Тренд на здоровый образ жизни может увеличить доходы украинских аграриев. В частности, большие перспективы для сельхозпроизводителей открывают веганы – люди, чей стиль жизни подразумевает отказ от употребления мясных продуктов, птицы, рыбы и любых продуктов животного происхождения, включая яйца. Спрос на веганские продукты в Украине ежегодно увеличивается в два раза.
Рудольф Краевский, основатель и генеральный директор Vegano Hooligano – сети веганских кафе из пяти заведений, расположенных в Киеве, Одессе и Ивано-Франковске, рассказал iAgro, какие возможности эта социальная культура открывает для аграриев.
Украинские веганы сейчас потребляют, в основном, импортную продукцию. Мы стараемся выбирать украинские продукты, но, к сожалению, нам многого не хватает – от элементарного картофеля до селекционных видов микрогрин. Соотношение импорта и внутреннего производства веган-продукции составляет 90:10, и это открывает огромные перспективы для украинских производителей.
Спрос на веганское питание ежегодно увеличивается в два раза за счет новых потребителей. Такая оценка основана на количестве открытых специализированных заведений, онлайн-проектов и общественных проектов.
Украинские аграрии могут поставлять микрогрин, хорошую зелень, помидоры в сезон и т.д. – внутренний рынок довольно емкий, плюс есть перспективы по экспорту.
Первые шаги уже делаются. У нас есть поставщик – успешный бизнесмен в Киевской области. В летний сезон он выращивает грунтовую листовую культуру – зелень, капусту, пряности, а зимой переходит на теплицы. Есть и другие локальные производители в Киевской области с большими объемами производства. Они работают на элитные рестораны с продукцией высокого качества, поставляют салат, тот же микрогрин. Есть несколько производителей батата – это очень полезный продукт. И, естественно, садовые культуры – орехи, яблоки, фрукты и ягоды.
Какой усредненный портрет украинского вегана? Это люди 13-50 лет, наибольшая группа – в диапазоне 18-35 лет. Как правило, это самодостаточные люди, которые получили хорошее образование и имеют достаточный жизненный опыт, чтобы проявить ответственность. У них осознанное отношение к своему здоровью и к вредным продуктам.В основном, это люди, знакомые с культурой всего мира, то есть космополиты. И идея веганства объединяет их в отдельное сообщество.
Что едят веганы? В сети «Vegano Hooligano» за шесть лет существования бренда самая популярная позиция – это ролл с фалафелем, ролл в лаваше, как шаурма, только веган-формат с разными соусами. Если взять общую продовольственную корзину Украины, то в ней, по моим оценкам, веганской продукции 50%. Я имею в виду не веганской в прямом, энциклопедическом смысле, а растительные продукты. Все, что делает веган – это просто вынимает из корзины мясо, молочные продукты, яйца, то есть все продукты, животного происхождения, и у него остается еще половина объема зелени – салатов, свежих овощей, фруктов. На месте аграриев я ориентировался бы как раз на этих потребителей, их станет больше. От общего количества населения Украины есть еще до 20% людей, которые потенциально вегетарианцы.
Тренд на веганство еще не достиг бума. Веган-заведения открываются преимущественно в крупных городах. Например, в Киеве по два в год и больше.
Веганское кафе в нашей стране – это сложный бизнес. Потому что ресурс стоит дорого, а оборот не очень большой. Средний чек по веганскому питанию в сегменте кафе составляет 120-150 гривен, а в сегменте «стритфуд», там, где нет посадки и быстрое обслуживание – 80 гривен.
Вложенные инвестиции в проект веганского кафе окупаются не раньше, чем через три года. Но усреднить сложно, так как много переменных, в первую очередь – локация.
Что должны делать аграрии, чтобы увеличить количество потребителей их продукции именно в веганском сегменте? Что касается кафе и ресторанов, то фермер должен начать сотрудничество с основными поставщиками. Поставщики очень удобны для заведений, поскольку ты за один заказ получаешь практически все необходимые культуры. Это очень важно. И второе направление – это выход в ритейл. Если у агрария есть веганские продукты, то ему остается сделать несколько шагов, чтобы доставить их в супермаркеты с практически неограниченным объемом продаж. Это реальный путь к монетизации и увеличению продаж.
#Агрорынок