18 августа 2020 10:54

Десять баксов раздора

Какими будут экономические последствия повышения минимальной зарплаты?

Десять баксов раздора

На следующий день после празднования двадцать девятой годовщины Независимости Верховная Рада должна собраться на внеочередное заседание и проголосовать законопроект №3963, которым корректируются доходы и расходы государственного бюджета и одновременно повышается минимальная зарплата. Предлагается ее размер в 4723 грн, установленный 1 января 2020 года, пересмотреть не 1 января 2021-го, а повысить с 1 сентября 2020 года до 5000 грн, то есть на 277 грн, или на 10 долл. США, или на 6%.

Прагматичный взгляд на эти цифры вызовет лишь саркастическую улыбку, особенно если к этой инициативе добавляются комментарии, что именно это повышение будет источником оживления спроса и стимулирования внутреннего потребления.

Вместе с тем недоверие к государству порождает поражающий своей новизной тезис о давлении на отходящий от кризиса бизнес, которому повышают налоговую нагрузку.

Предлагаю взглянуть на ситуацию с использованием аргументов, а не лозунгов. По данным Государственной службы статистики Украины, количество занятого населения в возрасте 15–70 лет в первом квартале 2020 года составляло 16,5 миллиона человек. Количество граждан в возрасте 15–70 лет, занятых в неформальном секторе экономики, равнялось 3,4 миллиона человек.

Среди видов экономической деятельности наиболее распространена неформальная занятость в сельском, лесном и рыбном хозяйствах (42%), в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств (17%), а также в строительстве (17%). Ниже будут приведены показатели, важные для понимания, по крайней мере, официального размера оплаты труда в этих сферах.

Количество безработного населения (по методологии МОТ) в возрасте 15–70 лет в первом квартале 2020 года составляло 1,5 миллиона человек.

Количество занятых, а соответственно, и количество участников «нашей» системы солидарного пенсионного страхования, которые платят ЕСВ, на 1 января 2020-го состояло из 617,4 тысячи юридических лиц, 1,788 миллиона физических лиц-предпринимателей, 25,6 тысячи человек, ведущих независимую профессиональную деятельность, и 3,3 тысячи членов фермерских хозяйств. Общая численность застрахованных лиц — 13,2 миллиона, из которых наемных работников — 10,3 миллиона человек.

Из 10,3 миллиона наемных работников 895,0 тысяч человек в декабре 2019 года получали заработную плату меньше минимальной (4173 грн), из них около 239,5 тысячи — работники бюджетной сферы.

 Как промежуточный вывод можно отметить, что к началу года, без учета введенного карантина, из 16,5 миллиона граждан свою долю ответственности за формирование бюджетов налогом с доходов и Пенсионного фонда несли только 13,2 миллиона украинцев. Для еще плюс-минус трех миллионов это что-то тайное, неведомое и ненужное.

Из работающих в качестве наемных работников в частной сфере — 6,2% (655,5 тысячи человек) согласно официальной отчетности получают исключительно минимальную зарплату или даже меньше. Формально возмущаться тезисами наподобие «давление на бизнес» они имеют право лишь в том случае, если по факту получают доплату наличными, размер которых уменьшится. В ином случае, наоборот, рабочий только рад, а работодатель перенесет возрастающий расход на себестоимость.

2,3% (239,5 тысячи человек) от всех наемных работников — «бюджетники на минималке», и эти люди повышение указанного показателя на десять долларов встретят вопросом: почему так мало?

Приведенная статистика не особенно отличается от того, о чем во времена Гройсмана рассказывал профильный министр пан Рева. Некоторые корректировки имеют место, но, судя по всему, системную проблему переведения трудовых отношений и оплаты труда в легальное поле непопулярными методами снова придется решать грядущим поколениям или же текущему в зависимости от налоговой и финансовой политики, вдохновенной интенсивностью давления МФО.

Далее. На количество участников солидарной системы пенсионного обеспечения и местные бюджеты в части поступлений налога с доходов физических лиц начали влиять вирус и, как следствие, ограничения, введенные карантином.

