В распоряжении редакции оказались инвестпроспект и презентация оператора потенциальным инвесторам. Они проливают свет на то, куда в лагере красно-белых собираются потратить деньги и какие планы по завоеванию рынка строят.
Оплата по кредиту
Согласно информации, обнародованной инвесткомпанией Dragon Capital, средства от размещения еврооблигаций будут направлены на рефинансирование краткосрочного кредита на сумму $ 464 млн, а также на «общие корпоративные цели».
22 ноября 2019 года Telco Solutions and Investments (подконтрольная телекоммуникационной компании Bakcell, которая входит в NEQSOL Holding) подписала юридически обязывающее соглашение с ПАО МТС о продаже ее телекоммуникационного бизнеса в Украине. Сделка была закрыта 3 декабря.
29 ноября компания Telco Solutions and Investments взяла бридж-кредит (тип краткосрочного кредита, используемого как источник для привлечения оборотного капитала для приобретения основных средств — Ред.) на сумму $464 миллиона для финансирования сделки по покупке Vodafone Украина. Именно на погашение бридж-кредита уйдет львиная доля полученных от размещения еврооблигаций средств.
На общие корпоративные цели остается $36 миллионов. Какими же планами поделилась Vodafone Украина с инвесторами и хватит ли денег?
Упор на диджитал
У оператора относительно стабильная абонентская база — 19,8 миллионов абонентов, из которых 17,9 пользуются услугами предоплаченной мобильной связи (припейд). Однако, как отмечается, запуск оператором новых тарифов в третьем квартале 2018 и 2019 годов привел к быстрому изменению структуры припейд-абонентов — новые тарифы привели к значительному падению количества пользователей тарифов по самым низким ценам и ростом абонбазы в верхнем ценовом диапазоне.
По подсчетам компании, у Vodafone Украина порядка 6,3 миллиона диджитал-юзеров — клиентов, использующих от 200 МБ траффика в месяц. В среднем один такой абонент потребляет 6,8 ГБ ежемесячно.
По сравнению с обычными пользователями (10 миллионов или 59% абонбазы, использующих около 0,1 ГБ в месяц), средний чек от одного диджитал-абонента более чем в 2,5 раза выше — 104 гривны против 40 (при среднем ARPU в 68 гривен). При этом количество именно диджитал-юзеров стабильно растет — рынок в настоящее время переходит на 4G и объем потребления данных с использованием мобильной связи четвертого поколения практически сравнялся с объемом потребления данных в 3G (48,4% против 49,3% соответственно).
— Новые тарифы извлекают выгоду из растущего спроса на использование данных, формируя позитивный фон для роста ARPU, — сообщают инвесторам в компании. — Ожидается дальнейший рост ARPU от услуг передачи данных в связи с растущим потреблением таких услуг и улучшением покрытия сетями 3G и 4G.
Покрытие и 5G
На данный момент сетью LTE красно-белого оператора покрыто порядка 68% страны (GSM — 99%, UMTS — 86%). К 2022 году Vodafone Украина планирует покрыть сетью LTE 90% территории Украины и увеличить покрытие сети Интернета вещей (NB-IоT на базе LTE) до 38%.
— Проникновение LTE от Vodafone Украина сравнимо с основным конкурентом (Киевстар), в то время как третий игрок рынка, lifecell, далеко позади с LTE-сетью, которая намного слабее, — говорится в материалах оператора. — Учитывая демографическую ситуацию и численность населения, существует потенциал для будущего роста охвата LTE как минимум до 90%.
В 2020 году основное внимание оператор планирует уделить наращиванию емкости сети в диапазонах 1800/2600 МГц и покрытию сельской местности связью в диапазоне 900 МГц. К концу года 78% страны будут иметь доступ к LTE.
Рост покрытия страны LTE «красно-белые» связывают с подписанным в прошлом году меморандумом.
В распоряжении редакции оказались инвестпроспект и презентация оператора потенциальным инвесторам. Они проливают свет на то, куда в лагере красно-белых собираются потратить деньги и какие планы по завоеванию рынка строят.
Оплата по кредиту
Согласно информации, обнародованной инвесткомпанией Dragon Capital, средства от размещения еврооблигаций будут направлены на рефинансирование краткосрочного кредита на сумму $ 464 млн, а также на «общие корпоративные цели».
22 ноября 2019 года Telco Solutions and Investments (подконтрольная телекоммуникационной компании Bakcell, которая входит в NEQSOL Holding) подписала юридически обязывающее соглашение с ПАО МТС о продаже ее телекоммуникационного бизнеса в Украине. Сделка была закрыта 3 декабря.
29 ноября компания Telco Solutions and Investments взяла бридж-кредит (тип краткосрочного кредита, используемого как источник для привлечения оборотного капитала для приобретения основных средств — Ред.) на сумму $464 миллиона для финансирования сделки по покупке Vodafone Украина. Именно на погашение бридж-кредита уйдет львиная доля полученных от размещения еврооблигаций средств.
