Каждая вторая лампочка: что с атомной отраслью страны

Прежде, чем обсуждать, в каком состоянии сейчас находится отрасль (спойлер — еще в достаточно неплохом, учитывая весь объем задач, которые решает "Энергоатом"), нужно осознать масштабы происходящего. Лучше всего в этом помогают деньги. За 9 месяцев этого года компания "Энергоатом", зажатая возложенными спецобязательствами (56,67 копеек за кВт-час), торгующая лишь 10% всей произведенной электроэнергии на рынке на сутки вперед по рыночной цене и, по мнению Минэкоэнерго, неэффективно управляемая, выплатила в госбюджет 12,889 млрд грн. 

Если совсем просто, это огромный источник дешевой, безопасной и, что бы ни говорили экологи, чистой энергии, которая практически не способствует увеличению концентрации СО2 в атмосфере. 

При этом новые блоки никто не строит, а электроэнергия со старых идет на покрытие обещаний политиков. "Политические лидеры и правительственные чиновники продолжают отдавать предпочтение обещаниям "низких цен" для населения — своих избирателей. Данная модель, внедренная в момент обретения независимости, к сожалению, продолжает действовать. Фактически, энергетика, особенно, ядерная энергетика, выступает источником обеспечения популизма", — говорит заведующий отделом энергетической и техногенной безопасности Национального института стратегических исследований Александр Суходоля. 

А энергетическая стратегия, план развития, который определяет основные приоритеты развития страны на десятилетия, будет меняться снова, потому что нынешнее правительство считает предыдущую не работающей. 

В истории страны было уже три энергостратегии. Первую приняли в закрытом режиме в 1996 году, затем — в 2006 — обновили, тогда атомщикам давали возможность покрыть все затраты, причем тариф не поднимался выше 2,5 американских центов. Что могло бы принести госкомпании дополнительные 5,2 млрд долларов прибыли. Это средства, которые можно было вложить в развитие: продлить срок службы энергоблоков без средств ЕБРР и "Евроатома", достроить два блока на Хмельницкой АЭС, чтобы продавать электричество в Европу. После этого стратегию обновило уже правительство Владимира Гройсмана. В атомной отрасли ее тоже считают достаточно неплохой. Теперь новая власть хочет установить новые правила.

Атомная энергетика не ограничивается одним производством электроэнергии. Это целый промышленный комплекс, включающий в себя добычу урана, атомные электростанции и машиностроительные предприятия. Уже в следующем году достроится Централизованное хранилище отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ), что позволит хранить урановые стержни на территории Чернобыльской зоны, а не платить России, как сейчас. Не хватает лишь топливоперерабатывающего завода — предприятия, которое бы покупало уран с госшахт и превращала его в пригодные для использования стержни. И надежного коннекта с той же Европой — для экспорта электроэнергии. 

Причем, сама Европа сейчас находится в достаточно интересном положении. Сторонников и противников атомной энергии примерно поровну, еще ряд стран колеблются. Франция, Финляндия и Великобритания развивают свои АЭС. Некоторые страны пересматривают стратегию — среди них Польша и Эстония. А Испания, Италия, Португалия и Германия — кардинально против. 

С другой стороны, необходимость снижать выбросы СО2 приводит к атомной энергетике, которая в этом плане совершенно чиста. 

Сейчас в Европе работает 126 реакторов, это 100-миллиардный (в евро) рынок, который обеспечивает 26% потребности в электроэнергии. Строятся новые энергоблоки — по одному 1600-мегаваттному во Франции и в Финляндии. Еще по два строит Словакия (800 мегаватт), и Великобритания (3200 мегаватт). Германия, напротив, выводит свои из эксплуатации.

"Атомная энергетика и возобновляемые источники должны работать вместе, — говорит исполнительный директор Foratom (European Atomic Forum) Андреа Гойчея. — Все прогнозы говорят, что именно они будут опорой".

Так, к 2050 году доля атомной энергии в общеевропейском производстве будет равно 15%, при этом установленная мощность достигнет 99-121 гигаватта. А вот природному газу не повезет — его, скорее всего, заменит водород. 

Методы эксплуатации существующих станций — как у нас. "Мы понимаем, что нужно ремонтировать и продолжать срок службы многих реакторов, — говорит Гойчея. — Генерация с уже существующих реакторов самая дешевая".  

При хорошем подходе и правильном обслуживании, украинские энергоблоки могут прослужить еще 20-30 лет. По словам президента "Украинского ядерного форума", экс-главы "Энергоатома" Юрия Недашковского, на сегодняшний день десять энергоблоков отработали свой проектный срок службы. Там заменили оборудование, повысили безопасность — и продлили их срок действия еще на 10 лет. 

"Есть износ физический, а есть — моральный. В "Энергоатоме" мы чаще меняем оборудование, которое морально устарело. К примеру, на всех парогенераторах были установлены по проекту "рычажно-грузовые клапаны". Сменились нормы и правила — мы их заменили. Заменили автоматизированную систему управления — потому что устарела. Системы защиты поменяли на более новые. Системы безопасности поменяли, потому что появились новые правила. А вот что действительно невозможно поменять — это корпус реактора и внутрикорпусные устройства", — подчеркивает Недашковский. 

