Дни Ангелы Меркель на посту канцлера Германии, вероятно, уже сочтены. Но многие из ее политических подходов в Европе и в мире в целом закрепили поддержку политической системы на основе консенсуса. Решение Меркель уйти с поста руководителя своей партии, оставающейся еще на некоторое время главой правительства, заставляет многих политиков и исследователей гадать, какой будет Германия после того, как нынешний канцлер уйдет в отставку.
Из поля зрения часто выпадает одна деталь. Позиция Берлина в отношении главных вопросов, таких как экспансионизм России, кредитные проблемы Греции и поддержка союза с США, больше отражает немецкие интересы и политическую культуру, чем то, кто сейчас занимает пост канцлера. Такой порядок поддерживается в большинстве основанных на согласии демократиях. Но Германия — это особый случай, ведь здесь политический порядок после Второй мировой войны был разработан при поддержке США таким образом, чтобы не позволить одному человеку доминировать в стране снова.
Это вдвойне свойственно периоду работы Меркель, которая с 2005 года пыталась маневрировать между разными политическими настроениями в Германии. Критики часто называли ее чаще администратором, чем лидером. Даже ее сторонники не всегда готовы назвать Меркель «дальновидной». Личное участие Меркель в решении некоторых вопросов, в частности не закрывать границы для мигрантов в 2015 году, помогло разжечь политическое недовольство, которое подорвало ее авторитет. Но последствия этого эпизода проливают свет на то, как редко канцлер бросала вызов политическому истеблишменту. Ни один из ее вероятных преемников не собирается делать то же самое.
«История немецкой внешней политики — одна из наиболее впечатляющих черт периода после Второй мировой войны. В ее основе лежит сообщество НАТО и ЕС, которое обеспечивает безопасность и легитимность стране с кошмарной историей», — отметил политолог Стэндфордского университета и издатель газеты «Ди цайт» Йозеф Йоффе. По его мнению, кто бы ни стал канцлером, Берлин будет оставаться союзником Вашингтона и при этом выдвигать еще более жесткие требования в вопросах обороны и экономики. Германия всегда выберет европейское единство, даже если спасение евро дорого ей обойдется. И Германия будет пытаться сдержать российский экспансионизм, даже несмотря на свое желание иметь дружеские отношения с Москвой.
Долговой кризис в еврозоне вспыхнул как раз на пике работы Меркель. Немецкий канцлер сыграла центральную роль в заключении соглашений о списании долгов и закрепила за собой лидерство в западной европейской политике. Но большинство экспертов считают, что любой немецкий канцлер сделал бы в общем то же самое: сохранил бы еврозону, но при этом минимизировал бы финансовые потери для Берлина, введя жесткие условия для выдачи займов подорванным экономикам. «В кризисе с евро у нее не было много пространства для того, чтобы поступить иначе», — убежден исследователь немецкой внешней политики Американского фонда Маршалла в Германии Улрих Шпек.
Осторожность Меркель относительно предложенного президентом Франции Эммануэлем Макроном усиления управления в еврозоне также отражает нежелание немецкого истеблишмента брать на себя дополнительные финансовые риски ради Европы. Традиционно даже на переговорах с французским союзником и немецкими финансовыми консерваторами она пыталась найти золотую середину. Как и все ее предшественники после Второй мировой войны, Меркель пыталась сохранить союз своей страны с США, несмотря на то, что немецкое общественное мнение весьма скептически настроено. А ее личные отношения с нынешним американским президентом тоже нельзя назвать выдающимися.
«Здесь сильное влиягие оказывает немецкая система. Но были и особые случаи, когда она принимала решение самостоятельно и вопреки советам коллег», — отметил директор Института международных дел и безопасности Фолькер Пертес. Он отметил, что таким исключением было решение Меркель закрыть немецкие атомные реакторы раньше, чем было запланировано. Это решение было в значительной мере продиктовано обеспокоенностью в стране. А последствия от этого шага Берлина до сих пор ощутимы на международной арене, в частности потому, что Германии приходится идти на усиление своей зависимости от газа из России.
Отношения с Владимиром Путиным — это та сфера, где личный опыт Меркель оказался важным для определения немецких и европейских интересов. На протяжении последних 20 лет Германия вместе с США были главными спонсорами порядка, который установился после холодной войны и был нацелен ограничить нежелательное российское влияние в Центральной и Восточной Европе. Это позволило бывшим странам советского блока присоединиться к ключевыи институтам Запада, что разозлило элиты в Москве. Но при этом немецкая промышленность хотела наладить хорошие связи с Россией. И много немецких политиков инстинктивно отдают предпочтение разрядке в отношениях с Москвой.
Когда Россия в 2008 году вторглась в Грузию, Меркель отказалась от жесткого ответа. Но в 2014-м, когда Россия аннексировала Крым и вторглась на Восток Украины, она начала рассматривать экспансионизм Путина как угрозу для Европы. Немецкий канцлер продвигала принятие и сохранение жестких санкций, несмотря на желания немецкого бизнеса и некоторых европейских стран. «Особенно большое значение в вопросе России имели ее личность, знания и ее стратегический подход», — сказал Пертес.
Вероятно, следующий немецкий канцлер будет продолжать этот стратегический подход, который сейчас считается основной политикой Берлина, отметил Шпек. Вопрос лишь в том, будет ли преемник Меркель таким же эффективным на изнурительных дипломатических встречах, которые были присущи десятилетию кризисов в Европе из-за России, долгов или миграции. «За эти годы она выработала особое мастерство в этих встречах на целую ночь», — отметил Шпек.
#Органы власти #российская агрессия #аннексия Крыма #Европейский Союз #Ангела Меркель #Германия