На общие корпоративные цели остается $36 миллионов. Какими же планами поделилась Vodafone Украина с инвесторами и хватит ли денег?
Упор на диджитал
У оператора относительно стабильная абонентская база — 19,8 миллионов абонентов, из которых 17,9 пользуются услугами предоплаченной мобильной связи (припейд). Однако, как отмечается, запуск оператором новых тарифов в третьем квартале 2018 и 2019 годов привел к быстрому изменению структуры припейд-абонентов — новые тарифы привели к значительному падению количества пользователей тарифов по самым низким ценам и ростом абонбазы в верхнем ценовом диапазоне.
«Ключевой фокус Vodafone – диджитал-юзер»
По подсчетам компании, у Vodafone Украина порядка 6,3 миллиона диджитал-юзеров — клиентов, использующих от 200 МБ траффика в месяц. В среднем один такой абонент потребляет 6,8 ГБ ежемесячно.
По сравнению с обычными пользователями (10 миллионов или 59% абонбазы, использующих около 0,1 ГБ в месяц), средний чек от одного диджитал-абонента более чем в 2,5 раза выше — 104 гривны против 40 (при среднем ARPU в 68 гривен). При этом количество именно диджитал-юзеров стабильно растет — рынок в настоящее время переходит на 4G и объем потребления данных с использованием мобильной связи четвертого поколения практически сравнялся с объемом потребления данных в 3G (48,4% против 49,3% соответственно).
— Новые тарифы извлекают выгоду из растущего спроса на использование данных, формируя позитивный фон для роста ARPU, — сообщают инвесторам в компании. — Ожидается дальнейший рост ARPU от услуг передачи данных в связи с растущим потреблением таких услуг и улучшением покрытия сетями 3G и 4G.
Покрытие и 5G
На данный момент сетью LTE красно-белого оператора покрыто порядка 68% страны (GSM — 99%, UMTS — 86%). К 2022 году Vodafone Украина планирует покрыть сетью LTE 90% территории Украины и увеличить покрытие сети Интернета вещей (NB-IоT на базе LTE) до 38%.
— Проникновение LTE от Vodafone Украина сравнимо с основным конкурентом (Киевстар), в то время как третий игрок рынка, lifecell, далеко позади с LTE-сетью, которая намного слабее, — говорится в материалах оператора. — Учитывая демографическую ситуацию и численность населения, существует потенциал для будущего роста охвата LTE как минимум до 90%.
В 2020 году основное внимание оператор планирует уделить наращиванию емкости сети в диапазонах 1800/2600 МГц и покрытию сельской местности связью в диапазоне 900 МГц. К концу года 78% страны будут иметь доступ к LTE.
Рост покрытия страны LTE «красно-белые» связывают с подписанным в прошлом году меморандумом:
— В октябре 2019 года ключевые украинские мобильные операторы и правительство Украины подписали Меморандум о взаимопонимании, определяющий шаги, которые необходимо предпринять в отношении рефарминга радиочастотного спектра в диапазоне 900 МГц. В 2020 году частоты будут перераспределены среди операторов мобильной связи для устранения фрагментации и содействия дальнейшему росту LTE.
Планируют в Vodafone Украина и запуск LTE в диапазоне 2100 МГц.
— Три ключевых оператора имеют 2Х15 МГц в диапазоне 2100 МГц и есть вероятность проведения аукциона для другой части спектра (3 лота 2×5 МГц) в 2020 году. В настоящее время полоса выделена только для технологии UMTS и, вероятно, будет распределена для LTE, — прогнозирует оператор.
Что же касается 5G, то как таковой конкретной стратегии у оператора пока нет, но ВФ Украина следят за ситуацией:
— Внедрение технологии 5G в Украине будет затруднено до 2023−2024 годов из-за отсутствия спроса на технологии, а также из-за недостаточно развитой в настоящее время сети 4G. Есть мало оснований для использования 5G в сегменте B2C, так как технологии 4G в настоящее время достаточно для использования данных, — объясняет оператор.
Магазинов достаточно
В 2018 году Vodafone Украина начала развивать собственную ритейл-сеть. По результатам третьего квартала 2019 у оператора насчитывалось 617 монобрендовых магазинов (из них 370 — франшиза). За это время общая выручка Vodafone Украина от ритейла выросла более чем в два раза — с 268 млн гривен в 2018 году до 615 миллионов за девять месяцев 2019 года — достигнув доли в 5,4% от общих доходов оператора.
Тем не менее, в будущем у Vodafone Украина нет планов по увеличению количества магазинов — основное внимание будет уделено развитию уже существующих локаций и повышению их эффективности.
— Будущий рост среднего дохода с одного магазина является ожидаемым, поскольку Vodafone Украина активно отслеживает тенденции продаж и корректирует SKU (идентификаторы товарной позиции — Ред.) в каждом магазине в соответствии с местными потребностями, — уверяют у оператора. — Также ожидается, что рост в этом сегменте обеспечит растущая покупательская способность населения Украины.
