С начала антитеррористической операции на Востоке страны, ее участники получили почти 150 тыс земельных участков сельхозназначения общей площадью 190,9 тыс га. Детальной статистики о том, сколько из них на практике занялись сельским хозяйством, нет. Неофициально представители общественных организаций, объединяющих участников АТО признают – процент военных, которые стали фермерами после получения земли, ничтожно мал.
Сейчас предлагается скорректировать систему социальных преференций участников АТО, заменив выдачу им земельных участков денежной компенсацией. Сумма дискутируется, однако концептуально реформа воспринимается с молчаливым одобрением.
Почему не удалось сделать из воинов землепашцев – рассуждает Руслан Хомич, председатель Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Волынской обл.
Прежде всего хочу сказать, что предоставление участникам АТО первоочередного права на получение земли было абсолютно правильным решением. Они это заслужили!
Но давайте представим себе, что происходит дальше. Участник АТО пришел с фронта, он человек среднего достатка, получил от государства землю, и он хочет создать фермерское хозяйство. С чем ему предстоит столкнуться?
Первое – это бумажная бюрократия. Я сам нахожусь в процессе создания фермерского хозяйства с 2012 года. А я не чуждый этой сфере человек, давно занимаюсь сельским хозяйством, возглавляю ассоциацию фермеров. Но я хожу кругами ада шесть лет подряд. То ошибку найдут в документах, то еще что-то надо исправить, из-за бумажной бюрократии мое фермерское хозяйство остается недооформленным.
Во–вторых, молодой человек получает землю 2 га для ведения личного сельского хозяйства, а не для фермерства. Согласно действующему законодательству, пока ты не создал фермерское хозяйство со статусом юридического лица и являешься просто гражданином Украины, то получить землю для фермерства можно только через аукцион. И это тоже нужно учитывать.
Переходим к следующему этапу. Земля получена, фермерское хозяйство создано. Ее надо обрабатывать. Необходимо иметь какое-то помещение и подвод электроэнергии. И тут на сцене появляются частные облэнерго, которые помогают людям за 100 долларов подключить один киловатт электроэнергии. Но чтобы подключить хотя бы обычных электродвигатель, таких киловатт надо много. И тут участник АТО должен иметь на руках около 40-50 тыс. грн и только за фактическое разрешение на подключение.
Следующий вопрос — чем обрабатывать. Сегодня много говорится о господдержке. С нами даже проводят специальные обучающие семинары — как получить деньги «фермерского миллиарда». Но чтобы воспользоваться программой удешевления кредитов, надо сначала этот кредит взять. То есть молодому человеку нужно иметь залог — технику, дом и все остальное, а он «голый и босый» и ему не дадут этот кредит. По другим программам, например компенсации стоимости техники, деньги тоже приходят пост-фактум, то есть сначала он должен найти деньги и купить тут технику, которая ему необходима.
Суммируем — ребятам надо сеять, надо чем-то собирать урожай и, самое главное, надо уметь работать на всей этой технике! Вот они и выбирают простую дорогу. Получил землю – может, когда будет рынок, продам ее, а пока сдам в аренду.
Этим пользуются крупные игроки, агрохолдинги. Зная, где есть большие массивы земли, они организовывают получение участниками АТО участков для ведения личного селянского хозяйства. Такая земля не попадает под мораторий, ее можно продать. У нас на территории Волынской области были случаи, когда целые массивы земли так уходили для ведения ЛСХ. Агрохолдинги платят деньги за оформление этих земель, затем выкупают их у участников АТО и в результате получают поля в частную собственность.
Какой выход?
Небольшим предпринимателям, фермерам, и в том числе АТОшникам, стать конкурентоспособными реально только в кооперации. Участник кооператива является соучредителем, совладельцем набора техники и складов. Он покупает в кооперативе только те услуги, которые ему самому будет трудно оплатить. Это огромный плюс кооперации.
Члены кооператива выращивают каждый свою продукцию и формируют ее в однотипные партии. Они могут иметь общий склад, где хранится продукция. Участники кооператива продают продукцию под брендом кооператива.
Но тут возникает налоговый прессинг. Представители фискальных органов считают, что кооператив должен выступить в роли налогового агента. Потому что он купил продукцию у членов кооператива, и должен взять с них налоги и уплатить военный сбор. Таким образом общая налоговая нагрузка на продукцию людей, которые объединились в кооператив, составляет более 40%. И мы не можем ничего сделать. Сейчас будем «стучаться» в аграрный и налоговый комитеты Верховной рады, чтобы депутаты обратили на это внимание!
В целом для тех участников АТО, которые действительно мечтают о фермерстве необходимо добиться, чтобы кооперативам дали действительно некоммерческий статус и они тогда будут конкурентоспособными. В таком случае участники АТО не пойдут за деньгами, а начнут свой фермерский бизнес и будут иметь честный заработок. А государство от этих кооперативов получит легальные рабочие места с соответствующими социальными взносами.
#Агрорынок #фермерское хозяйство #АТО