По данным о ситуации на рынке труда, в апреле 2020 года количество застрахованных лиц, которые платят ЕСВ, составляло 9,941 миллиона человек (апрель 2019-го — 11,261 млн, уменьшение месяц к месяцу на 11,7%), по состоянию на июнь 2020 года — 9,992 миллиона человек (в июне 2019-го — 10,635 млн, уменьшение на 6%).

Очевидно, что по состоянию на июнь рынок труда начал оживать вследствие того, что жесткие ограничения апреля-мая 2020 года начали отменять, а оставшиеся стали, скорее, мнимыми, чем реальными. В любом случае уменьшение количества застрахованных лиц согласно июньской статистике не демонстрирует фатальных показателей. Тема создания рабочих мест не является предметом анализа этой статьи, а взаимосвязь рабочего места и минимальной зарплаты — крайне относительна.

И тут следует упомянуть о тех, кто работает сейчас и работал до пандемии в неформальной занятости. Естественно, что для них карантин был самым болезненным. Они до вируса не были охвачены таким понятием, как минимальная зарплата, ведь своей части обязательств по уплате налогов и ЕСВ не выполняли ни при четырех, ни при пяти тысячах гривен.

Кроме этого, в каждой из трех сфер, где преобладает неформальная занятость, — в сельском хозяйстве, строительстве и торговле, уровень официальной оплаты труда превышает 5000 грн практически вдвое. В торговле средняя зарплата — 10,8 тыс. грн, сельском хозяйстве — 9,5 тыс., строительстве — 9,6 тыс. грн.

В остальных сферах средняя зарплата колеблется от 8,8 тыс. грн в здравоохранении до 19 тыс. грн — в финансовой сфере.

Приведенная статистика касается около 7,298 миллиона работников. Учитывая, что по состоянию на тот же июнь 2020 года застрахованных наемных работников было 9,992 миллиона, то эти 16 сфер охватывают 73% лиц, работающих легально.

Сегодня минимальная зарплата составляет 4723 грн, ее повышение, по крайней мере, для этих 73% работников не приведет к росту налогового давления или увеличению отчислений, поскольку налогообложение их доходов по действующим ставкам осуществляется уже сейчас с дохода, превышающего МЗП.

Более того, единственная сфера, близкая к уровню оплаты в 5000 грн, — это сфера «размещение и питание», и даже в ней те, кто находится в легальном правовом поле трудовых отношений, в среднем получают 5,2 тыс. грн.

Еще одна интересная статистика для оценки значения минимальной заработной платы — размер заработной платы от работодателей по вакансиям, которые предлагает центр занятости по состоянию на 1 августа 2020 года.

Из 60 366 вакансий платить минимальную зарплату готовы в 11 950 случаях. Для ряда вакансий поверить в размер оплаты труда на уровне минимальной зарплаты несложно, например для учителей, воспитателей, медицинских сестер, почтальонов и т.д. Вместе с тем другие вакансии тоже с минимальной зарплатой иначе, чем предложением для разговоров о размере доплаты наличными, назвать сложно, к примеру бухгалтеров, кассиров, продавцов, поваров.

По странному стечению обстоятельств, здесь преобладают сферы услуг, розничной торговли, те, где есть возможность зарегистрировать работника параллельно еще и как ФЛП, а совокупный заработок будет формироваться в том числе и за счет наличных. Тот, кто скажет, что этого не может быть, пусть попробует найти уборщиков служебных помещений в Киеве на 7000 грн, более того, попытается уговорить их на официальное трудоустройство.

Среди других вакансий по размеру оплаты труда следующие предложения: от минимальной до 6000 грн — 21 307 вакансий; от 6000 до 7000 грн — 6169 вакансий; от 7000 до 10 тыс. грн — 13 027 вакансий; от 10 до 15 тыс. грн — 6664 вакансии; свыше 15 тыс. грн — 1249 вакансий.

