Битва за маржу: почему украинские олигархи останавливают металлургические предприятия

Из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры и противостояния с новой украинской властью, владельцы металлургических комбинатов теряют прибыль и останавливают производство. Кто может стать следующим?

На уходящей неделе два украинских металлургических предприятия заявили об остановке своих основных производственных мощностей. Это Днепровский МЗ (Днепр), который входит в группу DCH Александра Ярославского, и Днепровский МК (Каменское), который формально принадлежит корпорации ИСД, но очень тесно сотрудничает с Группой Метинвест Рината Ахметова и Вадима Новинского. НВ Бизнес разбирался в причинах остановки предприятий. Чего больше: рыночных факторов или политических интриг? И кто может стать следующим?

Днепровские заводы
Оба предприятия, которые уже заявили об остановке основных цехов, объединяет название — Днепровский. Они находятся в разных городах, выпускают разную продукцию и принадлежат разным собственникам.

Днепровский МЗ — бывшая «Петровка» — в прошлом году была куплена харьковским бизнесменом Александром Ярославским у группы EVRAZ, главными акционерами которой являются российские бизнесмены Роман Абрамович, Александр Абрамов и Александр Фролов. В 2018 году предприятие выплавило 921 тыс. тонн стали.


Днепровский МК формально принадлежит корпорации ИСД (основные акционеры нардеп Сергей Тарута, бизнесмен Олег Мкртчан и группа инвесторов, которых финансировал российский ВЭБ). Весной 2017 года предприятие уже полностью останавливалось на несколько месяцев из-за дефицита оборотных средств. Рестарт произошел летом того же года после того, как здесь появилась группа топ-менеджеров, ранее работавших в Метинвесте. В частности, ДМК возглавил экс-гендиректор Енакиевского МЗ Александр Подкорытов. Кроме того, комбинат начал отгружать готовую продукцию преимущественно через сбытовые структуры Группы Метинвест. Связь с компанией Ахметова/Новинского после того, как она купила почти 50% акций Днепровского КХЗ. Именно этот коксохим в прошлом году выкупил доменные печи Днепровского МК и сдал их металлургам в аренду. По итогам 2018 года Днепровский МК произвел 2,4 млн тонн стали. А в нынешнем году планировал увеличить ее выплавку до 3 млн тонн.

Два предприятия в прошлом году суммарно произвели более 3,3 млн тонн стали. По данным ОП «Укрметаллургпром», украинские металлурги в 2018 году выплавили 21,1 млн тонн стали. То есть доля Днепровского МК и Днепровского МЗ — более 15%.

Что произошло
В конце сентября группа DCH Александра Ярославского сообщила, что с 5 октября будут остановлены основные производственные мощности ДМЗ. Официальная причина: на ремонт. А такой период времени выбран в связи с неблагоприятной рыночной ситуацией. Что именно остановят на ремонты — в компании не сообщили. Но по данным НВ Бизнес речь идет о доменном, сталеплавильном и части прокатного оборудования. То есть о большей части основных производственных мощностей.
Днепровский МК первого октября тоже сообщил о решении не выводить из ремонтов две доменные печи, один кислородный конвертер и одну машину непрерывного литья заготовок (МНЛЗ). Однако, по данным местных СМИ, предприятие намерено прекратить выплавку стали и выпуск готового проката. При этом оно может сконцентрироваться на производстве товарного чугуна. Напомним, что чугун плавят в доменных печах, которые в собственности у соседнего коксохима. Кроме того, в нынешнем году стартовала процедура банкротства Днепровского МК.

Остальные металлурги пока сохраняют загрузку мощностей. «Пока о масштабном сокращении производства объявили только два предприятия украинской металлургии. О подобных планах других комбинатов нам пока неизвестно. Но из-за изменения рыночной конъюнктуры последний месяц все метпредприятия работают в убыток», — рассказал НВ Бизнес Александр Каленков, президент ОП «Укрметаллургпром».

Однако в объединении отмечают, что по оперативным данным в сентябре 2019 года выплавка стали сократилась на 9% по сравнению с августом, до 1,76 млн тонн.

В чем причины остановки метзаводов
Что же происходит? Еще весной аналитики предупреждали, что стоимость металлопроката на мировых рынках в текущем году может существенно просесть.

Так и случилось. Если в ноябре 2018 года цена квадратной заготовки в портах Черного моря составляла $450 за 1 тонну. То по состоянию на 1 октября 2019 года она подешевела до $353 за 1 тонну. Падение — 21,5% год к году. Плоский прокат подешевел менее заметно. С начала года цена холоднокатаного рулона уменьшилась с $445 до $423 за тонну. То есть на 5%. Поэтому первыми ощутили удар производители квадратной заготовки и длинномерного проката.


«Производители попали в так называемые „ценовые ножницы“. С одной стороны, существенно просела стоимость готовой продукции. С другой — подорожало железорудное сырье», — рассказывает Александр Сирик, совладелец аналитической компании Metals Consulting International (MCI, Германия).

В инвестиционной компании Dragon Capital сообщили, что в начале октября по сравнению с январем стоимость железорудного концентрата (содержание железа 62%) в портах КНР увеличилась с $73 до $93 за 1 тонну. То есть рост составил около 27%.

Это привело к снижению рентабельности металлургов по всему миру. Некоторые из них решили повлиять на рыночную ситуацию, сократив предложение готовой продукции.