Покупать провайдеров не будут?
В планах Vodafone Украина, озвученных инвесторам бондов, мы не нашли информации о покупке крупных игроков рынка фиксированного доступа к сети, хотя в телеком-сообществе слухи и возможной покупке «одного крупного провайдера одним мобильным оператором» циркулируют уже давно.
— Согласно нашим данным, в планах Vodafone Украина — дальнейшее развертывание сетей 4G, на что понадобятся значительные средства. О том, что оператор прямо сейчас готов «поглотить» кого-то на рынке широкополосного доступа к Интернету — пока сказать нельзя, — говорит Анатолий Фроленков, управляющий партнер консалтинговой компании E&C, специализирующейся на ИКТ-рынках. — Естественно, в конкурентной борьбе оператор будет рассматривать и выход на смежные сегменты. Наиболее логичным шагом кажется как раз выход на смежные сегменты (в первую очередь «фиксированные» бизнесы), благодаря чему Vodafone Украина сможет догонять конкурентов (Киевстар с его «фиксированным» направлением и lifecell с партнерскими продажами FMC). Наиболее оптимальная стратегия на рынке — это слияние и поглощение других игроков, поэтому с большой степенью вероятности нам стоит ждать новостей о новых переговорах и потенциальной концентрации рынка. Вопрос в том, смогут ли стороны договориться.
То, что покупка крупного провайдера для Vodafone — не цель № 1 отмечает и телеком-эксперт Роман Химич:
— Мобильные операторы готовы рассматривать разные варианты. Но всё упирается в стоимость приобретения. Дело в том, что традиционно собственники фиксированных сетей склонны переоценивать (по мнению мобильных операторов) свои активы, — говорит Роман Химич. — Лично я не считаю приобретение фиксированного оператора чем-то обязательным. Компания уровня Vodafone Украина вполне сможет успешно функционировать и без этого.
Нужен миллиард
На телеком-рынке не исключают, что в Vodafone Украина попробуют привлечь больше, чем $500 миллионов, особенно учитывая тот факт, что акционеры оператора принимали решение о предоставлении предварительного согласия на привлечение финансирования в размере до $1 млрд,
Хотя у самого оператора отказываются что-либо комментировать «до завершения процесса», в телеком-сообществе в целом воспринимают новость о привлечении средств (пусть даже и половины от миллиарда) позитивно.
— Привлечение значительной по украинским меркам суммы, однозначно, является значимым и положительно окрашенным событием. Украинский рынок мобильной связи характеризуется сочетанием самого низкого в Европе среднего дохода с абонента и весьма значительной (самой большой в Европе) обслуживаемой территории. Украинские операторы получают с одного квадратного километра территории в пять раз меньший доход, нежели операторы Польши. В этом году стартует развёртывание 4G-сетей с общенациональным покрытием, так что чем больше средств смогут привлечь украинские операторы, тем лучше, — говорит Роман Химич.
Химич отмечает, что привлечение средств путём размещения еврооблигаций в целом позитивно отразится на самом имидже мобильного оператора, сменившем собственника. Ведь для украинского рынка мобильной связи характерна высокая степень прозрачности, обусловленная публичным статусом основных игроков.
— Надеюсь, менеджмент Bakcell поддержит и продолжит эту традицию. Несложно представить, что корпоративная кутерьма и лёгкая неразбериха, которой зачастую сопровождается смена собственников, пока что не оставляет менеджменту Bakcell, NEQSOL Holding и ВФ-Украина времени рассказать украинской аудитории о своих планах. Тем не менее озвучу общие надежду и пожелание, что уже в ближайшем будущем новые собственники восполнят очевидный недостаток информации о себе и своих планах. Это нужно не только рынку, обществу и государству, это нужно, в первую очередь, самой ВФ Украина. Прозрачность и предсказуемость — важнейшие составляющие инвестиционного климата, — резюмирует эксперт.
По прогнозам Романа Химича, оператор, скорее всего, попытается привлечь ещё до $500 миллионов, доведя общую сумму привлеченных средств до 1 миллиарда:
— $500 миллионов это, конечно же, хорошо, но интереснее обсуждать миллиард. Если верить прессе, 20 января на внеочередном собрании акционеров было решено привлекать именно такую сумму. Если удастся привлечь остальные средства, полагаю, что оператор инвестирует их в строительство сети и, возможно, на покупку операторов фиксированных сетей.
После публикации материала, пресс-служба Vodafone Украина официально объявила об эмиссии облигаций объемом $500 млн. Как сообщается, евробонды будут включены в котировальный список Ирландской фондовой биржи Euronext Dublin (Global Exchange Market). Доходность еврооблигаций составляет 6,20% годовых, что согласно предоставленной информации отражает премию в размере 95 базисных пунктов к уровню доходности суверенных облигаций Украины и самую низкую ставку доходности в долларах США, когда-либо достигнутую украинскими корпоративными эмитентами.