Заботясь об отечественном производителе, Верховная Рада ввела мораторий на демонтаж или разукомплектование сахарных заводов. Это попрание законов рынка и права частной собственности, говорят эксперты.
Сахарная отрасль страны переживает не лучшие времена. В памятные советские годы под зорким оком райкомов миллионы колхозниц почти бесплатно от зари до зари возделывали поля сахарной свеклы, заваливая осенью 192 украинских завода горами сладкого сырья.
В условиях наступивших независимости и капитализма дармовой труд утратил свою привлекательность, и перерабатывающие предприятия, ставшие частной собственностью, начали ощущать «буряковый» голод.
«Мы четыре года не работаем уже. Нечего перерабатывать», -- сообщила «Ведомостям» секретарь директора Ходоривского сахзавода (Львовщина). О состоянии оборудования, сказа женщина, лучше знает руководитель предприятия, однако того «на месте» не оказалось. Что, впрочем, и неудивительно: дел в простаивающих цехах немного.
«Наши собственники заинтересованы в функционировании завода, но колхозы отказываются сеять свеклу. Потому мы в нынешнем году не работаем. Это у нас впервые», -- как бы оправдываясь, сказала секретарь директора Немировского сахзавода (Виннитчина).
Это отнюдь не единичные случаи. Например, в 2003 году из 192 профильных предприятий не работал 71 сахзавод, из которых 34 «порезаны» на металлолом и не подлежат возобновлению.
Народные депутаты не стали мириться с таким положением. В сентябре в парламенте был зарегистрирован проекта закона «О введении моратория на демонтаж или разукомплектование сахарных заводов». Срок действия запрета -- до 2010 года. А на днях 242 депутата поддержали такую идею, проголосовав за этот документ.
Народные избранники на всякий случай решили уточнить суть главных терминов. В частности, под демонтажем или разукомплектованием заводов они подразумевают «отчуждение объектов недвижимого имущества и других основных средств производства, которые обеспечивают осуществление производственной деятельности».
Стоящее предприятие отныне дорого обойдется его владельцам. Согласно законопроекту, Кабмин по предложению Минагрополитики должен устанавливать плату за неиспользование производственных мощностей сахзаводов. Этого разработчикам закона показалось недостаточно. Они также предусмотрели штрафы для собственников сахзаводов, которые не используются по назначению.
Не оставили без работы авторы закона и армию чиновников: в течение трех месяцев правительство должно разработать Госпрограмму реструктуризации отрасли с перепрофилированием неперспективных заводов, сохранением их социальной сферы и выделением на эти цели средств. Конечно же, из госбюджета.
«Данное решение -- следствие деятельности мощного аграрного лобби и подготовки депутатов к парламентским выборам. Сейчас народным избранникам нужно любой ценой показать свою заботу о наиболее дисциплинированной части потенциального электората -- жителях сел. Однако цена эта слишком большая: посягательство на частную собственность и попрание основ рыночной экономики», -- сказала в комментарии «Ведомостям» эксперт Международного центра перспективных исследований Евгения Ахтырко.
Пути выхода из кризиса она видит такие: более жесткий и менее жесткий. Первый: снятие любых ограничений на ввоз в страну выгодного для заводов тростникового сахара. Второй -- уменьшение таможенных пошлин на его импорт (сейчас -- 30 евро/т).
Третий путь -- поддержка отечественной свекловичной отрасли -- аналитик считает малоперспективным. «Это очень сложный, длительный и затратный путь. Он требует целого комплекса мероприятий, начиная от полной замены семян и заканчивая реконструкцией энергозатратных заводов», -- отметила Ахтырко.
Значит ли это, что дальнейшее закрытие «сладких» предприятий -- процесс неминуемый? «Да», -- лаконично сказала она.
#Агрорынок