Шестой президент Украины получает из рук пятого страну с небольшим, но стабильным экономическим ростом и еще более стабильной коррупцией, пишет журнал НВ
П ораженные этим недугом суды и силовики пережили пять президентов и снисходительно смотрят на шестого.
НВ обратился к экономическим экспертам, чтобы получить предметный ответ на три вопроса: в каком состоянии Владимир Зеленский принимает Украину, куда он ее поведет и кто или что стоит у него на пути?
В сухом остатке: шестой президент Украины Владимир Зеленский принимает в управление страну нереализованных надежд, все еще достаточно бедную, но в гораздо лучшем состоянии, чем она была в мае 2014‑го."Растущие резервы и ВВП, снижающиеся инфляция, дефицит бюджета, — описывает украинские реалии Павел Кухта, замруководителя стратегической группы советников по поддержке реформ. — Снова нормальные макропоказатели".
Тогда как пятый президент Петр Порошенко принимал страну в состоянии, близком к разрушению: двузначная инфляция, трехзначная девальвация, трехзначные же потери на фронте, массовые потоки переселенцев, восьмизначные потери бюджета, десятизначные — ВВП.
Теперь перед новоизбранным президентом стоит сверхзадача ускорить нынешний черепаший темп роста экономики. И если Зеленский проведет свою пятилетку безукоризненно, то, согласно ожиданиям Кухты, через 15 лет завтрашняя Украина догонит сегодняшнюю Польшу.
Сбудется ли это осторожное пророчество, покажет время, причем ближайшее. По оценке Глеба Вышлинского, директора Центра экономических стратегий, самый главный вызов Зеленского засел не в экономической, а в политической плоскости. Речь идет о преодолении наметившегося сопротивления правоохранительной верхушки.
"Личная ответственность президента — очистка силовых ведомств, а также судов через законодательные инициативы", — подчеркивает Вышлинский. Архисложная задача, ведь судебная, правоохранительная и фискальная системы — последние баррикады украинской коррупции. Они пережили пять президентов и теперь готовятся переварить шестого.
Иди и сравни
Какую страну получает Зеленский? Этот пространный вопрос не на шутку завел Андрея Блинова, главного эксперта Нацбанка, координатора Экспертной платформы. Его ответ потянет на получасовое инаугурационное обращение нового президента к старому парламенту. В сильно сокращенном варианте он выглядит так: сегодняшние граждане Украины утратили значительную часть евромайдановского романтизма и иллюзий, они уже не думают, что для успеха достаточно срезать часть коррумпированной и невежественной верхушки, отказаться от многовекторности во внешней политике и избрать путь развития строго на Запад.
Тем не менее самые важные измеряемые изменения за последние годы произошли в национальной экономике и на финансовых рынках страны.
Украинская экономика по сути не росла уже с лета 2012‑го. Революционные события в стране и внешнеполитическое давление России ускорили украинскую рецессию, превратив ее в полномасштабный кризис 2014 года. Но уже весной 2015‑го наметился поворот к лучшему.
Тогда одним из первых его констатировал, как ни странно, Гарри Каспаров, российский оппозиционер, легендарный чемпион мира по шахматам. На вопрос НВ, что, по его мнению, изменилось за год в Украине, он дал по‑гроссмейстерски точную характеристику: "Ситуация из безнадежной перешла в неясную. Украина вернулась в игру. Появился реальный шанс на успех".
С 2016‑го украинская экономика впервые за последние пять лет после двухлетнего стояния и двухлетнего падения начала в медленном темпе, со средней скоростью 3% в год, расти. Это еще никак не могло компенсировать общий спад экономики, но тренд сменился.
"По сути, Порошенко принимал экономику, падающую на 3–4% в год, — подводит промежуточный итог Блинов. — Зеленский получает экономику, растущую на 2–3% в год".
Возвращаясь мыслями в май 2014‑го, Блинов указывает на то, что дефицит госбюджета достигал тогда 4,5% ВВП, а вместе с госпредприятиями и Пенсионным фондом — свыше 10% ВВП.
"Такой дисбаланс указывал на неотвратимость девальвации и замораживания социальной помощи", — поясняет эксперт.
