Экспорт украинского меда за девять месяцев нынешнего года снизился до 27,77 тыс. т, то есть на 40% в сравнении с аналогичным периодом 2017-го, свидетельствуют данные ГФС Украины.
Эту тенденцию подтверждает и национальный консультант Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Анна Бурка. По ее словам, в сентябре 2018 года экспорт меда из Украины снизился на 39% по сравнению с сентябрем 2017 года, составив 5,7 тыс. тонн. «Очевидно, что мы теряем не только в натуральном и денежном выражении, но и свои позиции на ключевых рынках сбыта украинского меда», – подчеркнула Анна Бурка.
Среди основных причин такой ситуации эксперты называют сокращение производства, несогласованность ценовой политики пасечников и экспортеров, внутреннюю конкуренцию между украинскими экспортерами на внешних рынках, а также стремление пчеловодов «придержать» ресурс для последующей реализации по более высокой цене.
Роман Палий, аналитик компании Pro-Consulting, приоритетным фактором считает уменьшение объемов производства. «Производство меда в стране носит преимущественно «аматорский» характер: из 80-100 тыс. тонн общего объема на долю сельскохозяйственных компаний приходится до 10%, остальная часть принадлежит домашним хозяйствам. Это обуславливает болезненную реакцию производителей на изменения рыночной конъюнктуры, поскольку они сильно зависят от цен и объемов заказов», – говорит он.
Нежелание реализовывать свою продукцию по закупочной цене ниже прошлогодней видит главной причиной просадки экспорта Вадим Паньковский, коммерческий директор ООО «Бартник», председатель правления Украинской ассоциации экспортеров и переработчиков меда. «Цены, установленные сегодня рынком, пасечники не считают адекватными. По их прогнозам, цена на украинский мед до весны 2019 года должна вырасти минимум вдвое», – говорит он. И напоминает: в феврале-марте 2018-го экспортеры меда в течение двух недель искусственно повысили ценовую планку закупки почти до 2 долларов за кг. «Пчеловодам это понравилось, и они надеются, что такая ситуация снова повторится. На сегодня закупочная цена меда в среднем составляет 1,3-1,5 долл. за кг», – уточняет Паньковский.
Петр Вергелес, зампредседателя Ассоциации пасечников Украины, руководитель Общества пасечников Белой Церкви, считает позицию пчеловодов оправданной. «Продавать килограмм меда по цене двух бутылок минеральной воды – это преступление по отношению к своему труду. Не может в Украине мед стоить 1 доллар, когда в соседней Беларуси его цена около трех долларов, а в Молдове – 3,5 евро», – считает он.
Снижение экспорта объясняется разногласиями между участниками рынка, а также своеобразными методами борьбы украинских пасечников с низкими закупочными ценами на мед, подтверждает Владимир Стретович, президент Союза пасечников Украины. По его словам, экспортеры заключали договоры со сроками поставок на сентябрь и октябрь, не согласовав цену с пчеловодами и не обеспечив стабильный канал поставки ресурса. Но поскольку закупочные цены в этот период были предельно низкими, пасечники решили придержать продукт в надежде на «лучшие времена». «В результате мы отстали от графика прошлого года, когда цена была выше. Но тогда пасечник еще не поймал конъюнктурный момент, что ресурс можно продать и в январе. И если его хранить, то реализация возможна и в два раза дороже», – поясняет Стретович. И прогнозирует, что пчеловоды могут увеличить объемы продаж к концу года, когда закупочная цена на мед вырастет на 5-6 грн. «Мне жаль экспортеров: они несут убытки и получают штрафные санкции», – резюмирует он.
Неграмотную ценовую политику экспортеров при закупках назвал причиной сформировавшегося тренда Геннадий Красилец, директор производственно-пчеловодческой компании «Медовый круг». По его мнению, маржа, получаемая в результате продажи меда за рубеж, должна пропорционально делиться между производителями и теми, кто экспортирует ресурс.
Несогласованность в действиях игроков наблюдается не только на внутреннем рынке меда, но и при выходе за его пределы, считает Владимир Дмитрук, вице-президент Союза пасечников Украины. По его словам, за последний год ряды экспортеров пополнились множеством новых компаний, доведя их общее число до 75. «Но при этом некоторые из них вышли на рынок, не зная его особенностей. Они фактически создали дополнительную конкуренцию как по ресурсу, так и по цене – бегут наперегонки, желая продать побольше», – говорит Дмитрук.
Обернулась эта политика тем, что Украина с каждым днем теряет рынки сбыта своего меда. «Мы сейчас на два-три года откатываемся назад, вместо того, чтобы двигаться вперед. На следующий год придется снова отвоевывать рынок. Сами себе наделали вреда», – подчеркивает Дмитрук. Согласен с этим и Вадим Паньковский: «Импортеры меда уже ищут замену Украине. И отрасли будет очень трудно вернуть свои утраченные позиции», – предполагает он.
Кроме ценовых разногласий пасечников и экспортеров, причиной сокращения экспорта Геннадий Красилец также называет однообразие ассортимента. «Есть так называемое привыкание рынка, которому нужны ноу-хау. Надо перестраиваться на новые рынки, брать в работу другую ассортиментную группу. Только ассортимент даст прирост продаж и валютной выручки. Какая цена акациевого меда? От 4 до 8 долл./кг, а подсолнух фактически в два, а то и в три раза дешевле. Вот и надо двигаться в этом направлении», – считает Красилец.
Напомним, Ассоциация пасечников Украины инициировала акцию протеста «Защитим Украину и наших пчел от отравления». Стартовала она с митинга под Кабмином и парламентом. Причиной радикализации настроений среди пасечников стали массовые отравления пчел после обработки полей средствами защиты растений – только с мая нынешнего года, по данным участников митинга, погибло более 45 тысяч пчелосемей.
Справка
Суммарный объем экспорта меда Украиной в 2014-2018 гг.
Суммарный экспорт меда за год |
Стоимость, тыс. долл. | Объем, т |
2014 | 93410 |
36336 |
2015 | 84325 |
36013 |
2016 | 97257 |
56968 |
2017 | 133752 |
67786 |
2018* | 57371 |
27773 |
*- за 9 месяцев 2018 г.
По данным ГФС Украины
#Агрорынок #экспорт #мед