно показателям 2017 года или даже 1 квартала 2018 года, импорт в Украину растет более высокими темпами, чем экспорт из Украины. Даже по продуктам питания — тенденции импорта в несколько раз стремительнее, чем по экспорту тех же продуктов. Именно потому, что цены выравниваются. Кроме того, люди иногда хотят видеть не одну товарную марку на полках, а иметь выбор. Это также будет стимулировать импорт при равных ценах на продукцию», — сказал он.