Сегодня, к тому моменту, когда страна переходит в управление Владимира Зеленского, дефицит бюджета составляет 1,7% ВВП, а госсектор, преимущественно за счет доходов Нафтогаза, Энергоатома, Укрзализныци, уже не является убыточным.
Во внешней торговле перед инаугурацией Порошенко дефицит текущего счета составлял, как выразился Блинов, "аховые $ 16,5 млрд" — 9% ВВП. Сегодня этот показатель значительно лучше — $ 4,5 млрд, или 3,4% ВВП. Хотя это экономическое чудо достигнуто не от хорошей жизни. Даже наоборот. И имя ему — трудовая миграция.
Она наблюдалась и до 2014 года. По данным НБУ, в 2013‑м денежные трансферты от так называемых заробитчан достигали $ 8,5 млрд. В 2018‑м — $ 11 млрд.
При пятом президенте продолжилась политика последних двух президентов по наращиванию госдолга. В результате шестой глава государства принимает страну в период, когда наступает трехлетний пик выплат по внешнему займу (в сумме в течение ближайших трех лет стране необходимо выплатить примерно $ 20 млрд) и существует острая потребность в постоянном рефинансировании такого долга. При этом в начале нынешнего мая общий уровень госдолга впервые с 2014‑го опустился до безопасных границ, ниже 60% уровня ВВП.
Ко дню инаугурации Зеленского на едином казначейском счете скопилось почти 37 млрд грн. Это самый большой остаток с декабря 2017‑го."Откуда деньги?" — спрашивает и сам же отвечает Блинов. В конце апреля НБУ перечислил в бюджет 47,6 млрд своей прибыли. Оттуда и рекордные для начала второго квартала года средства в казначействе.
Блинов приходит к выводу, что результат, доставшийся шестому президенту от пятого, вполне подходит для хорошего старта.
Еще один подарок судьбы — благоприятные тренды на внешних рынках. С начала года цены на газ падают, что открывает перед шестым президентом Украины возможность не повышать тарифы и таким образом удовлетворить и требования МВФ, и чаяния избирателей.
А вот цены на агро- и металлургическую продукцию растут, что крайне важно для устойчивости национальной экономики, пока еще крепко зависимой от этих экспортных доходов.
"Зеленский получает страну, которая оттолкнулась от дна и уже поднимается верх, — замечает Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг инвесткомпании Dragon Capital. — Это пока небольшая скорость, но это траектория вверх".
Сопротивление сторон
Ложку дегтя в виртуальную бочку меда подкладывает Андерс Аслунд, старший научный сотрудник американского аналитического центра Atlantic Council. Он отмечает, что, несмотря на все видимые, а большей частью невидимые достижения, Украина скатилась к унизительному статусу — теперь это самая бедная страна Европы. Совсем недавно на последнем месте была Молдова. Теперь, согласно отчету МВФ, украинский ВВП в пересчете на душу населения составляет $ 2,9 тыс., что на 8% ниже молдавского.
Все дело в том, что мир движется вперед куда более размашистыми шагами по сравнению с семенящей Украиной.
Кроме того, Блинов делает акцент на трех негативных вещах, которые достаются шестому президенту после пятого. В последние несколько лет резко ухудшилась структура экспорта в пользу продукции с меньшей добавленной стоимостью. Например, доля машиностроения сократилась более чем вдвое.
Совокупный государственный долг Украины за период с мая 2014 года по март 2019-го номинально вырос более чем втрое. Прежде всего это произошло за счет наращивания внешнего долга с $ 36,8 млрд до $ 50,4 млрд. "При пятом президенте продолжилась политика последних 15 лет по общему наращиванию госдолга, — резюмирует Блинов. — При этом неблагоприятная внешняя конъюнктура требовала занимать на более короткие сроки".
К тяжелому наследию прошлого Кухта относит и инвестиционное истощение. А это ключевой показатель экономического выздоровления.
До глобального кризиса 2008 года в Украине коэффициент инвестирования был размером в 25% от ВВП. Это на грани между здоровой и очень здоровой экономикой. Но затем показатель скатился к 20%. После кризиса 2014‑го уровень упал ниже 13%. К 2019‑му подтянулся до 18%. Правда, больше половины инвестиций — это вынужденная конвертация долгов в капитал коммерческих банков.