«В Европе уже несколько месяцев многие предприятия работают не на полную мощность. Здесь вводится сокращенная рабочая неделя. А ремонты основного оборудования продлеваются в 1,5−2 раза. Например, если по регламенту капитальный ремонт доменной печи должен длиться 3 месяца, то его растягивают на 5−6. Таким образом, с рынка временно выводятся избыточные мощности», — рассказывает Сирик.

В России наблюдается аналогичная ситуация. Журнал «Металлоснабжение и сбыт» (МСС) сообщает, что в октябре несколько крупных производителей арматуры вывели оборудование в ремонт. В частности, так поступили Магнитогорский МК, Северсталь, Сортовой завод Балаково и КМК ТЭМПО. Это вывело с рынка 120 тыс. тонн длинномерного проката на период уменьшения складских запасов трейдеров.


Но это лишь одна сторона проблемы. По словам Александра Каленкова, на фоне ухудшения глобальной рыночной ситуации и усиления протекционистских мер во всем мире, в Украине произошли ряд изменений, которые снижают конкурентоспособность именно украинских металлургов. «Это рост стоимости электроэнергии после введения нового рынка. Индексация тарифов „Укрзализныци“. Временное укрепление гривны к доллару. И, что самое важное, желание Кабмина и Верховной Рады увеличить ренту при добыче железной руды. Если Рада примет поправки в Налоговый кодекс, то из отрасли будет дополнительно выкачиваться 8,5 млрд гривен ежегодно», — перечисляет вызовы отрасли президент «Укрметаллургпрома».


Действительно, в последние несколько месяцев в Украине обострилась дискуссия относительно налогообложения добычи железной руды. Верховная рада Украины в настоящее время рассматривает законопроект № 1210 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно совершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве». Документом, в частности, предусматривается повышение ставки ренты при разработке железорудных месторождений с 8% до 10% стоимости товарной продукции горнорудного предприятия. Это предполагает расширение базы налогообложения — не только процесса добычи железной руды, но и ее обогащения.

Первым, кто заявил о необходимости такой реформы, был бизнесмен Игорь Коломойский, у которого к настоящему времени практически не осталось железорудных активов. Но зато появилось большое влияние на власть.

Крупнейшие игроки рынка ЖРС — Группа Метинвест и АрселорМиттал Кривой Рог (АМКР) — уже выразили обеспокоенность предлагаемыми изменениями в Налоговый кодекс. По их мнению, принятие таких правок приведет к значительному росту рентных платежей.

Это официальная сторона процесса защиты. Неофициально в Украине началась масштабная кампания против этих изменений, к которой подключились лоббисты и медиа, лояльные к металлургам. В Раде уже появился альтернативный законопроект № 1210−1, который может привести к появлению компромиссного решения.


Не исключено, что сложная рыночная ситуация также будет использована для продвижения тезисов против столь существенного изменения механизма налогообложения добычи железной руды.

И пока что у металлургов есть ресурсы для этого. Чистая прибыль Группы Метинвест в 2018 году составила $1,2 млрд, а в 1 полугодии этого года — чуть более $400 млн.

Акционеры "АрселорМиттал Кривой Рог" хотят выплатить более 11 млрд грн дивидендов из нераспределенной прибыли за прошлые годы.

Кто следующий
Отметим, что хоть Группа Метинвест не имеет прямого отношения к Днепровскому МК, но зависит от работы этого предприятия. В частности, квадратная заготовка ДМК является сырьем для завода «Промет Стил» (Болгария). В 2017 году после потери контроля над Енакиевским МЗ и прекращения поставок квадрата из Енакиево, Группа Метинвест даже приостанавливала работу болгарского актива. Но пока такого риска нет. «Промет Стил работает в штатном режиме. Если будут проблемы с полуфабрикатами, то наладим поставки из других источников», — ответили НВ Бизнес в пресс-службе Метинвеста.


Что касается других предприятий Группы, то у них, как и у АрселорМиттал Кривой Рог, который еще отходит от обысков СБУ, ситуация более-менее стабильная за счет вертикальной интеграции. Ведь они сами добывают и перерабатывают железную руду, стоимость которой растет на мировых рынках. Кроме того, Запорожсталь (Запорожье), ММК им. Ильича и Азовсталь (оба Мариуполь) — производители плоского проката, стоимость которого упала не столь драматично.

Поэтому новостей об остановке мощностей других предприятий в ближайшие недели вряд ли стоит ждать. Но заявления об угрозе такого сценария сейчас могут участиться.

#экспорт #Металлургия #Метинвест #Ринат Ахметов #Александр Ярославский #ArcelorMittal Кривой Рог #Сергей Тарута #ИСД

Читайте також

Найпопулярніше
Замкнена вертикаль. Що таке Вищий антикорупційний суд і чому його створення бояться політики?
Запит на справедливість або популізм?
Субсидія за новими тарифами: чи вистачить в бюджеті грошей
Актуальне
Голова Тимчасової слідчої комісії наполягає на проведенні розслідування щодо встановлення тарифів на транспортування газу.
У листопаді громадяни України змогли зібрати вдвічі більшу суму Нацкешбеку порівняно з жовтнем, повідомляє Delo.ua.
Шольц висловився про систему Taurus у свіжій заяві.
Теги