Потребители в Украине будут получать такую же информацию о пищевых продуктах, как и европейцы

6 декабря Верховная Рада приняла законопроект №8450 «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов». Яна Добидовская, заместитель руководителя проекта ЕС «Совершенствование системы контроля безопасности пищевых продуктов в Украине», старший эксперт по вопросам европейского законодательства, рассказала iAgro, почему этот законопроект важен для украинских потребителей и когда он заработает.

Украина интегрируется в Европейский Союз, и у нас есть обязательства привести свое законодательство в соответствие с европейскими требованиями. Это значит, что Украина должна ввести такие же нормы касательно предоставления информации потребителям о пищевой продукции, как и применяемые в ЕС. И приняв этот закон, мы выполнили взятое на себя обязательство, предусмотренное Соглашением об ассоциации Украины с ЕС.

Самое важное – это то, что законом вводятся прозрачные и четкие требования по информации, предоставляемой потребителю о пищевом продукте. Закон регулирует, каким образом и способом эта информация должна быть представлена. Закон касается абсолютно всех средств предоставления информации: и на этикетке, и в супермаркете, и при продаже продукта через интернет. Сейчас бывает очень много случаев, когда продукты продаются именно через интернет, и поэтому потребитель имеет право получать всю информацию об этом продукте заранее. Закон касается и заведений общественного питания – на них также возлагается обязанность вносить в меню определенную информацию, которой до сих пор не требовалось.

После того, как закон начнет действовать, украинский потребитель будет более защищен и более проинформирован, и он сможет сделать правильный для себя выбор: для кого-то более важным будет состав продукта, для кого важнее понимать соотношение цены и состав, на третьем – важно знать, откуда этот пищевой продукт происходит, разморожен он, свежезаморожен и т.д. Таким образом выбор потребителя будет более осознанным.

Еще одна составляющая закона – повышение ответственности за введение потребителя в заблуждение. Главная идея документа – обеспечить потребителя правдивой и достоверной информацией. И за нарушение этого требования на операторов рынка налагается весьма внушительный штраф, который привязан к размеру минимальной заработной платы и может достигать и 20-30 минимальных зарплат. То есть это уже будет не 17 гривен, не 200 и даже не 1000 гривен.

Также в законе есть еще один важный аспект: если маркировка пищевых продуктов, или информация относительно них не будут соответствовать требованиям этого закона, то такие продукты будут извлекаться из продажи целыми партиями. То есть, для оператора рынка, кроме штрафа, нарушение законодательства будет иметь и такие негативные финансовые последствия.

Этот закон разрабатывался при участии ассоциаций крупных производителей пищевых продуктов, и в нем содержится переходный период – он вступит в силу сразу после его опубликования, а начнет действовать – через шесть месяцев после этого. В дополнение к этому операторам рынка дается возможность использовать предварительно напечатанные этикетки – если они были изготовлены еще до момента принятия закона, то их можно использовать еще три года.

Отмечу, что те украинские производители, которые экспортируют продукты питания в страны Евросоюза, уже априори маркируют свой товар в соответствии с требованиями ЕС. А когда закон заработает, украинские потребители будут получать такой же объем информации о пищевых продуктах, как и европейские потребители.

Вот простой пример, как закон будет работать в интересах украинского потребителя: в магазине вы видите ветчину, и думаете, что она сделана из цельного мяса, хотя на самом деле она сделана из прессованных кусочков мяса. Так вот закон требует, чтобы в этом случае ветчина обязательно имела отметку, что она произведена именно из сформированного мяса. Или, например, на продукте обязательно должно быть указано, что он заморожен, или дефростирован, или в него добавлено более 5% воды.

Закон содержит четкий перечень информации, которую оператор рынка обязательно должен предоставить потребителю, независимо от того, хочет он этого или нет. Также оператор обязан расписывать ингредиенты, из которых состоит продукт, даже если их 25 наименований.  А для многих пищевых продуктов необходимо отметить еще и процент содержания ингредиента, и при этом – указывать их от большего к меньшему.

То есть, если в продукте 25% мяса, а 50% компонентов растительного происхождения, то оператор не может поставить мясо в первую строку перечня ингредиентов. Также к определенным ингредиентам есть специальные требования. Например, аллергены должны быть выделены жирным шрифтом. И в законе четко указаны пищевые продукты, которые считаются аллергенами.

Кроме того, закон также предусматривает увеличение минимального размера шрифта, которым предоставляется информация на этикетке – он должен быть не менее 1,2 мм, тогда как сейчас – не менее 0,8 мм.

В целом, принятый закон позволит сделать продукты более качественными и безопасными, потому что вопрос предоставления правдивой и полной информации о них – это вопрос и качества, и безопасности.

#Агрорынок #Европейский Союз

Читайте також

Найпопулярніше
Замкнена вертикаль. Що таке Вищий антикорупційний суд і чому його створення бояться політики?
Запит на справедливість або популізм?
Субсидія за новими тарифами: чи вистачить в бюджеті грошей
Актуальне
Росія активізує свої дії в енергетичній сфері. Який нині стан справ та які перспективи попереду?
У Сербії ще один член уряду подав у відставку після фатальної аварії на залізничній станції.
Зеленський висловив свою думку щодо можливості того, що Трамп зможе зупинити війну, а також обговорив фактори, які можуть призвести до поразки України.
Теги