Лакмусовая бумажка доброго здравия экономики — рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Они пока на уровне 1% от ВВП, а чтобы их почувствовала украинская провинция, необходимо не менее 5%.
Разговаривая с НВ, Фурса несколько раз повторяет одну и ту же фразу: денег в мире реально много. Но на их пути в Украину стоят три ключевых препятствия — три беды украинской действительности: отсутствие верховенства права, коррупция силовиков и отток квалифицированных кадров. Кстати, кадры можно вернуть, решив две первые проблемы, уверен Фурса.
Фото: НВ
Первым микроскопическим шагом к позитивному сценарию будет ближайшее голосование Верховной рады за законопроект, который предусматривает создание Службы финансовых расследований вместо экономических подразделений СБУ, МВД и налогового департамента. "Рада никогда не была против. Они все бизнесмены, им тоже эсбэушники не нравятся, — говорит Фурса. — Одним голосованием ты сразу же убираешь одну большую проблему — давление силовиков. Остаются суды и недостаток рабочей силы".
Еще одна задача Зеленского — назначить генпрокурора, способного ловить крупную рыбу в высоких кабинетах, а не распугивать мальков в Фейсбуке. Парламент, не лишенный инстинкта самосохранения, не захочет назначать на эту должность нового человека, способного отправить любого депутата в СИЗО. Сам же генпрокурор Юрий Луценко 6 мая заявил о своем нежелании добровольно покидать пост.
"Я не вижу ни юридических, ни моральных предпосылок, чтобы писать заявление об отставке, — сказал он. — Если парламент выразит мне недоверие, я приму это спокойно".
Спокойствие Луценко обеспечено парламентским единодушием. В Верховной раде собрано 19 подписей за его отставку. Необходимый минимум — 150. Если Зеленскому не удастся продавить через Раду свое видение будущего правоохранительной и судебной систем, он как президент будет обездвижен практически во всех ключевых реформах. И, что самое важное, ему трудно, почти невозможно будет привлечь в экономику крайне важный денежный ресурс, а также вернуть разлетевшиеся по сытым странам трудовые резервы Украины.
Чтобы удержать оставшихся, тлеющему бизнесу придется повышать зарплаты без обещаний роста продуктивности. А это, по словам Вышлинского, — тупик капитализма.
"Рост зарплат должен быть подкреплен ростом производительности труда, что в украинских условиях невозможно при стагнирующих иностранных инвестициях", — поясняет он.
Чтобы иностранные инвестиции не стагнировали, шестому президенту нужно разрубить украинский гордиев узел — заняться проваленной судебной реформой. Как выразился Аслунд, "чтобы членов Верховного суда можно было считать честными людьми".
Также он подчеркивает, что СБУ более не должна иметь дело с экономическими преступлениями. "Восемь тысяч или даже больше чиновников, которые выполняют эту работу в соответствующем департаменте, должны быть уволены, — бьет наотмашь шведский экономист. — Большинство из них уже заработали достаточно, чтобы не нуждаться на пенсии".
Нивелировать сопротивление силовых структур и, что самое важное, коррумпированной судебной системы — это и есть главный вызов Зеленского и основные ожидания международного и внутреннего капитализма.
Это видно из результатов опроса иностранных инвесторов, который Европейская бизнес-ассоциация, инвестиционная компания Dragon Capital и Центр экономической стратегии провели в апреле 2019 года (результаты представлены в графике к этой статье).
Согласно опросу, шестой президент Украины должен сделать то, что не удалось первым пяти, — обнулить коррупцию в силовых и судебных органах. Лишить олигархов любого политического влияния и монопольного положения в ключевых сферах экономики.
"Если собственность в Украине признают безопасной, — резюмирует Аслунд, — иностранцы увидят эти преобразования и захотят присоединиться к украинской партии роста".
#Антикоррупционный суд #Высший антикоррупционный суд #Финансы #Владимир Зеленский #ВВП #рост экономики #коррупция #коррупционные схемы #теневая экономика