»Деревенские» иждивенцы хотят разорить страну

Проект госбюджета на 2006 год предусматривает более чем 12-процентное увеличение аграрных трат, однако штатным лоббистам отрасли этого мало. Время считать «полевую» рентабельность.

Пока Госкомстат итожит миллионы тонн зернового и свекольного вала, свою, не менее приятную ниву, жнут депутаты. Сейчас в зале под стеклянным куполом бурлит страда, ничем не отличающаяся по уровню энергозатрат с обмолотом хлебов -- народные избранники делят деньги казны будущего года.

 

Особое место в финансовой конституции аграрной Украины всегда занимала сельскохозяйственная строка. По примеру развитых стран, активно субсидирующих своих фермеров, отечественные защитники сектора -- в основном, ставшие депутатами бывшие председатели бывших колхозов -- пытаются «выжать» из бюджета по максимуму.

 

Их главный аргумент в пользу свежих миллиардов звучит пугающе: не дадите -- крестьяне откажутся сеять. И дают, причем еще как! Динамика роста расходов «на село» не менее устрашающая. Так, если в 2004 году госбюджет выделил по этой статье 2,4 млрд. грн., то уже в 2005-м расходы на Минагрополитики составили 5,2 млрд. грн.!

 

Более чем двукратный рост не остановил бойких депутатов. Под звуки печального тезиса о резком падении стоимости зерна им удалось уговорить правительство вновь нарастить выплаты. В итоге Кабмин предложил Верховной Раде увеличить финансирование главного агроведомства страны в 2006 году на 12,5% по сравнению с 2005-м до 5,8 млрд. грн. Что и нашло свое отражение в проекте госбюджета.

 

В частности, Кабмин предусмотрел финансирование из общего фонда в размере 4,8 млрд. грн., из специального -- 1 млрд. грн. Для формирования государственного продовольственного резерва Аграрным фондом планируется выделить 685 млн. грн.

 

Расходы на бюджетную программу по поддержке производства продукции животноводства и растениеводства предполагаются в размере 639,5 млн. грн. Фермерские хозяйства могут получить от налогоплательщиков 33 млн. грн.

 

Впрочем, чиновники МинАП не оценили сердечности сослуживцев.  Менеджмент ведомства убежден в необходимости предусмотреть в казне-2006 на развитие села ни много, ни мало 14 млрд. грн.

 

Завидную солидарность со своими министерскими собратьями проявил и профильный парламентский комитет. Устами его руководителя Ивана Томича, параллельно возглавляющего Ассоциацию фермеров и землевладельцев, протест прозвучал довольно резко. «Такой бюджет нельзя принимать», -- сказал он. Аргумент -- недостаточное финансирование агропромышленного комплекса.

 

По словам депутата, для поддержки отрасли предусмотрено 4,8 млрд. грн., хотя бюджетная резолюция предписывала финансирование в размере 10% доходной части бюджета. При этом на непрямую  поддержку АПК направлено 1,5 млрд. грн., из них 500 млн. грн. -- для компенсации банкам процентов по кредитам для хозяйств. «Банки более успешно финансируются в отличие от крестьянства», -- посетовал Томич.

 

По его словам, «новым» крестьянам выделается 28 млн. грн., хотя государственный Фонд поддержки фермерских хозяйств просил 500 млн. грн. «Сумма в 28 млн. говорит о декларативности господдержки фермерства», -- подчеркнул Томич.

 

По его словам, он как глава аграрного комитета будет отстаивать в парламенте цифры 14 млрд. грн. для села в целом, и 195 млн. грн. для фермеров в отдельности. При этом «должна быть разработана новая бюджетная политика в сфере АПК», иначе «любое увеличение финансирования не даст результатов».

 

Тем временем сами селяне, особенно единоличники, получают помощь от государства исключительно в виде новостей по радио о помощи им. Работая на своих паях, они надеются исключительно на себя -- покупают все необходимое, от солярки и до удобрений, по обычным рыночным ценам -- без каких бы то ни было субсидий и льгот.

 

Более того, при этом они своим эффективным трудом опровергают чиновничий «плач Ярославны» об убыточности аграрного производства и диспаритете цен в отрасли. Так, в 2003 году рентабельность мини-хозяйства пенсионеров Ганны и Владимира из села Кобылля на Тернопольщине, владельцев 0,7 га пахоты, составила 300%, в минувшем сезоне -- 556%.

 

СПРАВКА

 

15 сентября Кабмин предложил Верховной Раде утвердить госбюджет на 2006 год с доходами 118 705, 963 млн. грн., расходами 127 443,819 млн. грн., граничным дефицитом 9 898,380 млн. грн.

 

В итоге сакраментальный вопрос: «В какие деревни уходят народные деньги» начинает звучать угрожающе. Особенно на фоне недавней информации Счетной палаты о нецелевом использовании чиновниками Минагрополитики в 2005 году более 70 млн. бюджетных гривень. #Агрорынок

Читайте також

Найпопулярніше
Замкнена вертикаль. Що таке Вищий антикорупційний суд і чому його створення бояться політики?
Запит на справедливість або популізм?
Субсидія за новими тарифами: чи вистачить в бюджеті грошей
Актуальне
Росія активізує свої дії в енергетичній сфері. Який нині стан справ та які перспективи попереду?
У Сербії ще один член уряду подав у відставку після фатальної аварії на залізничній станції.
Зеленський висловив свою думку щодо можливості того, що Трамп зможе зупинити війну, а також обговорив фактори, які можуть призвести до поразки України.
Теги