Впрочем, кое-что удалось сделать заранее, еще 30 лет назад — тогда, чтобы обезопасить корпуса реакторов от радиационной нагрузки поменяли компоновку активных зон. Гораздо позже разработали программу "образцов-свидетелей", благодаря которой сейчас загружен работой маленький реактор (10 мегаватт) в Институте ядерных исследований в Киеве. 

Смысл в том, что образцы металла, из которого изготовлен реактор, облучается в активной зоне, после чего исследователи смотрят, насколько это повлияло на его качества. Исходя из полученных данных, энергоблоки спокойно смогут проработать еще 20 лет. "Мы видим сейчас, что можно сделать программу и 30-летнего продления, потому что в мире это уже есть", — говорит Недашковский. Работу уже начали. 

Что это даст? При правильном распределении средств, страна получит еще 30 лет дешевой энергии. Обойдется все недорого. Если один киловатт установленной мощности новой станции стоит 4,5 тысяч евро, то продление в Европе обходится в 400-800 евро. У нас вышло примерно 300 евро, если судить по десяти блокам. Причем, можно еще и увеличить мощность — к примеру, закончить коннект Запорожской АЭС с энергосистемой, что даст возможность ей работать на полную мощность. И повысить мощность энергоблоков за счет усовершенствования турбин и генераторов — примерно на 7% от того, что есть сейчас. Впрочем, надо ли это?

Энергетика — отрасль весьма консервативная. Она основана на долгосрочном планировании. Что весьма сложно для атомщиков, которые сейчас "латают" рынок электроэнергии. 

"Под бешеным политическим давлением, под шум, что экономика гибнет, "Энергоатом" обязали продавать 90% в рамках ПСО, по цене, которая ниже себестоимости производства, поскольку она не учитывает ни акциз, ни плату за диспетчеризацию, — говорит Юрий Недашковский. — При этом существующий механизм не решает вопрос экономически приемлемой цены для промышленных потребителей, поскольку "Энергоатом" со своей доступной ценой убран с рынка двусторонних договоров". 

Это, собственно, мечта атомного оператора: продавать электроэнергию напрямую крупным потребителям. Те, зачастую, четко понимают свои объемы, а атомные энергоблоки — база, производящая ровно и стабильно. Но вместо того, чтобы выпустить атомщиков на рынок, Украина импортирует электроэнергию из Беларуси и РФ по демпинговым ценам. В результате атомные станции получили диспетчерские ограничения в 300 мегаватт, разгрузились два блока Запорожской АЭС. Упали цены и на рынке на сутки вперед, месте, где "Энергоатом" мог продавать хотя бы 10% произведенной электроэнергии по рыночной цене. Что давало компании, по словам директора "Энергоатом-Трейдинг" Сергея Бедина, 25% от всех средств за реализацию электроэнергии. 

Добавилось проблем и с ВИЭ — из-за них весной приходилось ограничивать мощность энергоблоков. В следующем году ситуация будет повторяться, ВИЭ стало еще больше. "Компания уже получила предупреждение от "Укрэнерго", что весна будет проходить с существенными диспетчерскими ограничениями, возможно еще пойдет высокая вода, — говорит Недашковский. — Минимум два-три блока миллионных (1000 мегаватт или 1 млн киловатт установленной мощности — Delo.ua) могут быть остановлены". Теперь компания изменила сроки проведения ремонтов: перенесла их на время планируемых ограничений. 

Чтобы как-то наладить ситуацию традиционной энергетике не хватает лобби в парламенте. По словам главы Украинской энергетической ассоциации Ивана Плачкова, атомной отрасли удавалось добиться ренессанса, когда в Раде были депутаты-энергетики, которые могли пробиться на прием к президенту. 

Пока же руководство страны закрывает на отрасль глаза. "Было два совещания у президента Владимира Зеленского, на которых я присутствовал, и хотя "Энергоатом" там вспоминали через слово, ни разу мне слова не давали. Было три совещания, в которых принимал участие министр (Алексей Оржель — Delo.ua), и на каждом из этих совещаний он был меньше 10 минут, как только начинались острые вопросы, уходил, ссылаясь на то, что его вызывает премьер", — сказал Юрий Недашковский, отвечая на вопрос корреспондента Delo.ua. Личных встреч, по его словам, тоже не было. 

#Энергетика #Энергоатом #атомная энергетика

Читайте також

Найпопулярніше
Замкнена вертикаль. Що таке Вищий антикорупційний суд і чому його створення бояться політики?
Запит на справедливість або популізм?
Субсидія за новими тарифами: чи вистачить в бюджеті грошей
Актуальне
Росія активізує свої дії в енергетичній сфері. Який нині стан справ та які перспективи попереду?
У Сербії ще один член уряду подав у відставку після фатальної аварії на залізничній станції.
Зеленський висловив свою думку щодо можливості того, що Трамп зможе зупинити війну, а також обговорив фактори, які можуть призвести до поразки України.
Теги