12 сентября 2005 14:32

Объективных причин для отставки главы Минтранссвязи нет

Кто будет рулить?

 Вчерашняя отставка Кабмина серьезно скажется на инвестиционном климате транспортной отрасли. Уход министра транспорта и связи Евгения Червоненко закроет реализацию миллиардных инвестпроектов. 

В главном транспортном ведомстве страны спокойно. Пресс-секретарь министра транспорта Татьяна Высоцкая не комментирует сложившуюся ситуацию. К сожалению, она также точно не сказала, будет ли сам Червоненко делать официальное заявление.

 

Эксперты говорят, что подводить итоги и делать глубокомысленные выводы по работе ведомства сейчас занятие неблагодарное.

 

Во-первых, прошло слишком мало времени с того момента, когда Червоненко взялся наводить порядок в «хозяйстве Кирпы» -- большинство проектов как раз были анонсированы министром буквально месяц назад.

 

Во-вторых, еще не ясно, покинет ли вообще Червоненко только обжитый министерский кабинет на проспекте Победы. Поскольку назначенный исполняющим обязанности премьера Юрий Ехануров, вероятно, включит его в свой аппарат. Уверенности в этом добавляет кадровый кризис в отрасли. Никто из опрошенных экспертов не смог назвать ни одной более-менее подходящей кандидатуры на этот пост. Да и сам Президент, возможно, не захочет отставки своего верного телохранителя.

 

Сам Червоненко, похоже, оценивает свою непродолжительную работу на «отлично». «В непростое время политических интриг и многогетьманства, которое не раз губило Украину, я могу открыто смотреть Президенту в глаза: за полгода мы перевыполнили годовую программу привлечения инвестиций в размере 5 млрд. долл.», -- сказал министр.

 

Это рекордный объем инвестиций для транспортной отрасли страны. Предшественники Червоненко такой цифрой похвастаться не могли. Но загвоздка в том, что очередные кадровые перестановки в руководстве страны вряд ли благополучно отразятся на инвестициях в экономику. Минтранссвязи в этом плане не исключение. По словам эксперта, пожелавшего остаться неназванным, выходит, что над инвестпроектами Червоненко повисла реальная угроза.

 

Речь идет об инвестициях российской «Национальной контейнерной компании» -- реконструкция терминала в Ильичевском порту до 2010 года в объеме 500 млн. долл., израильской «Офер Групп» -- реконструкция Одесского порта до 2008 года -- 1 млрд. долл., «Топфер Групп» -- реконструкция Одесского порта до 2008 года -- 160 млн. долл., «Трамп групп» -- строительство гостинично-развлекательного комплекса и реконструкция Ялтинского пассажирского порта -- 500 млн. долл., Сбербанка и Внешторгбанка РФ -- лизинговые схемы на перевооружение железных дорог и портов – до 2 млрд. долл. К этому списку добавился проект финансирования Deutsche Bank отраслей Минтранссвязи на сумму 2 млрд. долл.

 

«Новой транспортной Украине поверили», -- заявил Червоненко. По его словам, инвесторы готовы выстраиваться в очередь и буквально разметать все инвестпроекты, продуцируемые ведомством. Но есть одна небольшая проблема. Большинство из заявленных крупных проектов не пошли дальше подписанных меморандумов о взаимопонимании. В первую очередь, это касается расширения Одесского порта, где планировалось привлечь почти 1,5 млрд. долл., общих проектов российских Сбербанка и Внешторгбанка, ну и, конечно же, миллиардных средств Deutsche Bank.

 

С приходом нового руководства все эти проекты могут быть запросто пересмотрены: инвесторам придется заново договариваться с новым Кабмином обо всех деталях и тонкостях. Ведь здесь следует учесть, что несколько проектов открыто лоббировал сам Червоненко.

 

справка

 За полгода ведомство привлекло 5 млрд. долл. инвестиций

Инвестиции, которые успел привлечь министр, работают на автобане «Киев-Одесса». Без дополнительных 100 млн. долл., по словам Червоненко, закончить скандальную стройку было бы невозможно. Плюс в Ильичевский порт недавно поступил первый двухмиллионый транш от российских инвесторов на создание контейнерного терминала.

 

Что касается работы Минтранссвязи в целом, то за время пребывания на министерском посту Червоненко позиционировал себя как жесткий руководитель -- в наследство ему досталось ведомство практически с нуля выстроенное его предшественником. Червоненко все время говорил о давлении со стороны транспортных функционеров и о невероятной коррумпированности сектора. Поэтому, по его словам, пришлось начать свою деятельность с формальной чистки кадров.

 

Фактически сейчас у руля отрасли стоит полностью новая команда, которая тоже может уйти вслед за вероятной отставкой Червоненко. Ведомству это ничего хорошего не сулит. Хотя многие эксперты уверяют, что этого не произойдет. На наиболее ответственные направления -- «Укравтодор», «Укрзализныця» и «Госавиаслужба» -- руководители назначались указами Президента, естественно, с подачи Червоненко. Поэтому можно считать, что они являются членами команды.

НОВОСТИ / Транспорт