На протяжении десятилетия после финансового кризиса проблема мировой экономики заключалась в отсутствии расходов. Обеспокоенные домохозяйства выплачивали свои долги, правительства вводили жесткую экономию, а осторожные фирмы сдерживали капитальные инвестиции, нанимая новых работников из, казалось бы, бесконечного пула. Теперь гос расходы резко вернулись, поскольку правительства стимулировали экономику, а потребители позволили себе расслабиться. Всплеск спроса настолько силен, что предложение не успевает за ним. Водители грузовиков получают подписные бонусы, армада контейнеровозов стоит на якоре у побережья Калифорнии в ожидании очистки портов и роста цен на энергоносители. Поскольку рост инфляции пугает инвесторов, перенасыщение 2010-х годов сменилось дефицитом экономики.
Непосредственная причина - covid-19. Глобальные стимулы на сумму около 10,4 трлн долларов вызвали яростный, но однобокий рост, при котором потребители тратят на товары больше, чем обычно, растягивая глобальные цепочки поставок, которым не хватало инвестиций. Спрос на электронные товары резко вырос во время пандемии, но нехватка микрочипов ударила по промышленному производству в некоторых странах-экспортерах, таких как Тайвань.
Распространение варианта Delta привело к закрытию швейных фабрик в некоторых частях Азии. В богатых странах мира миграция сокращается, ковид-стимулы наполнили банковские счета, при этом недостаточно рабочей силы готовы к перехододу с ненужных рабочих мест, таких как продажа бутербродов в городах, на востребованные, как складское хозяйство. От Бруклина до Брисбена работодатели ведут безумную борьбу за лишние руки.
Однако, экономика дефицита также является продуктом двух более глубоких сил. Во-первых, декарбонизация. Переход с угля на возобновляемые источники энергии оставил Европу, и особенно Великобританию, уязвимой перед паникой в отношении поставок природного газа, которая в какой-то момент на этой неделе привела к росту спотовых цен более чем на 60%. Рост цен на углерод, созданный схемой торговли квотами на выбросы в ЕС, затрудняет переход на другие грязные формы энергии. Некоторые части Китая столкнулись с перебоями в подаче электроэнергии, поскольку провинции пытаются выполнить строгие экологические требования. Высокие цены на транспортировку и технические компоненты в настоящее время вызывают увеличение капитальных затрат на расширение производственных мощностей. Но когда мир пытается избавиться от грязных форм энергии, стимул к долгосрочным инвестициям в отрасль ископаемого топлива оказывается слабым.
Вторая сила – протекционизм. Торговая политика больше не строится с учетом экономической эффективности, а преследует целый ряд целей – от установления трудовых и экологических стандартов за рубежом до наказания геополитических оппонентов.
На этой неделе администрация Джо Байдена подтвердила, что сохранит тарифы Дональда Трампа для Китая, которые в среднем составляют 19%, пообещав только то, что фирмы могут подавать заявки на освобождение (удачи в борьбе с федеральной бюрократией!). Во всем мире экономический национализм способствует дефициту экономики. Отсутствие в Великобритании водителей грузовиков усугубляется Brexit. В Индии нехватка угля частично объясняется ошибочной попыткой сократить импорт топлива. После нескольких лет торговой напряженности поток трансграничных инвестиций компаний упал более чем наполовину по сравнению с мировым ВВП с 2015 года.
Все это может показаться пугающим напоминанием 1970- х годов, когда во многих местах стояли очереди за бензоколонками, двузначный рост цен и вялый рост. Эти сравнения немного преувеличены.
Полвека назад политики сильно ошиблись в экономической политике, борясь с инфляцией с помощью бесполезных мер, таких как контроль над ценами и кампания Джеральда Форда “whip inflation now”(ударьте по инфляции), которая побуждала людей выращивать собственные овощи. Сегодня ФРС спорит о том, как прогнозировать инфляцию , но все согласны с тем, что центральные банки имеют власть и обязаны держать ее под контролем.
На данный момент неконтролируемая инфляция кажется маловероятной. Цены на энергоносители должны снизиться после зимы. В следующем году распространение вакцин и новых методов лечения covid-19 должно уменьшить сбои. Потребители могут тратить больше на услуги. В 2022 году бюджетные стимулы прекратятся: Байден изо всех сил пытается получить через Конгресс огромные деньги на расходы, а Великобритания планирует поднять налоги . Риск жилищного кризиса в Китае означает, что спрос может даже упасть, что восстановит вялые условия 2010-х годов. А рост инвестиций в некоторые отрасли в конечном итоге приведет к увеличению производственных мощностей и повышению производительности.
Но не заблуждайтесь, более глубокие силы, стоящие за экономикой дефицита, никуда не денутся, и политики могут легко прийти к опасно ошибочным выводам. Когда-нибудь такие технологии, как водород, должны сделать зеленую энергию более надежной . Но сейчас это не восполнит дефицит. По мере роста цен на топливо и электроэнергию может возникнуть обратная реакция. Если правительства не обеспечат наличие адекватных, экологически чистых альтернатив ископаемому топливу, им, возможно, придется восполнить дефицит, ослабив целевые показатели выбросов и вернувшись к более грязным источникам энергии. Поэтому властям придется тщательно планировать, чтобы справиться с более высокими затратами на энергию и более медленным ростом, которые возникнут в результате сокращения выбросов. Представление о том, что декарбонизация приведет к чудесному экономическому буму, неизбежно приведет к разочарованию.
Экономика дефицита может также усилить привлекательность протекционизма и государственного вмешательства. Многие избиратели винят правительство в пустых полках и энергетическом кризисе. Политики могут уйти от ответственности, раскритиковав непостоянных иностранцев и хрупкие цепочки поставок, а также разоблачая ложные обещания повышения самообеспеченности. Великобритания уже выручила завод по производству удобрений, чтобы обеспечить поставку углекислого газа, необходимого для пищевой промышленности. Правительство пытается заявить, что нехватка рабочей силы – это хорошо, потому что она повысит заработную плату и производительность во всей экономике. На самом деле создание барьеров для миграции и торговли в среднем приведет к падению и того, и другого.
Не те уроки в неподходящее время
Сбои часто заставляют людей сомневаться в экономических правилах. Травма 1970-х привела к долгожданному отказу от большого правительства и грубого кейнсианства. Сейчас существует опасность того, что напряженность в экономике приведет к отказу от декарбонизации и глобализации с разрушительными долгосрочными последствиями. Это реальная угроза, которую представляет дефицитная экономика.
#Органы власти #Первая полоса #глобальный кризис #цена на газ #дефицит #протекционизм #декарбонизация