Все перечисленное выше, особенно по существующему или предлагаемому уровню оплаты труда, дает основания считать, что повышение минимальной зарплаты до 5000 гривен лишь догоняет то, что фактически уже сложилось на рынке легальных трудовых отношений, а не устанавливает какие-то новые границы «большего» налогового давления. Это справедливо особенно для физических лиц-предпринимателей, которые минимальную зарплату рассматривают именно как базу для начисления обязательств по уплате единого налога и ЕСВ. Относительно последнего показатель МЗП заменяет для них доход от предпринимательства как базу начисления, но все законно.

Так вот размер этого «большего» для плательщиков единого налога: сегодня ставка равняется 944,6 грн, а ставка ЕСВ с «минималки» — 1039 грн. При ее повышении до 5000 грн ставка единого налога будет аж на 65,4 грн выше, а ЕСВ составит 1100 грн, то есть вырастет на 61 грн. Ежемесячно придется платить дополнительно вместе 126,4 грн, что эквивалентно четырем чашкам кофе на АЗС. Действительно, грабеж среди белого дня.

А завершить тему сочетания справедливости и эгоизма, капитализма и коммунизма можно сведениями о 11 миллионах украинцев, которым мы солидарно вербально сочувствуем.

Общая численность пенсионеров, которые не могут попасть, по аналогии с лицами трудоспособного возраста, в неформальную сферу занятости, составляет 11 241 834 человек. Почти 46% из них, или 5,158 миллиона человек, получают 2348 грн, еще 16,4%, или 1,845 миллиона, — 1749,94 грн, 14,9%, или 1,671 миллиона, — 3450 грн, 7,9% пенсионеров, или 884 тысяч, — 4449 грн, 11,4% пенсионеров, или 1,277 млн, — 6745 грн. И всего 2,5%, то есть 332 тысячи человек, имеют пенсию 13 284 грн.

Только 21,8% пенсионеров получают суммы, сравнимые с минимальной зарплатой. Остальные, а это около 9 миллионов человек, имеют менее 100 долларов, то есть половину от МЗП.

При этом бюджет Пенсионного фонда, чтобы выплатить этот мизер, тратит 481,5 млрд грн. Собственные поступления составляют 300,623 млрд грн, из которых ЕСВ — 274,173 млрд, и плюс 180,932 млрд грн — это перечисления из бюджета.

Определение виноватого — это извечная полемика о «папередниках» с тем лишь отличием, что демагогия не решает общегосударственную проблему. Поэтому каждая следующая власть принимает наследство у той, которая обещала исправить ситуацию, но не исправляет и уходит в небытие.

Исправить все возможно, изменив устойчивый порядок отношений между государством и гражданами. Мечта о «социальном государстве», где пенсии высокие, тарифы низкие, медицина и образование на приемлемом уровне, недостижима, пока существует практика неуплаты или минимизации налогов в 35–40% экономики, потому что качественная социальная сфера требует надлежащего финансирования.

Не является зарплата в 5000 грн ни «зрадою», ни «перемогою», так же, как и ее повышение до 7000 грн, поскольку значение она будет иметь как источник доходов лишь для 2,3% наемных работников бюджетной сферы, которые ее получают, а также для 6,2% наемных работников в частной сфере.

Для остальных же это лишь откорректированная база налогообложения, которую они сами не стремятся пересматривать под влиянием роста дохода, ведь зачем платить больше, если можно делать это с минимальной отметки, которой является МЗП. Поэтому корректировать просит государство, и ключевое слово — просит.

В чем украинцы действительно достигли успеха за 29 лет, так это в утверждении (небезосновательно, следует сказать) вражды и недоверия ко всему, что связано с формальными структурами госуправления. Да, качество того, что мы получаем от государства, имитирующего выполнение своих функций, оставляет желать лучшего. Деятельность государства рассматривается как деструктивная в целом: в вопросах, касающихся индивида, в части благ — недостаточная, а в части возложения на индивида обязанностей — как угроза для существования. И все же давайте не преувеличивать уровень этих угроз.э